Сравнение заслуг

Feb 18, 2008 22:42

Затронули важный и давний для меня вопрос:
Зависит ли "заслуга" человека от того, насколько ему трудно досталось это достижение?

Здесь сразу всплывают несколько вопросов.

1. Можно ли мерить и сравнивать "заслуги" перед Богом?
2. И если можно сравнивать, то зависят ли заслуги от количества трудностей, и если зависят, то как?


Во-первых, конечно, "мериться" праведностью - это дело сложное, если не безнадежное.
Многие по себе знают, что иногда 5 мин. молитвы искренней очищают душу сильнее, чем 3000 молитв в день.
Ясно, что все зависит от благодати.
Тут на помощь может придти известный совет по молитве:
Молись усердно. Даже если тебе Бог не дает благодати на молитву. Ты все равно молись. Может ты так надоешь Господу своими молитвами, что он все-таки даст тебе и благодать хоть на 5 минут.

То есть, хотя все и делается по благодати, но нам грешным, все-таки нужны какие-то реальные простые правила - как и что делать.

С этой точки зрения и на этом упрощенном уровне нужно признать, что можно сравнивать некоторые правила: если так поступишь, то это будет хорошо, а если эдак поступишь, то будет еще в два раза лучше.

Грубо говоря: 5 мин. помолиться хорошо, а 10 минут - это лучше. Не стоит скатываться здесь еще больше к арифметике - в два раза лучше, но просто лучше.

Теперь перейдем к заслугам.
Возьмем пример курения.
Чтобы побороть этот грех одним надо усилие огромное совершить. А другим - небольшое.
Наверное, тот, кто бросил курить, и ему это труднее было сделать, сделал бОльшее дело. Взошел на большее количество ступеней Лествицы.

Но тут легко составить мнение, потому что результат одинаков, а усилия разные. Можем согласиться, что больше сделал тот, кто больше приложил усилий.
Но такая ситуация бывает только в теории. А в жизни бывает смешение результатов и усилий.

Вот человек, который не курит и не пьет. Условно - он на ступеньке №50 Лествицы.
А вот человек, который пил, курил, но завязал. Если бы он был бы во всем остальном полностью похож на первого, то был бы на ступеньке №60 (или выше) Лествицы.
Потому что, тот, который бросил, он, во-первых, уже такой же трезвенник, а во-вторых еще имеет опыт преодоления, может его дать другим людям, или даже своим примером дает им надежду и пример.

Но опять это конструкция теоретическая. На практике для зрелого человека, вероятность того, что не закурит не куривший гораздо больше, чем та, что не сорвется завязавший.
Слишком многие и слишком часто срывались.

Здесь, зайдя в мелкий тупик, лишний раз понимаешь, насколько человек верующий превосходит человека мудрствующего:).

Пора наконец вспомнить про лепту вдовы.
То есть один и тот же результат (пожертвовал 10 руб.) больше значит для того, у кого эти 10 руб. последние, и мало что значит для олигарха.

Но здесь надо деяние разделять на две составляющие - собственно «результат» (эти 10 руб. на пользу бедным) и «совершенствование души», которое происходит от прилагаемых душевных усилий.

Подойдет аналогия в спорте.
В категории 150 кг. спортсмен поднимает, например, 200 кг., а для подростка весом 30 кг. этот вес уже непосильный.

Получается, что чем меньше вес спортсмена (имущество человека или таланты человека) тем больше заслуги при одинаковом результате.

Но если теперь вспомнить, что и имущество и таланты тоже даются от Бога, то можно совсем запутаться.

То есть та самая вдова, конечно, ничего не имела, но это так Бог дал. А олигарх многое имеет, а, может, Бог дал именно ему, чтобы он имел. Может у олигарха предназначение именно быть богатым, чтобы его сын, например, построил второй Храм Христа Спасителя в одиночку? Может олигарх и не имеет морального права раздавать пол-имущества бедным, которые его точно пропьют?

Получается в итоге.

Как минимум, неоднозначна мысль - «кто больше страдал, у того и «заслуги» больше».

Бесполезно спрашивать:
Я вот постился, но это мне было в удовольствие, т.к. я легко обхожусь без пищи, а другой постился в страданиях и мучениях от голода. Разве другой больший праведник, чем я?

Бесполезно спрашивать, потому что:
1. Не нам судить о праведности
2. Мы в этой жизни не очки набираем, а выполняем свое предназначение, кто как его чувствует. А оценивать будет ясно кто, но не мы.

Если между людьми сравнивать благодать глупо и невозможно, то, может быть, можно для самого себя сравнить благие и не очень благие поступки.

Я же, например, чувствую, что мне не курить легко. Я не буду сравнивать, что тут заслуг меньше у меня, чем у другого. Но я буду для себя делать вывод: если у меня уже есть эта ступень, то я должен взбираться на следующую.

Перед каждым - своя Лествица.
Я не сравниваюсь, как кто идет по своим Лествицам. У каждого - своя.
Но если я уже забрался на ступеньки - «не пью», «не ворую», делаю хоть какие-то благие дела, то я должен сразу, спокойно штурмовать следующие ступеньки, делать еще больше благих дел и так без конца.
Получается, что если уж нам Бог дал просто не курить или не воровать или еще что хорошее, и это нам легко, то мы не должны это сравнивать с теми, кому Бог не дал этого.
Как если у человека нет ног от рождения, то мы не говорим, что нам бегать легко, гораздо легче, чем ему. Мы не говорим, что вот у него больше заслуг в преодолении километра. Мы не говорим, что у нас меньше заслуг, чем у него. Потому что лучше это не сравнивать.

Задам сейчас себе вопрос:
- А с какого греха мне начать сегодня борьбу? С грехом гнева или с грехом зависти?

Лично для меня будет ответ - с грехом гнева.
Потому что грех зависти меня слабо атакует.
Вот внутри себя сравнение оказалось полезным.
Надо взбираться на ту ступеньку Лествицы, которая перед тобой.

.

Мораль, Работа над собой

Previous post Next post
Up