22 (9) июл, 1917

Jul 22, 2017 08:49



Николай Клюев

ПОЭТУ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ
В поучение дали мне Игоря
Северянина пудреный том.
Сердце поняло: заживо выгорят
Те, кто смерти задет крылом.

Лихолетья часы железные
Возвестили войны пожар,
И Мирские Думы болезные
Я принес отчизне, как дар.

Рассказал, как еловые куколи
Осеняют солдатскую мать,
И бумажные дятлы загукали:
«Не поэт он, а буквенный тать!

«Русь Христа променяла на Платовых,
Рай мужицкий - ребяческий бред»...
Но с Рязанских полей коловратовых
Вдруг забрезжил конопляный свет.

Ждали хама, глупца непотребного,
В спинжаке, с кулаками в арбуз, -
Даль повыслала отрока вербного
С голоском слаще девичьих бус.

Он поведал про сумерки карие,
Про стога, про отжиночный сноп;
Зашипели газеты: «Татария!
И Есенин - поэт-юдофоб!»

О, бездушное книжное мелево,
Ворон ты, я же тундровый гусь!
Осеняет Словесное дерево
Избяную, дремучую Русь!

Певчим цветом алмазно заиндевел
Надо мной древословный навес,
И страна моя, Белая Индия,
Преисполнена тайн и чудес.

Жизнь-Праматерь заутрени росные
Служит птицам и правды сынам;
Книги-трупы, сердца папиросные -
Ненавистный Творцу фимиам!

1917

________________________

Комисссия по истории Октябрьской революции и РКП(б).
Исторические документы

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА : (ХРОНИКА СОБЫТИЙ)
Арестован Каменев.
Заседание Бюро В.Ц.И.К. Обсудив вопрос об аресте членов В. Ц. И. К. С. Р. и С. Д. Бюро В. Ц. И. К. постановило: 1) Об аресте своего члена В.Ц.И.К. должен быть уведомлен в 24-часовой срок. При этом президиум В. Ц. И. К. должен быть уведомлен о мотивах ареста. 2) Президиуму В. И. И. К. должна быть предоставлена возможность следить за .следствием по делу члена В. Ц. И. К. подвергшегося аресту. Об этом своем постановлении В. Ц. И. К. доводит до сведения членов Временного Правительства.

Заседание В. Ц. И. К. Заслушивается доклад Церетели по поводу полученных известий о прорыве на фронте и о новом составе Временного Правительства. «В состав Временного Правительства входит 9 членов. Решено, что будет сохранен принцип паритета, будет сохранено равенство представительства Советов и не социалистических партий». Далее Церетели указывает на опасность на фронте со стороны германцев и на опасность контрреволюции в тылу. Предлагает снабдить Временное Правительство чрезвычайными полномочиями.

«Известия» пишут: «В ночь с 9 на 10 июля к одной из береговых батарей Сестрорецка явилась вооруженная толпа демонстрантов с лозунгами свержения Временного Правительства. Толпа сделала попытку захватить орудия и снаряды батареи, но встретила решительный отпор, после чего направилась в лес, где продолжала беспорядочную стрельбу до 3-х часов ночи».

9 июля 1917
________________________

Николай Суханов. Мемуары

ЗАПИСКИ О РЕВОЛЮЦИИ
В воскресенье, 9-го, к вечеру, в Белом зале началось объединенное (с крестьянским ЦИК) заседание и опять продолжалось чуть не всю ночь. Правые хозяйственные мужички, помесь черносотенства и эсерства, истинная социальная опора нового правительства - Керенского и Церетели - выглядели хозяевами положения. Церетели вернулся к кризису власти, отметил, как благополучно и удачно он был разрешен, а затем нарисовал мрачную и, можно сказать, страшную картину нашего внутреннего и военного положения. В частности, он огласил приведенную мною телеграмму с фронта. Это были предпосылки. А выводы были те, что необходимо сделать новое правительство сильной властью, снабдив его неограниченными полномочиями.
На подмогу выступил и Дан. Исходя из левых соображений, он поставил, в интересах правых, все точки над "и". Мы не должны закрывать глаза на то, - сказал он, - что Россия стоит перед военной диктатурой. Мы обязаны вырвать штык из рук военной диктатуры. А это мы можем сделать только признанием Временного правительства Комитетом общественного спасения. Мы должны дать ему неограниченные полномочия, чтобы оно могло в корне подорвать анархию слева и контрреволюцию справа... Не знаю, сможет ли уже правительство спасти революцию, но мы обязаны сделать последние попытки. Только в единении революционной демократии с правительством спасение России...
________________________

газета "Голос народа" №63

ТЕМНАЯ АГИТАЦИЯ
Когда я пишу эти строки, получены последние сведения о действиях темных элементов, называющих себя большевиками, на этот раз уже приезжих, захвативших ночью типографию Павловского и напечатавших воззвание о заключении мира с Германией, о прекращении войны и о том, чтобы на фронт не шли. Теперь воззвание это, расклеенное по всему городу, гражданами и милицией срывается. До чего еще дойдут эти темные, появившиеся у нас силы, поживем - увидим.

