q3d

Как фотографировать мотоциклы, машины, квадры и кареты

Aug 15, 2012 13:09


Съёмка техники, в том числе фотографирование машин, мотоциклов, квадроциклов и другого транспорта, дело интереснейшее и сложное. Здесь сочетается и предметная фотография, и спортивная съёмка, и репортаж, и постановочное фото, и много других жанров. Есть свои секреты и приёмы, также как в любых других жанрах фотографии.




Как красиво сфотографировать мотоцикл или автомобиль я решил поговорить с Евгением Бобриковым - фотографом издательства "За Рулем", ведущим фотографом журнала "Мото". Родом из Шушенского, он начал снимать в 12 лет Сменой 8, с тех пор фотография стала сначала хобби, потом дополнительным доходом, а с 2009-го основным и единственным. В ЖЖ Женя ведёт блог snowrider, прошу френдить, любить и жаловать.

Ещё Женя специализируется на съёмке технических видов спорта и lifestyle, бизнес репортажах и жанровом портрете, любит готовить, танцевать и путешествовать. В общем, и человек интересный, и фотограф опытный.




По взаимной договорённости материал мы построили в формате вопросов и ответов, своего рода интервью, а также, добавили к нему технический разбор некоторых типов кадров - как это было снято, почему именно так и зачем. Забегая под кат скажу, что текст получился совсем не маленький, я даже боялся что в ЖЖ не пролезет, но оно того стоило. И добавлю в качестве намёка - через некоторое время у нас на THG, в рубрике Фото, опубликуем ещё несколько материалов Евгения о фотографии и технике. Особенно, если кое-что из нового оборудования и объективов на тесты вовремя приедет.

Сразу предупреждаю - под катом тяжёлый трафик - очень много красивых фотографий техники.






Давай начнём традиционно - расскажи, чем ты занимаешься, как давно  фотографируешь, в каких жанрах, как это случилось.

Хм... я пошел в кинофотокружок "Крокус" фактически одновременно  с поступлением в музыкальную школу родного поселка Шушенское, где-то в третьем классе. Начинал, как водится, со Смены-8, потом  Смена Символ, ФЭД5В ближе к седьмому классу, и уже на первом курсе журфака НГУ появился мой первый Зенит. А ещё через пару-тройку  лет перешел сначала на пленочный Nikon FG, а потом уже на  цифровой Canon 350D.

По большей части это было хобби, но со временем появились сначала  небольшие, а потом все более серьезные заказы и проекты. Уже  работая в софтверной конторе попал в тусовку "драгрэйсеров", и,  пожалуй, с этого начались съемки авто/мото-техники

Всегда было интересно пробовать что-то новое,а в уже знакомом  открывать новые горизонты. Поэтому никогда не фиксировался на  каких-то одних конкретных жанрах. Хотя нет, лукавлю. Где-то в  2005-м я пару месяцев снимал софт-порно. Может это и сказалось в  итоге, но снимать обнаженку с тех пор не тянет как-то :-)))

Так что остновные направления работы - репортаж, спорт,  техническая съемка, жанровый портрет. И по большей части все это  крутится вокруг мотоциклов - моей любви и образа жизни.




Ок, раз ты снимал софт-порно, давай тогда сразу про религию поговорим. Canon / Nikon / плёнка / цифра / полный кадр / средний формат / дорогие  стёкла - что ты про всё это думаешь?

Ха, я снимал и на слайд и на средний формат и Никоном и  Кэноном. По-большому счету мне безразлично ЧЕМ снимать. Значение  имеет лишь задача и парк доступной техники. А тёрки про плёнку,  цифру, Nikon или Canon считаю исключительно уделом досужих зануд.  Фотография не в железке, а в голове. Подавляющее большинство  современных любительских камер отвечает этим простым требованиям.  Железо должно соответствовать условиям эксплуатации и окупать  себя максимум за полгода-год. Это, конечно, IMHO. Обобщая все  вышесказанное - будь у меня задачи и условия работы проще - я бы  ни в жисть не вкладывался бы в профессиональное железо :-)))

А если кому нечего делать, кроме как спорить за "чистоту  фотоискусства" - то в добрый шлях, а я лучше делом займусь.




Ты хочешь сказать что не обязательно покупать Hasselblad за  миллион, чтобы получить классные профессиональные снимки  мотоциклов? А вот Canon 600D, например, с китовой оптикой хватит?

