14 октября Президент внес в Госдуму законопроект № 1036217-7 «О Государственном Совете Российской Федерации». Когда в январе (как давно это было, еще до пандемии :)) были предложены поправки в Конституцию, Госсовету было уделено много внимания в срачах обсуждениях. Высказывались предположения о его ведущей роли в управлении государством, его называли «третьей палатой парламента» и «Политбюро-2.0». Посмотрим, оправдались ли эти прогнозы «политолухов» и «икспердов».
Сразу надо сказать, что предложенный законопроект посвящен не только Госсовету. Закон должен будет определять основы функционирования публичной власти, ну и статус, порядок формирования и деятельности Госсовета.
В статье 2 дается определение понятию «система публичной власти». Под ней понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности. Все эти органы осуществляют свою деятельность в пределах, установленных Конституцией, на основе принципов согласованного функционирования и организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия. Целью деятельности органов публичной власти. естественно, являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также создание условий для социально-экономического развития государства.
Координацией деятельности органов публичной власти занимается Президент России, а также в пределах своей компетенции Правительство России, Госсовет и другие органы публичной власти.
Таким образом, уже ясно, что задачей Госсовета является координация деятельности органов публичной власти. Дальше идет определение места Госсовета в единой системе публичной власти. Госсовет является конституционным государственным органом, который формируется Президентом. Целью формирования Госсовета, кроме обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, является определение основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Законом предусмотрено восемь задач, решаемых Госсоветом. Среди них нет задач управления или нормативно-правового регулирования. Зато есть «содействие Президенту», «подготовка предложений Президенту», «рассмотрение по предложению Президента», «обсуждение». Президент может возложить на Госсовет иные задачи, имеющие важное государственное значение. Содержание задач во многом повторяет их изложение в действующем Положении о Государственном Совете Российской Федерации, утвержденном Указом Президента от 01.09.2000 № 1602. Из анализа этих задач можно сделать вывод, что Госсовет, как был, так и остается консультативным органом при Президенте.
Для решения задач Госсовет осуществляет функции, коих имеется шесть:
- рассматривает вопросы, касающиеся взаимодействия органов публичной власти, обсуждает основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства, в т. ч. основные направления регионального и муниципального развития;
- рассматривает вопросы, касающиеся согласованного функционирования и взаимодействия различных органов публичной власти, в том числе по вопросам передачи полномочий между ними, в целях достижения согласованного их решения;
- анализирует практики государственного и муниципального управления, разрабатывает предложения по их совершенствованию;
- участвует в определении, согласовании и утверждении критериев эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления;
- обеспечивает мониторинг планируемых субъектами федерации и достигнутых ими значение показателей деятельности, представляет соответствующий доклад Президенту;
- участвует в разработке и определении мер поощрения субъектов федерации и муниципальных образований в целях содействия достижению и поощрения достижения ими наилучших значений этих самых показателей деятельности.
Седьмой функцией идут «иные», в соответствии с законами и решениями Президента.
Теперь о составе Госсовета. Председателем его является Президент Российской Федерации. Так что гипотеза о том, что ВВП, став главой Госсовета, будет рулить при декоративном Президенте, оказалась ложной.
По должности членами Госсовета являются: Председатель Правительства, главы палат Федерального Собрания, Руководитель Администрации Президента, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (то бишь губернаторы). По сравнению с действующим составом исключены полпреды Президента в федеральных округах.
Президент может включить в состав Госсовета представителей политических партий, имеющих фракции в Госдуме, представителей местного самоуправления и иных лиц.
Для решения текущих вопросов деятельности Госсовета (рассмотрения плана его работы, повестки дня очередного заседания) формируется Президиум Госсовета (сейчас он тоже существует).
Организационное обеспечение деятельности Госсовета как и прежде осуществляется Администрацией Президента.
По итогам заседаний Госсовета принимаются решения. Если решение о необходимости принятия или изменения того или иного закона, то проект такого закона вносится в Госдуму. Кем вносится - не указано, но сейчас это осуществляется в порядке законодательной инициативы Президента. Если принимается решение о необходимости разработки документов стратегического планирования или их изменения, то соответствующие рекомендации направляются Правительству России, в регионы или муниципальные образования, в зависимости от масштаба документов стратегического планирования. Таким образом и решения Госсовета имеют рекомендательный характер.
Таким образом, задачи, полномочия и состав Госсовета претерпят незначительные изменения. Основное отличие - это то, что раньше деятельность Госсовета регулировалась на основании указа Президента, то теперь это будет осуществляться федеральным законом.
В комменты призывается
feofan-krik, который в ноябре 2017 года
предсказывал, что «статус Госсовета резко возрастет», надо только подождать полгода. :)
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1036217-7