БЕЗ КАРТИНКИ
Седьмая часть со ссылкой на предыдущие
здесь, - а прежде чем начать, хочу ответно поблагодарить свидетелей и участников событий, благодарящих меня за этот цикл в личке, но особое спасибо уважаемому Алексею Сахарову, человеку в теме, за его "
Могу лишь подтвердить, что в той части, которая мне известна порой не хуже, а лучше уважаемого Льва Рэмовича, он точен". Для меня это подтверждение очень ценно, тем паче, что Алексей счел возможным высказаться открыто.
Это во-первых. Во-вторых, всем, кого волнует, почему я совсем не пишу про финансовые потоки, отвечаю: потому что об этом ничего не знаю, да и знать не хочу, а кроме того, в 2014-м (во всяком случае, весной-летом) эта сторона вопроса еще не была актуальна. В-третьих, глупому, но вежливому укру, написавшему "Россия вмешалась в дела соседей только потому, что ей не нравилась политика Украины, а как это называется на языке международного права и морали?", поскольку он все-таки вежлив, сообщаю:
я не в курсе, кто и куда вмешивался, как по мне, так никто и никуда, потому что так не вмешиваются, но, если уж на то пошло, однажды Вьетнаму не понравилась политика соседей из "Демократической Кампучии", а Танзании в том же году, через несколько месяцев, не понравилась политика соседней Уганды, и Вьетнам с Танзанией вмешались, - но никаких претензий ни у кого не возникло. Разве что Штаты, имевшие определенные виды на "красных кхмеров" и Иди Амина, слегка побурчали,
и наконец, для всех, кому интересно, почему я много пишу о всяких кулуарных интригах, но совсем не пишу про обычных людей Донбасса: только потому, что про обычных людей нечего писать. Обычные люди сражались, умирали, ждали и верили в Россию, которая своих не сдает, потому что ведь прозвучало же: "И пусть только попробуют". Ничего большего они, как и разгромленное подполье Новороссии, сделать не могли. А теперь, когда все "спасибо" сказаны и ответы даны, вернемся в август...
(а) Если в Донецке обстановка к тому времени была относительно сбалансирована, то в Луганске, как уже писалось, слишком зараженном "живым творчеством масс", творилось интересное. Во-первых, там еще в июле появились новые люди, не "вежливые", а скажем, "добрые". Эти добрые люди были прекрасно одеты, обуты, имели при себе все, что нужно иметь человеку в полевых условиях, и взялись непонятно откуда (точно могу сказать, что к ВС Российской Федерации они никакого отношения не имели), причем вели себя прилично, и Триумвират встретил их с радостью, поскольку официально они пришли, чтобы помочь приструнить "полудиких" и наладить ситуацию с антрацитом, то есть, решить самые больные вопросы.
(б) Параллельно "группа А" занималась тем, что официально именовалось "политической организацией ЛНР", формально оказывая помощь "группе Б", которая, согласно джентльменским договоренностям, курировала Луганск, но не имела должного опыта в такого рода делах. Работали быстро и эффективно. Уже к концу первой декады августа двое из триумвиров (Карякин почти не брыкаясь, Цыпкалова пришлось уламывать) согласились, что без Болотова будет лучше. С этим согласилась и группа Б": ее лидеры видели, что Болотов, пусть и симпатичный им, не справляется, и полагала, что Беднов справится лучше.
(в) Однако вышло иначе: когда Болотова, очень прозрачно намекнув, что упираться не надо, 14 августа выжили таки из "республики", после чего пришлось уйти и Баширову (что для "группы А" было не менее важно, - но об этом писать не буду; кто понимает, поймет, почему). И тут-то на первый план чертиком из табакерки выскочил никем не ожидавшийся Плотницкий. Детали комбинации интересны, но давайте без красивостей, коротко: Цыпкалова и Карякина, беседуя с каждым приватно, убедили, что они - великие политики, которым предстоит строить государство, так что, лучше подождать до выборов, а Плотницкий - идеальная временная фигура на промежуточный период, и будет заниматься исключительно военными вопросами.
(г) Примерно в том же ключе обрабатывали и Беднова, тоже к тому времени (с согласия "группы Б") думавшего о серьезной политической карьере, а "группа Б" не особо возражала, потому что Болотов, в самом деле, сильно "допинговал", а Беднов получил пост министра обороны, в ее понимании, ключевой. И одновременно в Донецке завершали операцию по выдавливанию Стрелкова. Технически это было уже совсем несложно, ибо он был, по сути, совсем один, а какие аргументы при этом приводили, пусть он сам, если захочет, скажет, я же ограничусь тем, что имел место и шантаж (пока ты тут, "военторга" не будет"), и уговоры на тему, что "все это временно, но сейчас ты тут нежелателен, и вот почему...").
(д) В итоге, как известно, выдавили без намеков, которые пришлось делать Болотову, - тоже 14 августа (как и задумывалось), - и хотя Стрелков за властью не гнался, был готов командовать любым подразделением и даже (во всяком случае, не верить человеку, об этом рассказавшему, оснований у меня нет) встать в строй рядовым, любой вариант, при котором он оставался в "республике", исключался на корню: "группа Б" против "оставить с понижением", в принципе, не возражала бы, но категорически настаивала Москва, да и "группа А" стремилась избавиться от него как можно скорее, потому что назревали события.
(е) К этому времени (первая декада августа) Папа, вышедший из полумрака, определился. С одной стороны, читая доклады "группы Б", где ситуация освещалась объективно, он принял, как факт, что обострение неизбежно. С другой стороны, высказывать сомнения в том, что Порошенко - лучший шанс и "президент мира", свой парень, только и мечтающий договориться по-хорошему, в Москве было просто опасно: "группа А", к телу очень близкая, сумела убедить Папу в том, что "проект Петя" есть плод его личной политической гениальности, а в таких случаях с Папой уже не спорят.
(ж) В итоге, сложился консенсус: Петя хороший, наш, надежный, но ему мешают сделать Папе хорошо "ястребы", прочно захватившие силовые структуры, кроме слабенькой тогда армии (это, к слову, соответствовало истине), и значит, нужно помочь Пете"ястребов" ослабить, пустив им кровь, чем больше, тем лучше, и на эту тему с самого начала августа (не считая приватной встречи в Праге 29 июля) между заинтересованными сторонам шли обстоятельные переговоры, вышедшие на уровень полного взаимопонимания после 10 августа, когда тербаты, показывая "лучшему шансу", что он для них еле-еле говно, попытались атаковать Иловайск, - с известным результатом, после чего "ястребы" потребовали реванша, а Петя возражал, но вяло.
(з) Далее - бои под Иловайском и "котел" (третья декада), и тут к общеизвестному могу уверенно добавить только, что по итогам все, кроме самых нахальных тербатов и их кураторов, могли считать себя в выигрыше. Петя честно хлопал глазками: дескать, я ж был против, "группа А" радовалась вместе с ним, ибо все получилось, а в качестве бонуса она по ходу сумела "дополитизировать" Луганск, 26 августа, под сурдинку боев в ДНР, убрав с министерства обороны Беднова (официальное пояснение: в такой момент необходимо полное понимание между руководством и армией, а Бугров в этом смысле уместнее, чем Беднов), - в нарушение всех договоренностей с "группой Б", но при поддержке Москвы, где Папа, выйдя на авнсцену, сиял и лучился.
Окончание следует.