Эту новогоднюю ночь я буду вспоминать ещё очень долго. Напоминанием будет ни подарок под елочкой, ни праздничное застолье - все это забылось бы в суете работы и мимолетного отдыха. Вспоминать этот Новый год я буду всякий раз когда мимо проедет УАЗик полиции или пройдет пеший наряд. Вспоминать и с благодарностью улыбаться. Ведь в эту ночь я отправился на «дежурство» с белгородскими полицейскими.
Признаюсь, что когда только ехал к ним на базу в голове крутились разные мысли: что это будет, как и о чём писать? Не понимаю этого, наверное, и сейчас. Но главной целью было для меня - показать людей, их каждодневную работу. Очень сложную и в эмоциональном плане, и в физическом: за те 11 часов, что я сопровождал несколько нарядов ППС мы не разу не заскочили «на огонек» выпить кофе или перекусить. Все это время мы патрулировали ночной город, вслушиваясь в сообщения рации и всматриваясь в окна нашей машины.
Но давайте все по-порядку...
За несколько дней до праздника я договорился с городской пресс-службой о возможности провести эту ночь с дежурившими нарядами Патрульно-постовой службы. К 21:00 31 декабря прибыл на место сбора - здесь каждый из них получил своё задание и закреплённый участок города. Каждый раз это новый маршрут, но в целом он не выходит из зоны контроля конкретного отдела полиции.
Моими первыми «напарниками» стали ребята с позывным «110»: старший сержант Дмитрий Петров и сержант Леонид Приходько - полицейские работают на Харьковской горе. Заполняем документы и отправляемся «на район».
Пока едем по «Новому» мосту интересуюсь: как оно, нести службу в Новый год? Выясняется, что для Дмитрия это ТРЕТИЙ Новый год на службе!!! «Хотелось бы, конечно, быть с родными, с семьей, но супруга из семьи военных, так что понимающе отнеслась к такому раскладу», - говорит Дмитрий и добавляет, что ничего особенного в том, что он будет патрулировать улицы нет - надо же кому-то работать...
Замечаю на панели дисплей - им оборудованы все машины. Здесь несколько камер - передняя, одна в салоне и ещё одна в отсеке для задержанных. Кроме того система ГЛОНАСС «большим братом» наблюдает на экипажем.
На часах 21:30 - первый запрос помощи от полицейских, которые пешим ходом патрулируют улицы. Выезжаем... оказывается, что пьяненький мужчина приснул на лавочке около дома где начал праздновать наступающий. На улице -12 мороза, наряд вовремя обнаружил «снеговичка» и учитывая, что он не буйный и адекватный решаем подвезти его до дома, тем более, что не выезжаем из зоны патрулирования.
Обо всех выездах надо доложить по рации дежурному, а еще записать все в бумажном виде.
Тем временем из динамика рации дежурный сообщает о том, что на Нагорной улице у трансформаторной будки неизвестные жгут костёр. Шашлыки на Новый год во дворах забавная традиция. Продолжаю слушать - на Богданке кого-то выгнали из дома... соседи жалуются на сильный шум... один из патрулей обнаружил замерзшего щенка.
Но мы двигаемся дальше. К своему глубокому удивлению мы едем на мой домашний адрес. Вот уж сюрприз. Но это не экстренный вызов - надо проверить, на месте ли подконтрольный горожанин. Всё в порядке и мы двигаемся дальше. Правда уже на выходе меня в компании двух полицейских замечает бабушка-соседка. Удивлённые глаза говорят о том, что ей будет о чем посудачить с подружками на следующий день.
Ну а мы уже патрулируем дворы - заезжаем наугад, но стараемся лишний раз да проехать мимо «злачных» мест. Это и круглосуточный магазин на остановке, где нередко случаются пьяные драки, и караоке-бар, где тоже выясняют кто круче, но не в вокальных данных, а силе кулака. Отдельное внимание бару, где недавно парню прострелили ногу. «Тут и до этого постоянно разнимали пьяные драки», - поясняет Дима и включает проблесковые маячки - нас срочно вызывает уже другой пеший патруль.
Летим на место. Что я понимаю за эти несколько часов в кабине машины из разговоров с моими собеседниками - чувство локтя в полиции одно из важных. «Сам попадал в подобную ситуацию. Без надобности поддержку не запрашивают» - говорят мне сержанты и я их понимаю.
Задержанный явно перепил и вовсе не похож на недавнего «снеговичка»: везем его в отдел. Наш пассажир моментально заполняет кабину алкогольным амбре и словарным поносом о защите своих прав и том, что он будет писать жалобу. Уже не первый раз он приходит в дом к своей старой матери и требует денег. Мать терпеливо оправдывает сына, но, похоже, что в этот раз он полез с кулаками. И вот результат - эту ночь парень проведет в отделе.
Несмотря на елочную мишуру сероватые стены 1-го отдела полиции все же не самое лучшее место для праздничной ночи. Особенно для тех, кто нарушил пару или тройку статей Административно Кодекса.
«Эй ты, журналист, сними - они меня в наручниках держали. Я жалобу писать буду на них»
Спустя пару минут, осознав, что «дело пахнет керосином» гнев сменяется на милость. «Ну Новый год все таки», - пытается разжалобить жаждущий справедливости своих «обидчиков».