600-ка - отличная камера. И стоковое стекло тоже неплохое, главное не ждать от него чудес, а грамотно пользоваться тем, что есть. Я и на Canon 300D делал очень хорошие снимки. Если сравнивать с тем же Зенитом или Киевом, 600-й Canon просто  идеальная камера, соответствующая, на мой взгляд 99% задач.

Ну ок, если совсем серьёзно, какая техника нужна? Понятно что  можно и смартфоном, и лейкой, и ведром фотографировать. Но чем ты  обычно снимаешь, что везёшь с собой, что везти критично, а что  вообще не нужно? Я имею ввиду всё - камеру, оптику, штативы,  свет, даже одежду. Есть такой вот "типичный набор автомобильного  фотографа"?

Вопрос на засыпку, конечно же. Единого решения нет. Каждая  конкретная съёмка определяет размер и "фаршировку" фоторюкзака.  Хорошо, если меня везут на машине или автобусе - это один случай. А если  самолетами, мотоциклами, снегоходами - совсем другой коленкор.  Тут уже каждый грамм на счету, а ведь помимо "железа" еще не  забыть про экип, если он нужен.

Самый простой вариант: съемка "банальной" ремзоны с вечными  запчастями и детальками, там работает такой комплект: тушка плюс объектив Canon EF24-70mm f/2.8L, плюс мощная  вспышка со стаканом-рассеивателем, плюс батарейный блок к той же самой вспышке. Порой приходится снимать в жутчайших условиях,  когда горло забивает железная пыль, а "фоном" служит кусок  отделочной плитки. Дизайн-центр, правда, потом все равно думает,  что снималось в студии.

Заставочные снимки требуют вдумчивого, но оперативного и легкого  решения: здесь работает связка: тушка, пара вспышек на  радиосинхронизаторах для создания художественного света,  гориллапод для одной вспышки и стакан-рассеиватель для другой (в  данном случае работает, как штатив), объективы 70-200, 24-70 и реже 16-35  для заставочных фотографий, а 70-200 для деталировок.  Радиосинхронизатор к вспышке нужен регулярно. Бывают такие места,  что без пышек не снимешь.

Когда едешь на несколько дней в тест-драйв, то до кучи берешь ещё  мощный ноут для оперативной обработки картинок, фотоальбом (фотобанк) с жёстким диском для  оперативной очистки флэшек "в полях" и, конечно, все-все-все зарядки к взятому железу и чистилки/протирки/продувки для оптики  и камеры.

К одежде тоже надо очень внимательно относиться. Чаще всего ты  либо сидишь на коленях, либо лежишь на пузе, либо носишься  сайгаком вокруг. Ничто так не убивает рабочее состояние, как  мокрые ноги и замёрзшие пальцы. А посему надо десять раз подумать  и взять нужное с запасом, это лучше, чем маяться недостатком сухого чистого или  теплого белья.

Да, забыл сказать про съемку спорта и соревнований. Тут тоже надо бы иметь с собой полный комплект, если только у тебя нет узкой и чёткой задачи типа "привезти по одному хорошему снимку чемпионов вот в этом повороте". Приходится брать и супертелеобъектив для съёмки на треке, и репортажное стекло для съёмки в паддоках, и ширик. Чтобы под всем этим не сдохнуть берёшь сбрую, по которой уже распределяешь технику.

Съемка в дождь - то еще развлечение. Мало того, что сам лежишь на мокрой земле, а так и оборудование тоже мокнет. Использовать вспышку "влоб" нельзя- она пробьет трассеры капель дождя на переднем плане. Единственный вариант - боковой свет и много-много дублей, чтоб потом из 10-ти выбрать один.

И ещё постоянно проверяешь уровень заряда батарей, что в камере, что во вспышке - это может быть критично.




Зачем снимать ремзону? О_о

Частенько случается необходимость сфотографировать "железо" в стадии ремонта или сервиса. Зачем? Да мало ли! Другим свою "крутизну" в тюнинге показать, запомнить как разбирал, чтоб потом собрать без ошибок, да и просто в сложных световых условиях сделать кадр с оригинальными и красивыми "приблудами".

