Click to view
Libya after Gaddafi: new freedoms and songs of revolution bring same old fears
Ghaith Abdul-Ahad
guardian.co.uk, Monday 31 October 2011 18.48 GMT
In his second dispatch from Tripoli, Ghaith Abdul-Ahad follows the victors of the country's civil war and finds that the new militias are motivated by vengeance and rivalry in equal measure Уважаемый gilljan (спасибо!) прислал интересную статью, о заре демократии в "свободной Ливии". Текст неподьъемно велик, но в целом, автор повествует о поездках на зачистки. Ловля лоялистов, явных, но особенно скрытых, похоже, главная забота новых властей. По всей столице возникают стихийные комитеты, занимающиеся изъятием неблагонадежных и свозом "груза" в старые и новые тюрьмы. Как правило, бригады по отлову сборные, к местным добровольцам прикомандированы "комиссары" из Мисураты, которым революция доверяет. Местные обижаются, то и дело возникают конфликты, иногда со стрельбой, но мисуратские марку держат и вольности пресекают. Столица, в общем, спокойна, чистые кварталы смирились и не пищат, но в Абу-Салиме, где обитает беднота, получившая при полковнике бесплатные современные квартиры, все еще случается всякое. Оружие тамошний народ не сдает, иногда по крысам стреляют, и тогда плохо приходится всем, кто живет поблизости, от мала до велика. Впрочем, берут и случайных прохожих. Основные критерии для ареста - темная кожа (раз негр, значит, за Каддафи) и, как ни странно, цвет глаз (по мнению ловцов, у каддафистов глаза имеют особый оттенок). Более всего, однако, впечатляет состав обычного, среднего "комитета": на одного боевика со стажем, пришедшего с гор Нафуса, трое "бывших" - экс-генерал госбезопасности, перебежавший к крысам в июне, экс-офицер полиции и экс-офицер разведки (оба стали "революционерами" сразу после падения Триполи). В связи с чем, именно эти трое особо беспощадны и ревностны в изобличении и допросах каддафистов.
И вот что подумалось.
Давно не секрет, что "цивилизованные" побеждают не столько оружием, сколько шантажом и подкупом. Так они победили в Ираке, где заранее подмазанные генералы почти сразу разбежались открыв фронт, а те, кто отказался, попали сперва в знаменитую карточную колоду, а затем и на виселицу. За упрямство и неумение вести дела. Так, в итоге, случилось и в Ливии, где, однако, поначалу предателелей почти не было, а когда все-таки переходы начались, то ручеек изменников долгое время был тоненьким и неубедительным. Помнится, примерно тогда, то ли в конце июня, то ли в июле, уважаемый Евгений Сандро, только-только вернувшийся из Триполи в Москву, написал мне, что, хотя полковник, в отличие от Саддама, людям доверяет и охоту на ведьм не устраивает, волны измен, как в Ираке, не будет только пока не начнется наземная операция, а вот когда начнется, тогда "прагматиками" окажутся многие. Что и случилось. А пока не текло, и тот генерал, и тот полицай, и тот разведчик вели себя примерно, более того, скорее всего, даже рвали тельник, мамой клянясь стоять до конца.
Отсюда вопрос ко всем. Прошлое уже позади, и вспять не развернешь. Однако постелить соломку на будущее пока не поздно. И вот представьте: вы - близкий друг руководителя страны, чья очередь на убой подойдет со дня на день. До начала шоу остались считанные недели. Вот в такой обстановке ваш друг приглашает вас посоветоваться, что стоило бы сделать, чтобы выстоять как можно дольше. Типа, как посоветуешь, так и поступлю. Что скажете?