А ведь и правда - скоро Новый год! Ради кадра заезжаем на телевышку, где транслируется прямой эфир. В этот раз без звука...
Поэтому вместо слов Президента слушаем поздравления по радиостанции от коллег моего наряда. «Может мандаринку хотите? Или чайку - я термос взял», - предлагает Дмитрий, но я отказываюсь, ребята же не рассчитывали на вот такого гостя, как я.
Первый час ночи. Эфир сообщает, что где-то драка в доме, соседи жалуются, что в беседке разжигают костёр, на дороге лежит мужчина, а один из нарядов полиции отвез щенка в приют. Скромная улыбка и небольшой комок в горле.
Я прощаюсь с моими героями и двигаюсь дальше - меня ждет центральное место встречи Нового года на открытом воздухе в городе - Соборная площадь. Здесь вовсю народные гуляния.
Кого здесь только нет. Дети, старики, молодежь вышли к елке и радуются самому ожидаемому празднику.
Естественно, что здесь же дежурят полицейские. И если толпа может себе позволить выпить для согрева или потанцевать, то героям моего рассказа ясное дело это запрещено.
Работает полиция как по периметрам, так и внутри. Здесь все спокойно и я выдвигаюсь в северную часть города. Самое интересное ждём меня здесь.
Мои новые напарники старший сержант полиции Иван Лытнев и старшина полиции Евгений Мешенин. «Не спится вам», - встречает меня Иван около одного из крупных торгово-развлекательных центров, куда мы ещё вернёмся. Не успев покурить - выдвигаемся на вызов - разбушевался наркоман.
По адресу встречаем заплаканную мать. Сам виновник побил мебель и отправился на поиски алкоголя. Выезжаем на его поиски.
Частный сектор в районе аэропорта отмечает праздник тише, но звук питард и всплески салюта все же озаряют небо. Поступает новый сигнал - семейная ссора.
У дома нас ждет зареванная женщина. На ней домашние штаны, на босую ногу одетая обувь и куртка. «Не умеют пить они, сволочи. Только вышла к соседке, возвращаюсь а они полезли в драку. Он ему челюсть сломал, кажется», - причитает, вызвавшая нас хозяйка. «Так они ещё меня выгнали на улицу и дверь закрыли. Благо дети в деревне, не видят этого позора», - говорит она, параллельно набирая на мобильном своего супруга.
«Юра, открой дверь, полиция приехала! Открой, я же тут замерзну! Открой пожалуйста ты дверь» - но в ответ женщина слышит лишь бранную речь. В разговор вступает старшина. Не действует...
Оставлять так нельзя - надо вызывать участкового и МЧС, которая должна вскрыть дверь.
Простая ситуация была бы, приехали, проверили, что все живы-здоровы, пообщались бы... А теперь вот так.
Соседка выносит нам кофе. Подъезжает участковый. Снова пытаемся решить вопрос «по-хорошему». Не выходит. Сожитель и родной дядя женщины не реагируют на наши стуки в дверь и окна.
Приезжают спасатели.
Пара минут и мы дома.
«Вы не имеете права заходить в мой дом. Я жаловаться буду с*ки п*доры» - пьяным рыком и брыкаясь грозится глава семейства. Невменяемым его выводят из дома и закрывают в машине.
Притихший родственник с ссадиной на подбородке пытается «договориться».
Но «по-хорошему» не получится и мы держим путь в 3-й отдел. Сколько же всего мы слышим по дороге. И что мусора козлы, и нет здесь ни одного мужчины, маты, проклятья и пьяный вой. «Это ещё ничего», - говорит Иван и я не понимаю, сколько же выдержки в этих словах.
На месте передаём парочку дежурному и начинается бумажная работа. На оформление уходит несколько исписанных мелким шрифтом бумаг. На часах шестой час.
Жутко хочется спать, но адреналин не дает уснуть, а брань задержанного Юры не прекращается. Спасает уставшее селфи )))
Наконец-то покончено, вновь отправляемся на патрулирование.
Мы двигаемся по городу и заговариваем. Говорим о многом. О подростковой преступности, о том сколько получает полицейский и как работать в таких условиях, когда на тебя смотрят как на врага. Тут же никаких нервов не хватит. Почему они выбрали стать полицейскими? «Ну а кто ещё? Хочется хоть что-то сделать. Не смотреть же на это безучастно», - словно читая мои мысли говорит Евгений.
Семь утра - мы наблюдаем на расходящейся по домам толпой из закрывающегося клуба. В здание работает оперативная группа - у подвыпившей девочки украли мобильный. Ушла танцевать и оставила телефон на столе.
От желания спать не осталось и следа. А моим героям - Ивану и Евгению, и оставшемуся на горе Дмитрию и его напарнику работать ещё два часа. Два часа вызовов и реагирования на наши с вами беды. Беды, которые мы сами себе создаём или в которые попадаем. Эти люди герои. Как бы пафосно это не звучало.
Я провёл с ними лишь одиннадцать часов, но мне хватило этого чтобы понять - полицейские это люди, которым не все равно. У них есть свои семьи, свои проблемы, однако же и в дождь и снег, в жару и мороз они выходят на работу. Работать ради нас с вами, друзья. Даже в новогоднюю ночь, которая в нашем городе прошла спокойно.