Вот тут нужна всышка без вариантов. Но не "в лоб", конечно, а через потолок или стену. Оптимально - с насаженным приснопамятным "стаканом", только не надо стесняться его крутить лишний раз. В погожий день, конечно, можно и без подсветки обойтись, но покрутить вокруг солнца аппарат придется. И, как и любых остальных ситуациях, есть общее правило: сначала увидеть кадр, а потом его сделать.




Ты говоришь нужен радиосинхронизатор. А какой? Навороченный и умный, типа PocketWizard Flex TT5 или Phottix Odin с поддержкой  TTL-замера, когда камера работает со светом в связке и  управляет мощностью импульса, или достаточно простого "пускателя", а мощность  выставить руками? У тебя какой? Кстати, ты ничего не сказал про флешметр и экспонометр. Не  пользуешься?

Вот чОрт, и правда ничего не сказал ни про флэшметр, ни про экспонометр... Наверное, просто по причине дефицита места в рюкзаке :-) По большей части работаешь не только в условиях экономии веса/места, но и экономии денег, точнее разумного их использования. Покупать комплект синхры для двух пышек за 700 баксов я как-то не готов, работа-то исключительно в ручном режиме.

Вообще, чтобы ты понимал - стоит задача за ограниченное время привезти фотографии максимально высокого художественного и технического качества, так что возможности прыгать с бубном, пардон, флэшметром вокруг мотика нет никакой. Уже по опыту и на глаз определяешь параметры экспозиции на камере и мощности на вспышке. Лишние мозги только сбивают с толка.




А существуют какие-то правила, там, ну не знаю, "золотое  автомобильное сечение", "правило третей карбюратора", "нельзя  снимать бентли против солнца" - ну какие-то каноны съёмки  и академические запреты для фотографирования автомобилей и мотоциклов? Вот чем отличается фотографирование бегуна на дорожке и мотоцикла на треке? А ещё у тебя много где  горизонт завален, это почему?

По горизонту ты меня, конечно, поймал :-)

К фотографии мотоциклов, машин, как и любой техники применяются, в целом, всё те же законы композиции, что и к остальным жанрам. Но, есть нюансы! Машинки можно снимать с разных точек, что сверху, что снизу, что по уровню лица водителя. Широкоугольник добавляет массивности и брутальности, телевик акцентирует детали. Главная задача и сложность - выявить в снимке цвет и форму, а это, поверь, не так-то просто. В одни моменты ты гасишь блики на поверхностях поляриком, а в другие наоборот ищешь отражения, чтобы подчеркнуть форму. Жёстких канонов нет, скорее есть потребность прочувствовать характер той техники, что фотографируешь.

В идеале - прочувствовать не только визуально, но и тактильно.

С мотоциклами веселее. Визуальный центр тяжести у них существенно ниже, чем у машины, и оптимальная высота съемки составляет от 10-ти до 50-ти сантиметров над уровнем плоскости, на которой стоит мотоцикл. Примерно то же относится к съемке ATV, UTV, снегоходов и гидроциклов. Попросту - чем ниже тем лучше.

Теперь про заваленный горизонт. Раз уж мы помним про основы композиции, то надо принимать в расчет и геометрию техники в движении, следовательно, при съемке меняешь угол наклона камеры так, чтобы в кадре сохранилась динамика, скорость, энергетика, а посему чаще лучше смотрятся кадры с "завалом".

В съемке техники всегда нужно отделять объект от фона. Либо мы это делаем телевиком на открытой диафрагме и короткой выдержке, либо наоборот: подбираешься с шириком на расстояние метра-полутора до объекта и снимаешь его с проводкой. По большому счету вот и всё. Дальше - опыт.




Теперь вопрос медицинский, про колёса - что с ними передними делать на постановочных снимках, куда выкручивать? На себя, от себя, прямо ставить? Как лучше?

При съёмке в три четверти более выигрышно смотрится когда колёса чуть повернуты внутрь (машины) или наружу (мотоциклы) - это добавляет жизни. Словно водитель только встал и отошел попить чаю, но сейчас вернется. То есть либо ставим прямо, либо чуть поворачиваем. А лучше всего делаем несколько кадров, как горизонтальных, так и вертикальных с прямой постановкой колеса и с повёрнутыми. У разных изданий свои правила.




