И снова перевод с польского.
Юстына Прус
Десятисловие нового россиянина
Десять заповедей, которые должен знать каждый житель России
Российская пропаганда - это тезисы, скроенные по мерке. Она эффективна, потому что снабжает простого обывателя комплектом аргументов, которые удаляют всяческие сомнения. Ниже - 10 наиважнейших тезисов.
Во-первых, Крым - наш (Крымнаш).
Это заповедь абсолютная, сегодня наиважнейшая. Из неё следуют все другие, это она придаёт им смысл и легитимность. Аннексия, или, по мнению русских, «возвращение Крыма», - это «акт исторической справедливости». Ведь полуостров - это «исконная земля» русская, храмовые холмы православия, которые в 1954 году Никита Хрущёв нелегально отдал Украине.
Россиянин имеет на выбор разные обоснования, придуманные и творчески развитые Кремлём, его услужливыми комментаторами и СМИ. Но «русскость» Крыма - это вопрос веры, а не аргументов. Россиянин глубоко верит, что Крым - «русский» и «его место - в России», а к каким обоснованиям он прибегнет, чтобы доказать это, - это вопрос уже вторичный. Можно доказывать, ссылаясь на богатую российскую историографию, что князь Владимир, который крестил Русь, был чистокровный русский, или обратиться к мнению юристов, что передача Крыма советской Украине была нелегальной, или - если кто предпочитает - напомнить о героических боях советских сил за Севастополь во время Второй мировой войны.
Во-вторых, почему Америке можно, а России нет?
С момента аннексии Крыма процент россиян, которые считают, что Россия является державой, удерживается на рекордном уровне (68% по данным центра им. Юрия Левады). Официально Россия стремится только к статусу равноправного с другими сильными игроками на международной арене, к всемирному концерту держав, который ослабил бы вредную для мира и несправедливую гегемонию США.
Многие россияне считают, что утрата державной позиции, которую когда-то занимал СССР, тоже была следствием исторической несправедливости и козней Америки. Как политики, так и простые россияне способны наизусть декламировать прегрешения США: от Косова и Ирака до расизма и нарушения прав человека. Почему, говорят они, лицемерная Америка смеет учить нас морали и демократии, если сама они их не придерживается?
Это стремление к справедливости трогательно, но в откровенном разговоре довольно быстро выходит на явь, что русским вовсе не важно обуздать это американское «своеволие». Более всего их раздражает то, что Америка - как они утверждают - может проказить безнаказанно, а Россия нет.
- Дело не в том, что Крым и Косово - это идентичные случаи, и что США вошли в Ирак. Дело в том, что когда Америка нарушает правила, то всё в порядке, а когда это делает Россия, то сразу поднимается страшный крик, - объяснял мне с обезоруживающей искренностью один профессор из Петербурга.
Вывод прост - русские понимают державность как возможность безнаказанного нарушения закона.
В-третьих, когда не боятся, то не уважают.
Другой вариант этой заповеди звучит так - «если не мы их, то они нас». Это продолжение геополитического учения о том, что действует только аргумент силы.
«В 90-е годы, после того, как наши политики позволили СССР пасть, мы были слабыми, и никто нас не уважал. Сейчас всё иначе», - это дежурный аргумент. Советский Союз тоже все уважали, потому что у него было атомное оружие, и он являлся противовесом США. Он был опасен, и потому пользовался уважением.
Вообще, наилучшим примером психологии «если боятся, то значит, уважают» является Иосиф Сталин. Может, он и был тираном, может, и поубивал миллионы, но если бы он проявил слабость, то его не слушались бы; известно, какие тогда были времена - такое мнение, к сожалению, можно услышать довольно часто. Его не уважали бы ни его приближённые, ни партия, ни общество, не говоря уж о внешнем мире. И кто тогда создал бы советскую промышленную мощь, кто выиграл бы войну с фашистами? Совершенно очевидно, что уважение можно заслужить только наводя страх, поэтому надо показать Западу, что Россию следует бояться.
В-четвёртых, виновата Америка. Всегда.
Именно потому, что не может смириться с возрождающимся российским могуществом, Америка затевает козни против России и создаёт союзы, направленные против неё. А точнее - принуждает европейские государства вступать на антироссийский путь. Русские легко усвоили провозглашаемые пропагандой идеи об ограниченном суверенитете европейских правительств. Такие государства, как Польша или балтийские страны, всегда рассматривались как «клиенты» США, но в последнее время к этому кругу «принуждённых» присоединились даже старые государства ЕС, такие, как Германия и Франция.