9 июля 1917
________________________

Черниговская земская газета №54

22 (9) июля в г. Новозыбкове состоялось совещание представителей уездных общественных организаций северных уездов - по вопросу об оставлении этих уездов в территории Украины или о выделении их из Украины.
По докладу Новозыбковского Исполнительного Комитета, в котором было освещено историческими данными политическое и культурное единство северных и южных уездов губернии, вынесена резолюция: ак как между северными и южными уездами Черниговской губернии исторически существует политически-культурная и экономическая связь, то северные уезды губернии (Новозыбковский, Мглинский, Стародубский, Суражский и Новгородсеверский) не отделяются от южных, а остаются в территории автономной Украины с обязательным обеспечением прав меньшинства населения.

18 июля 1917
________________________

Известия Клинцовского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов №4

ПРИЧИНЫ ДОРОГОВИЗНЫ
Государство должно назначить предельные цены на все товары и во избежание паралича промышленности, установить контроль над производством. В этом деле государство нуждается в содействии местных органов самоуправления.
А для того чтобы эти последние действительно заботились об интересах трудящихся масс, необходимо, чтобы состав их был вполне демократическим, и для этого теперешний муниципальный закон дает полную возможность. Надо только, чтобы трудящиеся проводили на выборах в городское самоуправление своих истинных защитников, т. е. социалистов. И эта задача стоит теперь на очереди перед Клинцовскими трудящимися массами.

9 июля 1917
________________________

Федор Степун. Мемуары

БЫВШЕЕ И НЕСБЫВШЕЕСЯ
9-го июля Временным правительством была получена сводная телеграмма председателя Исполнительного комитета Юго-Западного фронта Дашинского и председателя Исполнительного комитета Н-й армии Киреенко, превзошедшая своим содержанием самые мрачные предчувствия.
«На протяжении сотен верст в тыл тянутся вереницы беглецов с ружьями и без них, здоровых, бодрых, потерявших всякий стыд, чувствующих себя совершенно безнаказанными. Иногда так отходят целые части. Члены армейского и фронтового комитетов и комиссары единодушно признают, что положение требует самых крайних мер и усилий, ибо нельзя останавливаться ни перед чем, чтобы спасти революцию от гибели».
Почти тождественные по содержанию телеграммы были двумя днями позднее присланы Временному правительству, Центральному исполнительному комитету и Верховному главнокомандующему комиссарами 7-й и 8-й армий Савинковым и Филоненко. Обе телеграммы кончались требованием немедленного введения смертной казни.
________________________

Иванов-Разумник. Письма

МАКСИМУ ГОРЬКОМУ
В "Деле народа" я дважды отзывался печатно (и в отделе печати, и в статье "Тугарина") по поводу вызывающей омерзение выходки Бурцева*, хочу высказать Вам это и лично в письме, - как в письме же выражаю это свое мнение и Бурцеву. Крепко жму Вашу руку и желаю твердости и бодрости в эти тяжелые для всех нас минуты и дни торжества многоликого мещанства и в социализме и в обществе.

после 9 июля 1917
________________________

Василий Кравков. Дневники

Директивы меняются ежечасно. Войска наши безо всякого натиска и нажима со стороны неприятеля быстро отходят. Какое торжество теперь должно быть у мошенников, то бишь «большевиков», и какое глубокое разочарование наших идеалистов, так веривших в своего идола - «святой народ»!
За затруднением в движении в автомобиле по запруженным дорогам отходящими войсками и обозами Керенский теперь уже «летает» в аэропланах, продолжая выполнять свою дон-кихотскую миссию воздействия на патриотические чувства освобожденных рабов.
Настроение у всех паническое. Нервно и спешно отступая, войска и учреждения бросают огромную массу драгоценного материала. Сожигаются склады с огромными запасами сахара, консервов, шатров, белья и прочих предметов как военного снаряжения, так и интендантских и врачебного санитарного имущества. Сожигается все в значительной степени и по причине неимения средств для увоза. Сплошной ужас. Великая человеческая бессмыслица. Начался великий наш исход из Галиции!