Есть ли какая-то специфика при съёмке и освещении хромированной техники, чтобы она лучше получилась, например, ну или просто получилась. Может быть хром любит какой-то определённый вид рассеивателей, а какой-то не любит? Насчёт положения солнца на небе можешь что-то посоветовать?

Снимая хромированную технику важно отделить её от фона избегать своего отражения в ней. Если этого не сделать, кадр будет забавный, но и только. Лучший вариант - съёмка телевиком и накрученным поляром. При правильном положении если не все, то хотя-бы некоторые паразитные блики уйдут. Жёстких правил насчёт солнца нет, но никто не отменял подсветку. Кадр по солнцу выстроить проще, а грамотно поставленный кадр в контровом свете выглядит очень ярко и привлекательно.







Чтобы передать динамику какие способы используешь? Только ли съёмка с проводкой, или что-то ещё?

А я говорил не только о проводке. Проводка в плоскости сама по себе не очень интересна. В любом движении должно читаться начало и конец, либо же стремление. При съёмке медленной техники нужно делать выдержки подлиннее, но в пределах 1/125 - 1/250. В противном случае разнонаправленные движения колеса, вилки и райдера сделают кадр нерезким для общего восприятия. Слишком короткие же выдержки 1/1000 - 1/2000 и более просто заморозят технику на земле. К снегоходам и гидроциклам это не относится - там короткие выдержки только дополняют чувство драйва: все эти брызги воды, снега и льда - это прекрасно, когда можно разглядеть их в деталях

При съёмке на треке пользуешься супертелеобъективами - только они достают от зоны безопасности до гоночных болидов, и чтобы выделить объект открываешь дырку и задираешь ISO так, чтобы выдержка была примерно от 1/800 и короче. За счёт выскоких скоростей по покрышкам видно, что болид в движении, при этом все чётко, а задний и передний план размыты. Лучше, если на занем плане есть другие участники гонки - добавляет жизни и азарта.

Порой на тест-драйвах я прошу тест-пилотов либо нарезать круги вокруг меня в метре-полутора, либо ложусь почти под точку вылета рядом с трамплином. И вот здесь, конечно, огромное значение имеют скорость и точность следящего автофокуса.
При относительно невысоких скоростях динамику можно добавить и вспышкой, синхронизированной по задней шторке. Такие кадры лучше снимать в контровом свете и на относительно длинных выдержках: 1/100 - 1/200.




Ретушировать много приходится? Сам делаешь или сотрудничаешь с умелым ретушёром? Снимаешь RAW, JPEG, RAW+JPEG? Вообще интересно услышать несколько слов про обработку, про софт, аппаратную часть. И много ли снимаешь за раз?

Снимаю только в RAW - это позволяет экономить время на правке баланса белого, шумов, резкости. Сортирую съёмку на ноутбуке в полнокадровом режиме ACDSee, потом базовая свето-цветокоррекция и основные "красивости" в Adobe Lightroom. Часами сидеть над одной фотографией - непозволительная роскошь. Так что я либо сразу снимаю под конкретный стиль, либо довожу до единого "стандарта качества".

Бывает за пару часов могу настрелять 2 000 кадров, из которых останется от силы 100, но чаще снимаю за полный день от 600 до 800 (без спорта), из которых в корзину уйдет не более 30%.

RAW+JPG снимаю только в случае, когда надо картинку без обработки сразу пустить на плазму или экраны. То есть показали пару раз снимок на большом экране и стёрли. Но такие ситуации случаются крайне редко.




2000 за пару часов? Не волнуешься за ресурс затвора?

Когда лежишь, скрючившись улиткой в багажнике авто, свесившись до асфальта с камерой, интуитивно выставляя зум и угол наклона камеры под едущий в полутора метрах байк, как-то не задумываешься о ресурсе затвора. В голове несколько мыслей:

а) не вывалиться самому на колдобинах
б) не выронить камеру
в) первые два пункта вместе
г) получить хотя бы несколько хороших кадров.

Именно поэтому камера должна быть защищенная от пыли, грязи, воды с быстрым и точным следящим автофокусом. Из любого положения и в любую погоду я должен сделать хорошие снимки, ведь шанса на повтор уже не будет. И, собственно, только это и определяет выбор рабочей техники.




Я знаю что недавно ты купил новейший репортёрский Canon EOS-1D  X, а до этого пользовался 1D Mark IV. Апгрейд как-то существенно улучшит твои возможности?

