Могут ли плакать убитые в войне за Отечество и замученные голодом в блокадном Ленинграде? Вы скажете мне, что у погибших нет слез? Неправда! Сегодня небо Ленинграда плакало слезами погибших блокадников и защитников города. Вы недоумеваете?
Да, сегодня в городе, пережившем 900 страшных блокадных дней, установили мемориальную доску союзнику Гитлера, державшего с северного направления блокаду Ленинграда - финскому верховному главнокомандующему Карлу
Маннергейму, возглавлявшему вооруженные силы Финляндии в войне против СССР.
Как только завершились торжества открытия доски, засверкали молнии и хлынул ливень. Думаю, именно столько слез могли исторгнуть из себя погибшие ленинградцы. Павшие воины и умершие от голодной смерти, но не сломленные ленинградцы, взирая на нас с небес, попытались таким способом выразить свой протест потомкам. Казалось, что молнии хотят испепелить позорную доску. А потоки ливня - смыть позор, стыд и предательство этих минут. Именно так я почувствовала происходящее.
Установить памятную доску Маннергейму в нашем городе удалось только с третьего раза.
В 2009 году Даниил Гранин предложил установить памятный знак Маннергейму на Захарьевскойулице, дом 31, где некогда проживал генерал. Тогда, в канун 65-летия Победы, Смольный не одобрил инициативу либерального писателя. (Замечу в скобках, что Гранин тему фашизма воспринимает очень своеобразно. Так, в своем романе «Зубр» он героизировал изменника Тимофеева-Ресовского, работавшего в годы войны в «Анненербе». У меня есть что сказать по этому поводу. Но этот разговор - тема отдельной статьи.)
Тогда, накануне 65-летия Победы, петербургский комитет по культуре
сообщил, что «совет пришел к мнению, что идея установки в Петербурге такой памятной доски нуждается в общественном обсуждении. В канун празднования 65-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне и в год празднования 65-летия снятия блокады Ленинграда, мы не считаем необходимым торопиться с решением этого вопроса. Общество должно прийти к единому мнению. Пока мы наблюдаем полярные точки зрения». Так общество примирилась? Пришло к единому мнению?
Вторая попытка установки доски прошла год назад. Власти сняли уже установленную доску с фасада здания бывшей Академии Генштаба по Галерной улице. Наученные «горьким» опытом лоббисты Маннергейма решили пойти на хитрость. Сегодня была их третья попытка. Пока доска висит...
Нужно отметить, что, во-первых, информация о новой дате установки доски тщательно скрывалась. Я не нашла ни одного упоминания в СМИ об этой акции. С сайта министерства культуры поспешно удалили анонс о предстоящем событии. Господин Кононов - исполнительный директор Российского военно-исторического общества, являющегося инициатором установки доски -
заявил корреспонденту «Фонтанки» в июне этого года: «Мы не комментируем эту историю. Лично у меня нет информации». Подозреваю, кто-то из сотрудников министерства культуры оплошал и уже наказан рублем и выговором. Саму доску в авральном режиме повесили на здание ночью. (Ещё вчера ее на здании не было.)
Многострадальная доска, сменившая адрес
Во-вторых, доску решили повесить по другому адресу, где согласование с городскими властями не требуется, так как здание находится в федеральном подчинении. Чести быть оскверненными удостоились корпуса Военного инженерно-технического университета по Захарьевской улице, дом 22. (Наверное, это подарок к выпускному вечеру, который состоится послезавтра.) Формальной зацепкой в выборе нового адреса послужила информация, что на этом месте ранее находилась церковь лейб-квардии Кавалергардского полка, в котором служил Маннергейм.
Подготовка к церемонии идет полным ходом
И чтобы «подавить» возмущение граждан, мероприятию придали наивысший статус: на церемонию открытия приехали из Москвы глава кремлевской администрации Сергей Иванов и министр культуры Владимир Мединский. Был и Чуров. Да, тот самый «волшебник» Чуров, который сегодня вышел к «народу» и, представившись пенсионером и экспертом, пытался «вразумить» негодующих горожан, пытался доказать, что доску ставят герою-разведчику. Самих жителей Петербурга на открытие не пустили, нас всех «вытолкали» за оцепление. Вероятно, чтобы не смогли ничего увидеть и чтобы возмущенные крики горожан не омрачили торжественное настроение высоких персон.
Оцепление на церемонии открытия доски Маннергейму (толпа вдали - это и есть массовка церемонии)
Бравурные марши в исполнении военных оркестров, вынос знамени, почетный караул… Разве что из пушек не палили…
В ожидании приезды высоких персон шла репетиция
Тщательно отобранная (на моих глазах) массовка из числа «избранных» СМИ и возбужденных студенточек из института культуры создавали картинку довольных горожан. Когда в конце церемонии караул и оркестр чеканили шаг с равнением на доску, кто-то из толпы прокричал (проорал! - не докричаться!): «Не отдавайте ему честь!». Поздно! Честь отдана. Честь народа, честь страны-победительницы в тяжкой войне, честь российской армии. Кто скажет в ответ «Честь имею!»?
Одиночный пикет движения «Суть времени» перед церемонией установки доски Маннергейму
- Вот вы говорите, что слезы людские - вода?
- Да.
- Все катаклизмы проходят для вас без следа?
- Да.
- А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
- Да...
- Но вам удается ее усмирить без труда?
- Да.