Это именно из-за давления Америки европейцы не могут реализовать чрезвычайно выгодные проекты в бизнесе и торговле вооружением (Мистрали), им приходится вводить санкции, а их бедные, угнетаемые народы страдают из-за этого. Однако это ещё не всё. Когда экономические и политические средства не сработают, объясняют телевизионные эксперты-пропагандисты, США, не задумываясь, пойдут дальше, вплоть до развязывания войны.
Что интересно, приписывание Америке всех этих сверхъестественных сил вовсе не мешает непрестанным насмешкам над американским президентом. Обама, по мнению многих россиян, - слабак, не чувствует политики, не знает, как разговаривать с Россией. Цвет его кожи - предмет грубых шуток и многочисленных интернетовских мемов.
В-пятых, Россия «борется за мир».
«Я строю мир, я люблю мир, но воевать я умею лучше всех», - это цитата из пропагандистского фильма «Ja russkij okkupant», задача которого - убедить зрителя (главным образом, российского) в том, что «оккупантом» становятся исключительно для того, чтобы нести другим благосостояние и свет просвещения. Так по крайней мере было в случае с царской Россией и СССР. Когда его попросили уйти из балтийских стран и Средней Азии, «russkij okkupant» вежливо сделал это, хотя до сих пор не понимает чёрной неблагодарности порабощаемых когда-то народов.
Сегодняшняя Россия так же, как когда-то Советский Союз, - это государство «миролюбивое». Проблема в том, что ей всё чаще «приходится» за этот мир воевать. Так было в Грузии в 2008 году, так происходит уже более года на Украине. Официально российских войск там нет, но россияне в откровенных разговорах уже даже не отрицают этого. Они считают, что притворство, будто бы «российских войск там нет», - это был хитрый манёвр, которым Владимир Путин утёр нос Западу.
Все действия России, включая военную и пропагандистскую агрессию, имеют характер исключительно «оборонительный». Оборонным целям служит постоянный рост расходов на вооружение при урезании финансирования образования и здравоохранения. Русские признают, что война сегодня более возможна, чем когда-либо в течение последних десятилетий, но они никогда не признают, что Россия имела какое-либо влияние на возрастание этого риска. Потому что они убеждены, что она «миролюбивая».
В-шестых, у России есть свои интересы в других государствах, и она должна защищать их.
- Мы с Западом делим Украину. Если отдадим, то её получат наши противники. У России есть свои интересы на Украине, и она должна защищать их, - сказала мне недавно студентка престижной московской Высшей Школы Экономики, считающейся одной из самых прогрессивных в России.
В чём проявляются западные «вмешательство в российские интересы» и «борьба за влияние» на Украине?
- Евросоюз предложил Киеву договор об ассоциации, которая вредит российской экономике, - объясняла мне девица, всё более возмущённая тем, что я отказываю России в праве на защиту её элементарных интересов.
А Украина? Есть ли у неё право самостоятельно принимать решения относительно своей внешней политики и экономики?
Оказывается, украинцы в данный момент не в состоянии оценить, что для них выгодно, потому что их политики - заложники Вашингтона, и, выполняя его распоряжения, лгут своему обществу, действуя ему во вред. Если бы не Запад, русские и украинцы продолжали бы жить счастливо, «как было когда-то». Если же интересы Украины или любого другого государства так называемого ближнего зарубежья противоречат интересам, которые есть там у России, то… ну что ж, тем хуже для этого государства.
В-седьмых, санкции усилят Россию (и россиян).
Большинство россиян утверждает, что санкции, введённые против России, - это попытка унизить её и остановить процесс возрождения её могущества. Хотя, как провозглашает Кремль, санкции могут быть использованы во благо России и помочь ей в возрождении её экономики (благодаря ограничению конкуренции), пока что этого не видно, а единственное поле успешной битвы с ограничениями - это поле пропаганды.
В интернете полным-полно кичливых комментариев и видеоклипов, которые должны показать тупому Западу, что он как раз наступил на грабли.
Аргументы от «проживём благодаря банкам в подвале и картошке на даче» до «даже коровы не хотят есть польские яблоки» укрепляют русскую убеждённость в своей исключительной выносливости и стойкости. Что интересно, россияне констатируют в опросах ухудшение их индивидуальной экономической ситуации, но в то же время не уменьшают своей поддержки российской санкционной политики (это российское эмбарго в большей степени причина нехватки и роста цен, нежели санкции Запада).
