(Поразмышлять "на берегу", пока не началось)
Общеизвестно, что фраза неизвестного мальчика "А король-то голый!" привела к имперскому кризису, вскрыла обман, корысть и прочие безобразия, на которых строилась тогдашняя и тамошняя система управления. И, наверное, вывела на Свет из Тьмы веков тогдашние нации, народы, коллективы и сообщества.
В нашей действительности проекта "Фестиваль Путь к здоровью", когда этот Путь, длиной в 1000 ли ещё находится под нашим проектным сандалём, возник простой вопрос от московского коллеги Михаила: "Алексей, а про здоровье здесь что-нибудь будет?..."
Этот вопрос счастливым образом притормозил поднятие "проектного сандаля", а также охладил горячее желание мчаться к здоровью "стремительным домкратом".
Несколько соображений по концепции проекта (дальше многобуков).
1.
Мы понимаем, что здоровье - это то, что осознается и понимается, когда его нет, или когда его не хватает для достижения каких-то целей или желаний. А так - нормально!
Мы понимаем, что здоровье отдельного человека складывается из бесконечного числа всяческих действий, событий, процессов и предрасположенностей. Пытаться повлиять на эту бесконечность равноценно задаче "материализовать тьму".
Мы понимаем и то, что человек всё-таки может повлиять на состояния своего здоровья, через занятие определенными практиками. Отсюда взялось словосочетание "практики здоровья".
В этом смысле, на вопрос Михаила можно ответить так: "Нет, Миша! Про здоровье - не будет. Будет только про практики здоровья!"
И обсуждать всё многообразие пониманий здоровья имеет смысл только в этом контексте...
Возможные практики мы разделили на пять областей
(см. слайд 3 презентации):
- голова и мышление;
- психо-физиология и психо-соматика;
- "тельце" и телесные практики;
- человеческие занятия;
- коммуникация и человеческие связи.
2.
Предполагается рассмотреть эти пять областей практик системно. Здесь несколько замечаний:
Системность - это не элементы, а прежде всего - связи! Связи, структура связей задают целое. Грех - увлечение элементом в ущерб связям. "Не имеет смысла создавать сколь угодно "качественную и эффективную" шестеренку к несуществующему редуктору". Хотя, если решены "проблемы финансирования" и это "финансирование" есть, то можно в социальной структуре как-то вкрячить это "новшество", а в технической - аккуратно спрятать на складе или выбросить ржаветь во двор...
Мы предполагаем, что если аккуратно прорисовывать и выстраивать связи, то и с "отдельными элементами" (практиками, методиками, подходами, техниками) станет проще и понятнее, как ими пользоваться и в каком сочетании.
Вот несколько очевидных, а потому и непонятных соображений:
"Лучше учиться понимать, чем копить знания. Знать надо необходимый минимум, понимать же надо максимально много. Знание пассивно. Понимание активно. Знание - то, что добыто другими. Понимание - то, что ты добываешь сам. Знание есть обладание, понимание созидание. Понимание есть способность приобретать знания в случае надобности и освобождать голову от них после использования их."
"Понимание вообще не приходит без усилия. Без усилия приходят только заблуждения."
"Безнравственно учить людей нравственности в условиях, когда нравственность ухудшает их жизнь."
Александр Зиновьев
Мы предполагаем, что понимание и смысл случаются в коммуникации, организованной в адекватных схемах. Основным здесь является организация игровой формы и разработка точного сценария.
В этом смысле (понимание и системность) мы выстраиваем проект в трёх плоскостях, слоях работ и соответствующего содержания:
- первое - это сами "практики здоровья" с их носителями и группами, в которых эти практики осваиваются и транслируются;
- второе - это образцы методических описаний практик, оторванные от "носителя" и возможность их типологии, структурирования, ранжирования.
- третье - это организационные и коммуникационные условия (схемы), в которых это многообразие практик существует сейчас и может разворачиваться (в проектном залоге) в перспективе.
3.
Под формой организации, в которой должен разворачиваться сам проект "Фестиваль Путь к здоровью" мы понимаем серию мероприятий-событий, в каждом из которых эта форма дорабатывается, уточняется. Исходными формами организации мероприятий берутся прежде всего:
- имитационные коммуникационные игры, в которых только и возможна организация креативной, творческой деятельности людей, получение нового понимания и освоение новых практик и их элементов;
- учебно-игровые курсы (как единички учебного процесса), которые могут быть встроены в коммуникационную игру (или наоборот - игровые элементы и мастер-классы встраиваются в курс);
- мастер-классы, которые позволяют за минимальное время, продемонстрировать некоторые интересные моменты проекта, включить участников в понимание проблематики и дать попробовать что-то сделать самим;
- тренировки - здесь может быть бесконечное многообразие от короткой "открытой тренировки - с демонстрацией" до длительных, комплексных, вариативных программ подготовки...
Основная проблема, с которой необходимо разобраться в проекте - это то, как эти "формы организации" ухватить, как рабочий материал, конструктор, из которого можно быстро и эффективно собирать мероприятия в проекте. При этом удерживая в этих "формах" возможность методического оформления практик, а "сверьху" ещё понимать - а нафига это всё нужно мне самому?
Если вернуться к исходному вопросу: "Алексей, а про здоровье здесь что-нибудь будет?...", можно ответить дважды:
во-первых, всё уже есть и в избытке. Бери и делай себе своё здоровье на здоровье!
во-вторых, если не понятно, как всё это взять и построить себе своё здоровье - можно поразбираться, используя устройство проекта "Фестиваль Путь к здоровью" с пользой для себя и для проекта...
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «Покров»