Пожалуй, уважаемый booq прав.
Надо.
Итак, речь идет об
этом материале.
По пунктам.
1) Александр
Эткинд персона
известная. Действительно, ни с какой стороны не историк. Психолог, "историк русской культуры", литературовед и "общественный деятель". Потомственный "
диссидент". С 1990 года живет на Западе. Специализируется на "разоблачении России как Империи Зла". Особое внимание в своих "исторических" штудиях уделяет теоретическому обоснованию необходимости отделения от Российской Федерации северных регионов, а также Сибири; ныне, закрепившись в Кембридже, духовно окормляет борьбу за независимость т.н. "
этнических поморов" и (вместе с коллегами) "Сибирской вольготы". В 2010-м по совокупности заслуг на этом поприще получил "на проведение дальнейших изысканий"
самый большой грант из всех, когда либо выделявшихся в странах Запада на исследования в гуманитарных сферах.
2) Монография "Внутренняя колонизация. Имперский опыт России" является одним из основополагающих "исторических трудов" данного г-на, полностью ориентирована на достижение указанных выше целей, - в частности, попыткам доказать "геноцид русскими народов Сибири", написана бойко, напористо и является, по сути, набором "идеологически правильных" подтасовок.
3) Конкретно в данном небольшом отрывке, - впрочем, отражающем методику и тенденции всего "исследования", - не считая невесть с какой стати подверстанного под "геноцид" сбора вполне умеренного (несколько шкурок в год в обмен на защиту и право торговать с русскими) ясака, налицо два примера:
(а) ссылка на Шлецера, "из отчетов Георга Вильяма Стеллера, побывавшего на Камчатке в 1740-м, знавшего, что российское завоевание этих земель было одним из самых кровавых. Всего за сорок лет после прибытия казаков население Камчатки сократилось в 15 раз",
и
(б) ссылка на Иннокентия, епископа Аляскинского, "свидетельствовавшего, что в 1766-м Иван Соловьев и его моряки убили почти 3 тысячи алеутов - более половины восставшего племени".
Ни то, ни другое свидетельства достоверными не являются.
Разумеется, "северные войны" были жестоки, с обеих сторон, в полном соответствии с крутым нравом "добытчиков", осваивавших Аляску на свой страх и риск, без координации с властями, и жутковатыми на современный взгляд обычаями тамошних племен. Но никаких переписей в те времена и в тех местах не велось. Так что, Георг Стеллер ссылается на байки казаков, вовсю живописавших удаль дедов, крошивших супостата десятками тысяч (а между тем "ясашные записи", опубликованные в 1893-м С. А. Степановым, четко свидетельствуют о том, что сбор "с чума" не уменьшался), а преп. Иннокентий, просветитель алеутов и колошей, писал о событиях, случившихся за 66 лет до его прибытия в Америку, основываясь, в основном, на записках старожилов, конкретные цифры тоже бравших с потолка, да еще и раздувавших.
Если кто-то пожелает ознакомиться с темой более глубоко, тому прямая дорога по тэгу "ликбез", где лежат десятки очерков, посвященных присоединению к России народов Сибири и Дальнего Севера. Если возникнут вопросы, готов ответить. А поскольку я, - хотя и, работая над ними, изучил все, что мог, однако все-таки не узкий специалист, - рекомендую всем интересующимся всерьез (в том числе, цифрами) статьи
А. Г Гринева и
Р.Г. Ляпуновой, где все вопросы отношений русских промышленников с алеутами, колошами, камчадалами и другими аборигенами камчатско-аляскинского ареала рассмотрены всесторонне.
Эти работы, - читайте и убеждайтесь, - ныне считаются итоговыми. В научном плане они максимально корректны, добротно документированы, критичныи, главное, абсолютно лишены идеологической, под политический заказ подоплеки, - то есть, являются полной противоположностью "трудам" г-на Эткинда.