9 июля 1917
________________________

Василий Болдырев. Дневники

Целая серия неприятностей. Все хотят командовать, все желают быть властью, и никто не хочет ни повиноваться, ни работать.
Драма на юго-зап. фронте, грозящая свести на-нет все наше положение в Галиции, покрыть позором революционную армию и погубить Россию, - наконец, отрезвила наших правителей-идеологов. Но теперь суровые приказы могут уже остаться пустым звуком и, как не опирающиеся на реальную силу, явятся лишь простым лоскутом бумаги.
Армейские Комитеты и комиссары правительства в отчаянии телеграфируют по всем направлениям и, конечно, безуспешно.
Главкоюз и командарм 11-й отдали распоряжение расстреливать бегущих. Через 4 месяца пришли к старому приему, который с такой пышностью и отвагой был отменен Керенским!

9 июля 1917
________________________

Алексей Орешников. Дневники

Прорыв нашего фронта в злочевском направлении продолжается, противник идет к Тарнополю; некоторые части наших войск умышленно отходят. Положение печальное! Из Петрограда приехал Н.М. Гайдуков, рассказывал, что тамошние кровавые события заставили поправеть даже многих левых; теперь там относительно спокойно. Окончил статейку «Задачи русской нумизматики древнейшего периода».

9 июля 1917
________________________

Михаил Богословский. Дневники

Был в церкви - единственное убежище теперь, где еще раздаются слова любви и мира посреди повсеместных криков о ненависти, мести, предательстве, истреблении и т. д.
Соседи получили № «Рыбинского листка» с рядом первостепенной важности известий: немцы прорвали наш фронт под Тарнополем и на 30 верст нас прогнали. Это, я боюсь, создает опасность для наших у Галича. Ушел из правительства князь Львов, разойдясь с социалистами, и премьером сделался Керенский, сильно, кстати сказать, изменившийся за последнее время. Он прибегает теперь к самым крутым и строгим мерам для восстановления дисциплины, которую сам же расшатал своими нелепыми декларациями. Итак, власть всецело перешла к социалистам, и теперь надо ждать опытов осуществления незрелых социалистических идей вроде социализации земли в правительственной практике. Посмотрим, что может из этого выйти. Пусть социализм, который так много обещал, маня в неведомые туманные дали, покажет себя на деле. Если это ему удастся, он упрочится и построит свой, хотя и чуждый нам порядок. Если он провалится - а провалиться может он с самыми злыми и несчастными последствиями, с разорением страны, междоусобиями, немецким игом, - он будет проклят страною так, что и само имя социалиста станет ненавистным для нескольких будущих поколений. Это учение у нас должно себя исчерпать; иначе оно все будет тлеть в подполье, противодействовать всякому порядку и постоянно угрожать пожаром. Итак, пусть делают опыт, и, может быть, страшно горький опыт. Либеральные элементы отодвинулись совсем от дел.

9 июля 1917
________________________

Рюрик Ивнев. Дневники

Читать газету теперь - это все равно, что пить кровь. Утром проснешься, набросишься на нее, «напьешься» до одурения, а кончишь, отбросишь и, точно пьяный, готов опять заснуть.

9 июля 1917
________________________

Мария Бочкарева. Мемуары

БАТАЛЬОН СМЕРТИ
Я пришла в сознание в госпитале в тылу. В результате тяжелой контузии от разрыва снаряда у меня нарушился слух, и, хотя я понимала то, что говорили, сама ничего сказать не могла. Меня отправили в Петроград, и там на вокзале мне устроила встречу группа высокопоставленных лиц, включая многих дам - патронесс моего батальона и нескольких армейских офицеров из высших чинов. Керенский прислал своего адъютанта. Генерал Васильковский, сменивший Половцева на посту командующего Петроградским военным округом, также был среди встречавших. Меня осыпали цветами и поцелуями. Но на все приветствия я не могла ответить ни единым звуком и только неподвижно лежала на носилках.
Меня отвезли в госпиталь, где поместили в просторной светлой палате. Вскоре пожаловал и сам Керенский. Он поцеловал меня в лоб и подарил красивый букет цветов. Затем сказал несколько слов, извиняясь за те волнения, которые он доставил мне во время спора по поводу введения системы комитетов в батальоне, и похвалил за храбрость. Он заявил, что я показала замечательный пример мужчинам на всем фронте. И, наконец, пригласил зайти к нему, как только поправлюсь.
________________________

журнал «ИСКРЫ» № 29
30 июля 1917



НОВЫЕ МИНИСТРЫ
Правительственный кризис разрешен и новый кабинет сформирован во главе с А. Ф. Керенским. В министерство входят социалисты, кадеты, радикал-демократы. Ни для кого не тайна, однако, что представительство всенародное, какое желали бы видеть в правительстве, не нашло себе полного выражения. Новый кабинет носит характер правительства компромисса. Пока даем биографии и портреты следующих новых министров.

Управляющим военным министерством назначен Б. В. Савинков, выступавший недавно с категорическим требованием смертной казни для изменников, доведших армию до развала и катастрофы.