Российская реальность разделилась на два мира: «мир холодильника», в котором становится всё просторнее, и «мир телевизора», который убеждает, что геополитика важнее еды. Пока что этот второй мир побеждает. Россия, как уже много месяцев уверяет телевизор, «окружена врагами», поэтому россиянин чувствует себя обязанным встать на её защиту. В такой ситуации неприлично жаловаться на растущие цены.
В-восьмых, демократия - это ложь.
Демократия разрекламирована, это опиум для народа, метод порабощения людей и народов. Не существует ничего такого, как свобода выбора. Выборы выигрывает тот, у кого больше денег, а всем правит коррупция. «W diengach wsia siła, brat» - вся сила в деньгах, брат. Деньги правят миром - это цитата из легендарного фильма «Брат-2» 90-х годов. Российские аргументы? Даже в Америке, колыбели демократии, в 2000 году Ал Гор проиграл выборы Джорджу Бушу, хотя в действительности за него проголосовало больше американцев. Запад хочет навязать России демократическую систему, чтобы легче управлять ею. А Россия должна идти своим путём. В опросах большинство россиян не отвергает демократию, но непременно наделяет её какими-нибудь прилагательными. Осенью прошлого года 13% россиян сочли, что Россия должна быть демократией в западном стиле, 16% - такой, как в СССР, и целых 55%, что нужна демократия, соответствующая российской «специфике» (опрос центра им. Юрия Левады).
Подобно демократии «так называемые права человека» - тоже мираж. Это новая западная религия, которая тоже служит для манипулирования людьми. А также для усиления «геевского лобби», а прежде всего для уничтожения «традиционных ценностей», которые исповедуют, например, русские.
В-девятых, не позволим чужакам плевать нам в лицо.
Люди «извне» не имеют права критиковать Россию. Точка. Русские не слепые и видят, что творится вокруг - растущие цены, несправедливость, хамство чиновников, проблемы с образованием, здравоохранением. Но, во-первых, они верят, что в других местах так же плохо или ненамного лучше, а во-вторых, никогда, ни за что на свете не позволят, чтобы их этим попрекали люди, не являющиеся россиянами. Точно так же величайшего осуждения заслуживают те, которые пачкают собственное гнездо, то есть всяческие «либералы» вроде Алексея Навального, которые вытаскивают наружу и публично стирают «наше» грязное бельё, подсовывают информацию прессе и людям с Запада, чтобы они издевались над Россией.
Поэтому также, когда оказывается, что пресс-секретарь российского президента пользуется благами, которые никогда бы честно не заработал, как, например, часы, стоящие 54 его ежемесячных и 6831 минимальную российскую зарплату, то следует встать на сторону бедного (хотя и не в финансовом смысле) оклеветанного чиновника. Убеждённые пропагандой россияне верят, что западная забота об их благе не может быть искренней, а в критике российских властей и указывании на их злоупотребления речь идёт только о том, чтобы унизить Россию. И россиян.
В-десятых, Путин - это Россия.
«Без Путина нет России», - сказал в прошлом году один из близких сотрудников президента Вячеслав Володин. Это высказывание, которое должно было быть очередной демонстрацией лояльности, стало, увы, необычайно точным диагнозом политической ситуации в России. Возможное исчезновение Путина с российской политической сцены рождает риск потрясений для системы, но вовсе не из-за необычности или неповторимости этого политика, а потому, что за 15 лет правления он демонтировал большую часть государственной структуры, заменив её неформальными связями, в центр которых поставил самого себя.
В результате с точки зрения простого россиянина Путин - это символ и гарант стабильности, а неуправляемая смена власти (такой не было в России кроме первых выборов в 1991 году, на которых победил Борис Ельцин) видится как наистрашнейший кошмар. «Сейчас, может, и не идеально, но без Путина может быть только хуже), - повторяют россияне вслед за пропагандистами, и чем больше повторяют, тем больше это становится правдой.
***
В новом посткрымском Десятисловии неслучайно первое место занимают Крым, Украина, геополитика. Без аннексии Крыма, войны на Украине и развязанной вместе с нею конфронтации с Западом не было бы эйфории, мобилизации и 86% поддержки российского президента. Не было бы успешного отвлечения внимания от внутренних проблем, прежде всего экономических, наступление которых было очевидно для кремлёвских чиновников задолго до 2014 года.
***
Автор - аналитик Польского Института Международных Отношений.
Polityka Justyna Prus
Dekalog nowego Rosjanina
Русский перевод отсюда