Накануне Нового года, наверное, надо писать «легкие» посты. Но мне не хочется скатываться до банальщины. Попробую совместить легкость с интеллектуальной начинкой.
Перед нами полотно советского художника. Художник известный и картина растиражированная. На мой взгляд, она очень точно отражает эпоху, ее главный нерв. Излюбленная тема художников - природа. Казалось бы, как можно описывая природу, показать пульс времени? А ведь художнику это удается блестяще. Всмотритесь в полотно. Обычный зимний день. Именно обычный. Что отражает эту обычность? Чем представленное на картине действо отличается,
типически отличается, от до и послесоветского времени?
На картине обязательно есть люди. Потому что без человека, голая природа не является центром жизни. А художник хочет быть в центре бурления и кипения. Приглядитесь, а что это за люди? Прежде всего, глаз выхватывает лыжницу. Вы сейчас много видите лыжников? В жизни и на современных картинах? То-то и оно. Современный человек, если и занимается спортом, то только в строго отведенных для этого местах: специально оборудованных спортзалах, фитнес-центрах , на горно-лыжных курортах, в бассейнах. С обычной, неподправленной природой спорт практически не пересекается. И тем самым человек лишает себя дополнительной эмоциональной подпитки. Ведь, согласитесь, как здорово остановиться посреди лыжни и окинуть взором бескрайние просторы, втянуть в себя аромат хвои и морозную свежесть снега, услышать трель синичек или стук дятла.
Но художник не поет гимн одной природе. Он, рисуя ее на картине, поет гимн человеку. Его достижениям, его творениям. Автотрасса, проложенная сквозь лес, линии электропередач, железно-дорожная насыпь, спрятавшийся среди елок дом, мчащийся автомобиль. Это всё возвел человек. Не просто человек, а человек советской эпохи. Как пелось в «Марше энтузиастов»:
«Создан наш мир на славу,
За годы сделаны дела столетий».
Сегодня, 30 декабря, мы отмечаем день рождения этой страны Советов, день рождения СССР. Страны нет, но ее творения остались. В живописи, музыке, кино, в нашей памяти. Опираясь на них, оосмысливая прошедшую непростую эпоху, мы можем попробовать построить новую версию -
СССР2.0. Нам нужна не реставрация старого, пусть и трижды замечательного государства, а реванш. Не восстановление прежнего, а построение нового, с учетом сделанных ошибок.
Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987). Подмосковье. Февраль. 1957. Холст, масло. 120 x 194, Государственная Третьяковская галерея