Детство и юность Бориса Викторовича Савинкова протекли в Варшаве, где жил его отец - мировой судья. там же он окончил гимназию. Затем поступил в Петроградский университет. Товарищем его по гимназии, а впоследствии и по боевой организации с.-р. был известный террорист Каляев. В 1899 г. студент Савинков за беспорядки был уволен из Петрогр. унив. и выслан в Вологду, где познакомился с Брешко-Брешковской. Это знакомство сыграло решающую роль в направлении политической работы Бориса Викторович(а). Он вступил в партию с.-р. видным работником, которым остается и поныне. За время своей революционной деятельности Савинков был арестован много раз. В 1903 оду он руководил делами боевой организации партии социалистов-революционеров, был членом центрального комитета партии с.-р., принимал участие в убийстве Мина, в деле Плеве, в убийстве московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, в покушении на адмирала Дубасова и в покушениях на царя, ныне свергнутого великой революционной русской армией и народом. Участвовал во многих политических убийствах и покушениях. В мае 1906 года Савинков был арестован в Севастополе по обвинению в покушении на коменданта Севастопольской крепости генерала Неплюева, но бежал из-под стражи накануне смертной казни.

В 1907 г. Савинков бежал за границу, где много работал для дела великой русской революции и теперь в апреле вернулся на родину.

Министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев по окончании пензенской гимназии поступил в московский университет. В 1900 году был арестован. После освобождения уехал за границу, где окончил философский и юридический факультеты. В 1904 году Авксентьев вернулся в Россию и здесь после образования первого совета рабочих и солдатских депутатов в 1906 году был избран товарищем председателя. Когда совет был ликвидирован, Авксентьев был сослан и впоследствии эмигрировал в Париж.

Новому министру внутренних дел в настоящее время 39 лет. В Петроград Авксентьев вернулся в первые дни революции. После образования совета крестьянских депутатов по предложению Брешко-Брешковской был избран председателем исполнительного комитета совета крестьянских депутатов.

Он известен, как прекрасный оратор и в своей партии носил кличку «Жорес».

Министром юстиции назначен известный адвокат А. С. Зарудный.

Сын творца судебных уставов, А. С. Зарудный по окончании училища правоведения поступил на службу по министерству юстиции, где занимал целый ряд должностей в центральном ведомстве. При бывшем министре юстиции Муравьеве вышел в отставку и посвятил себя адвокатуре.

А. С. Зарудный участвовал в целом ряде политических процессов, в том числе в деле лейтенанта Шмидта, процессе Бейлиса и т. д. После назначения А. Ф. Керенского министром юстиции, А. С. Зарудный занял пост товарища министра юстиции, затем был председателем петроградской судебной палаты. По своим политическим убеждениям А. С. Зарудный примыкает к трудовой группе.

Министром путей сообщения назначен П. П. Юренев, член Г. Думы второго созыва. П. П. Юренев - инженер, один из строителей Московско-Киево-Воронежской железной дороги. В Москве он выдвинулся своей деятельностью в городском самоуправлении, сначала как гласный, затем, при М. В. Челнокове, как член управы и в последнее время, при Н. И. Астрове, как товарищ городского головы.

В последние годы был энергичным работником и в союзе городов и в «Земгоре», где участвовал в организации транспортного дела. В московском техническом обществе П. П. Юренев также играл видную роль.

П. П. Юренев - член центрального комитета партии народной свободы.

Новый государственный контролер Ф. Ф. Кокошкин - известный знаток государственного права. Перводумец и тов. секретаря 1-й Г. Думы Ф. Ф. Кокошкин был избран от Москвы, он воспитанник московского университета и впоследствии в качестве приват-доцента занимал в нем кафедру госуд. права. Ф. Ф. Кокошкин занимает видное место в партии народной свободы.

Министр призрения, только что покинувший министерство юстиции, где он пробыл всего лишь несколько дней - И. Н. Ефремов, известный член Г. Думы всех четырех созывов, он происходит из казачьей семьи, давшей войску Донскому в XVIII ст. двух атаманов. Н. И. Ефремов много работал в сельскохозяйственных обществах, как окружных, так и мелких казачьих и крестьянских, деятельность которых направлял к содействию мелкому сельскому хозяйству и к пробуждению самодеятельности и инициативы землевладельцев. Он является представителем радикально-демократической партии.

А. Ф. Керенский, председатель совета министров и военный и морской министр. Последний портрет.
Б. В. Савинков, управляющий воен. министерств.
Д. Авксентьев, министр внутренних дел.
А. С. Зарудный, министр юстиции.
Ф. Ф. Кокошкин, государственный контролер.
П. П. Юренев, министр путей сообщения.
И. Н. Ефремов, министр призрения.



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ВТОРОГО ПЛАНА

Черное Колесо

Previous post Next post
Up