почти ППКС-дайджест

Jan 29, 2009 02:44

о фашизме
Никаких убеждений у них нет - они что-то где-то слышали о том, что России вредно христианство, а подлинная наша вера языческая, ведическая, руническая. И еще они что-то слышали про хачей. Им показалось правильным взорвать мечеть, они пошли проводить рекогносцировку на местности, их сцапали, и они немедленно признались во всем. Один, утверждают адвокаты, болен на всю голову и перенес менингит, а другой недавно перестал быть несовершеннолетним.

Любуйтесь, господа: вот это и есть фашизм в химически чистом виде. Он не преследует идеологических целей и не рвется к власти. Он не может объяснить собственных причин и не снисходит до составления программ. Он возник в стране, где ни одно слово больше ничего не стоит и ни одна ценность ничего не весит. Это фашизм бивисов и батхедов, выросших на пустыре.

ППКС

агитпроп
Агитпроп - у него, конечно, в нашей системе функция насквозь служебная. Вдобавок начальники словам вообще не доверяют, а публичным и подавно. У них всё на инстинктах, на жопных невыразимостях. Но - но в словах они на самом деле всё время нуждаются, просто не любят в этом быть уличаемы.

Поэтому наш агитпроп - он, как обычно в России, больше чем агитпроп. он - система специфического влияния, когда те, кто думают, что им нужен внешний пиар для впаривания чего-то "народу", на самом деле впаривают нечто сами себе. Хотя тщательно избегают ситуаций, в которых вдруг обнаруживается, что на самом деле народ и партия едины.

Понятно, что рамка такого влияния крайне ограничена и ситуативна; но это всё же влияние, а не просто служебная функция самопрезентации системы. А в нынешней ситуации, когда для всего происходящего вообще нужны новые слова, это влияние растёт и становится более значимым - но, соответственно, обостряется и борьба за него.

ППКС

премия Кандинского
В нашей стране не существует культуры дискуссии, и нужно очень внимательно расслаивать позиции, отделять одну от другой, чтобы быть правильно понятым. Так, нас обвиняли в борьбе с инакомыслием, но я не имею в виду, что художнику Беляеву не следует иметь его политических взглядов - я уважаю границы его моральных владений, оберегая в свою очередь гигиену своей собственной санитарной зоны убеждений.

Более того, я не имею в виду, что Беляеву не следует свои убеждения высказывать, приватно или публично. Благодаря его сайту я, собственно, и узнала достоверно, что он вообще думает, а то так и могла бы оставаться в неведении и спокойно подавать ему руку.
...
Повторю еще раз, рискуя навлечь на себя гнев прогрессивной общественности: художник Беляев-Гинтовт имеет право быть таким, каков он есть. Более того, я не считаю его бездарным. Он, безусловно, ярок. Мне кажется, все разговоры о том, что он «просто» бесталанный, глупый, невменяемый, шутник, наркоман, фрик и т.д и т.п., что все это «несерьезно» и «декоративно», суть только попытки отвлечь от истинной и совершенно не «простой» проблемы, которая вовсе не в художнике. Она в институциях, в самой премии, в ее жюри, в общественном мнении, а значит - в нас.
...
Боюсь, что проблема была в принципе в высказывании личного мнения. Дело в том, что по своему положению премия Кандинского дается не за лучший с точки зрения жюри проект - она дается за проект наиболее влиятельный. Это значит, что жюри останавливает свой выбор на выборе чьем-то чужом (тех, кто согласился, чтобы на них повлияли, - последователей, эпигонов).

Этот отказ от собственного решения, от собственной позиции, в том числе и политической, и есть язва нашего времени, из которой ползет вся мерзость. Мы против «вкусовщины» (хотя на самом деле обязанность куратора и критика - как раз такой вкус проявлять), мы за некое объективное соответствие.
Чему?

ППКС

(там ещё можно Гройса послушать по ссылке после статьи)

Вообще, не любитель я совриска.
Думаю, что в форме совриска заслуживает существования внимание только левое, потому как оно более прикладное.
Можно же представить (да и есть на самом деле) манифест «Задачи левого искусства», но никак не «Задачи правого искусства» (воспринимаемый всерьёз).

главным социальным слоем в России были, есть и будут помещики
- Дело было в одной национальной республике. Так вот, вся собственность в этом районе записана на него, он распоряжается всей полнотой ресурсов. И всё там работает на благо народа. Под «народом» надо здесь понимать рентные группы - пенсионеры, бюджетники, разного рода иждивенцы (дети), те, кто обслуживает органы муниципальной и государственной власти, а также сами эти органы власти. Во всех селах, где мы были, есть газ, холодная и горячая вода, канализация - в каждом доме. Хлеб развозят по домам. До 40 сортов водки в магазинах. Это коммунистический рай, как он виделся в конце 1970-х годов.