Спасибо, что вспомнил. До сих пор не верится, что вот он, лежит рядом со мной, новёхонький 1D X. Его задача - уменьшить количество технического брака и уменьшить время обработки. Я много снимаю бизнес-репортажи и как раз там мне актуальны низкие шумы на высоких ISO. Апгрейд был вполне очевидным шагом с ожидаемым периодом окупаемости. Не работай я в таких условиях - мне бы по горло хватило сначала 5D Mark II, а теперь уже и 5D Mark III.




То есть это в меньшей степени апгрейд для съёмки авто/мото?

ЭЭЭ, нет! Работая на «МОТО» и «Руль» в целом снимать приходится фактичестки во всех жанрах  и съемок, требующих высокой точности и чёткости картинок, становится все больше. Конечно, можно работать и старой техникой, типа: «…в журнал пойдет все равно одна фотка из ста с хреновой полиграфией», - но лично меня такой подход не устраивает. Я отвечаю за результат и он должен быть лучшим из возможных в имеющихся условиях. Вот и вкладываюсь в апгрейд личного железа, хотя редакционный  1D  Mark III вроде как всегда под рукой.




Ок, много было сказано про то как снимать, чем снимать. А давай прямо сейчас сделаем небольшой тематический мастер-класс? Возьмём несколько интересных снимков из твоего портфолио, из тех что часто бывают нужны журналам, например, и ты расскажешь, как это снималось,  какие были сложности или нюансы, в чём соль?



ТЕСТ YAMAHA SUPERTENERE XT1200Z

Canon EOS 5D + объектив Canon EF70-200mm f/2.8L IS USM
130mm | 1/400 | F9 | ISO 100
Режим: приоритет выдержки (Tv)
Экспокоррекция +0,33 EV
Доп.свет - отсутствует

Во время съемок сравнительного теста туристических эндуро нужно было показать характер мотоцикла, его готовность к далеким путешествиям по извилистым дорожкам, стремление вырваться из душного города.  Для таких картинок искали ровный и чистый участок дороги с просматриваемой шиканой, красивыми склонами. Пилоты проезжали из одного края зоны видимости в другой по одному и потом возвращались. И так несколько раз, пока результат не будет соответствовать задаче.

Тест снимали в Краснодарском крае, а искомый участок дороги вел как раз в сторону дачи нынешнего президента. В других направления дорога значительно хуже. Так как скорость относительно высокая (около 80 кмч) снимал с условно короткой выдержкой, чтобы уже был эффект проводки, читаемый по склонам, но еще не было шевеленки вилки и пилота от вибраций на не слишком ровном асфальте. Завал горизонта  придает кадру динамику и сбалансированность. Следящий автофокус, серийная съемка.



ШКОДА ОКТАВИЯ, ТУШИНО СРАВНЕНИЕ

Canon EOS 5D + объектив Canon EF24-70mm f/2.8L USM
42mm | 1/80s | F20 | ISO 160
Режим: ручной (M)
Доп.свет - отсутствует

В сравнительном тесте стоковой Шкоды и "заряженной" в тюнинг-ателье нужно было показать их в движении. Один из эффектных вариантов - съёмка фактически от земли из багажника идущего впереди автомобиля. Снимали на автодроме и поворотов там хватало. Изначально определяется положение машин друг относительно друга, чтобы не загораживали свет и соответствовали задаче.  Задача для водителей не очень простая - ехать нужно максимально близко друг к другу и на малом расстоянии от фотографа. Все машины "из салона" и вечером их надо вернуть невредимыми.  Выдержка ставится максимально длинная и съемка ведется безостановочной серией. В зависимости от поворота нужно менять угол завала камеры по X и Y и показывать водителям, как откорректировать положение машин. Три круга в багажнике, вылезаешь из него с трясущимися руками и ноющей спиной и прессом, на которые приходится вся нагрузка. Снимается все в AI-Servo, серийной съемкой, в мусор идет до 95% отснятого материала.

Этот пост пришлось разбить на два, т.к. ЖЖ не позволяет разместить такой большой пост. Вторая часть: Как фотографировать мотоциклы, машины, квадры и кареты #2

canon 1d mark iv, canon 1d x, фото, canon 600d, интервью, canon 5d mark iii, canon, интересно, ликбез, canon 650d

Previous post Next post
Up