Но в этом раю нет места активному населению - весь бизнес монополизирован администрацией. Это огромное поместье. И процесс становления таких поместий идет во всех регионах, хотя и с разной скоростью и в разной степени. Таким образом, есть формальная административная структура власти - это, так сказать, «реальность», то, что видно сверху. И есть то, что есть по жизни, то есть «на самом деле». А на самом деле есть совокупность поместий, контролирующих территорию, и рентное население.

- А куда девается активное население?
- Занято отходничеством. Они имеют дом в какой-то из этих деревень, а сами заняты отходничеством по всей территории страны. Москва, столицы республик и краев - это центры отходничества. Отходничество может быть суточным, недельным - в радиусе до 500 километров - и вахтовым.
...
Государственные служащие - не было раньше такого сословия. Они состоят из трех категорий: федеральные, региональные гражданские служащие и дипломаты, которые, похоже, будут выделены в отдельное сословие. Среди военнослужащих у нас девять категорий. В правоохранительных органах - восемь категорий служащих. На каждую из категорий есть отельный закон. А также судьи, прокуроры, депутаты, казаки. И это только титульные сословия, относительно которых есть законы. А есть нетитульные сословия, которые существуют в силу традиции. Например, люди свободных профессий - журналисты, писатели, проститутки, - то есть те, кто живет на гонорар. Есть бюджетники - лица, занятые выполнением государственных социальных обязательств. Люди, работающие по найму, чья деятельность регулируется тарифной сеткой и Трудовым кодексом. Коммерсанты. Это не то же самое, что предприниматели. На рынке работают предприниматели, которые рискуют. А есть коммерсанты, которые рискуют лишь в своих отношениях с государством. Они играют на административном рынке, обслуживая бюджеты разных уровней. Есть известный закон № 94 о государственных закупках, который регулирует правовое положение коммерсантов в отношении их закупочной деятельности. Этот закон неявно делит коммерсантов на разные группы. Но есть и явное деление - на три подсословия.

- Каким образом?
- Коммерсанты, или купцы, первой гильдии - члены РСПП, купцы второй гильдии - члены «Деловой России», купцы третий гильдии - это ОПОРА. Это всё институционализировано. Есть также сословие зэков. Их положение регулируется Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексом.

- Есть ли внесословные группы?
- Есть, их принудительной сословизацией занимается Федеральная миграционная служба, специально для этого созданная.

ППКС

вот ещё, до кучи
Низкое качество жизни - жильё, здравоохранение, образование, экология и т.д. Низкие темпы роста экономики. Падение боеспособности армии. И т.д., и т.п.

Всё это - повестка дня перестройки. Это вопросы, поставленные и вынесенные на её бесконечные «съезды» - ни один из которых, разумеется, не мог решить вообще ничего. Но все эти же вопросы стоят перед нами и сегодня, причём некоторые - даже в усиленном, гипертрофированном виде по отношению к ситуации двадцатилетней давности. Фактически, в результате событий 1987-1993 г. - т.е. в результате реализации «мягкого сценария» - мы потеряли двадцать лет. В течение которых эти и многие другие вопросы оказались попросту заморожены, отложены до момента решения одного-единственного, куда более вопроса: увидит ли государство Россия завтрашний день, или рассыплется вдребезги, как рассыпался СССР?

Наше счастье, что ни в одной из соседних стран за весь этот период так и не появилось никого, кто бы пришёл за нами так, как пришла в 41-м году «единая Европа» (в её гитлеровской редакции). Всем было не до нас: мы барахтались в собственных проблемах сами, в то время как мировые лидеры лишь пользовались нашей слабостью и смотрели сквозь пальцы на большинство наших проблем. Но сейчас ситуация меняется, и меняется необратимо. Других двадцати лет, которые можно потратить так, как мы потратили эти, у нас попросту нет.

почти ППКС

японизм и японщина
Роль Японии (а точнее - не Японии, а, повторяю, специфического культурного образа Японии) в позднесоветской и постсоветской ментальности, я думаю, должна быть скорректирована и переосмыслена. Япония была своего рода волшебной грезой для многих ярких интеллектуалов с изначально высокими потенциями. Но, тем не менее, я думаю, будущий историк в числе некоторых вторичных, но существенных подспудных причин, вымостивших дорогу к концу того типа российской интеллигенции, который мы знали в течение нескольких поколений, должен будет описать и японский след. На этом патетическом месте я хотел бы закончить. Есть всякие другие соображения, которые, я полагаю, смогу отчасти затронуть в процессе ответов на вопросы или полемики. Например, очень важный вопрос: а виновата ли Япония во всем этом. Думаю, что нет.

тоже

культура, цитаты, ссылки, государство, искусство, типадайджест, Россия, политика, ППКС

Previous post Next post
Up