Последний день Тель Катифы.

Aug 26, 2005 19:06

Я начинаю выкладывать фотографии из Газы. Заранее предполагаю какие тут могут быть комментарии, относительно «армии эвакуаторов», со всеми столь полюбившимися в эти дни многими коричневыми аналогиями.
Во первых, предупреждаю заранее, что меня этим не удивить, потому что количество проклятий которые я выслушал за эти дни в Газе, выработало во мне непробиваемый иммунитет.
Во вторых, армия не выбирает сути поставленных задач. Армия отвечает лишь за то, как эти задачи выполняются. Как я писал ниже, я искренне верю, что то как это делала армия, превзошло все возможные ожидания. Я не отрицаю, что во многом, это заслуга и поселенцев, которые в большинстве своем не воплотили в своем поведение радикальные сценарии о которых говорилось раньше, однако, те слова, которые звучали с их стороны, а иногда и не только слова, были, на мой взгляд, за гранью легитимности, несмотря на все.
Эвакуация проходила по схеме переговоры - время для протеста на входе в поселение - обход домов с просьбой их покинуть - время для протеста, церемонии и молитвы - эвакуация. Когда утром армия приходила в поселение, обе стороны знали, что вечером, поселение будет пустым (исключение было только в Неве Дкалим, из-за его размеров). Вопрос только каковым будет путь от утра к вечеру. Часто, сопротивление, было частью оговоренного ритуала, однако, там где намечалось отступление от оговоренного сценария - приходилось применять силу.
Однако, на макро уровне, со стороны армии была полная готовность идти навстречу поселенцам, до тех пор пока это не ставило под вопрос саму эвакуацию. А на микро уровне, солдаты и офицеры, проявили удивительную выдержку, умение впитывать боль и отвечать болью.
Итак, первый фоторепортаж…



Тель Катифа - небольшое поселение на севере Гуш Катифа, прямо на берегу моря. В основном там жили молодые семьи. Самый известный теракт в этом районе - попытка террористов водолазов, приплыв с севера, высадиться на берег и совершить теракт.
Тель Катифа был особо сложным для эвакуации поселением. Дело в том, что согласно израильским законам, в отличие от большинства поселений Гуш Катифа, Тель Катифа - была незаконным поселением, то есть не была официально зарегистрирована с точки зрения местной администрации. Поэтому никаких компенсаций местным жителям не полагалось (впрочем, какое то решение в конце концов видимо все таки было найдено). Житель Тель Катифы до последнего момента вытесняли мысли эвакуации, не думали об этом, и, конечно, никто не собирался.



Накануне вечером командир полка Агай, и еще несколько человек, подъехали к воротам Тель Катифы. Агай хотел переговорить с руководством поселения. Навстречу нам вышла толпа, в основном молодых ребят. Разговаривать они не хотели. Наутро мы оставили автобусы в нескольких сотнях метрах к югу у Гиват Ахава (холма любви) и пошли пешком в сторону поселения. Во время всех эвакуаций транспорт на первом этапе оставался вдалеке, чтобы автобусам не прокололи шины. У входа в поселение нас ждал автобус с журналистами. Их ночью тоже не пустили внутрь. В рамках радушного приема у ворот местные ребята заявили журналистам - что если они войдут внутрь, то могут и не выйти. Впрочем, всем было понятно - что всерьез они этого ввиду не имеют.



Это полковник Агай, к которому я собственно был приставлен, и его связист Саша. Забегая вперед скажу, что Саша отличился в Кфар Дароме, где вытащил ребенка из горящего автобуса. Правда, сам он после этого потерял сознание и два дня провел в больнице.



На входе в поселение, у закрытых ворот стояли баррикады из двух машин. Мы уже хотели скинуть машины вниз, как подошел кто-то из поселенцев, и сказал, что жалко - и сейчас он их отгонит. Тем временем Саша снял и осторожно сложил флаг у ворот Тель Катифы.



К нам подошел представитель поселения и начались переговоры. Согласно договоренности, жители Тель Катифы хотели провести траурную церемонию в центре поселения, а потом молитву. После этого они были согласны вместе подняться в автобусы. Те кто хотели, могли покинуть поселение на своей машине. Жители Тель Катифы хотели покинуть поселение вместе, одной цепочкой автобусов. Кроме того, они попросили удалить СМИ, которых было не так много, потому что в первый день эвакуации основное внимание было обращено к Неве Дкалим.



Это из тех фотоимиджей, который вроде бы должен говорить сам за себя - народ, имеющий самый древний опыт в изгнаниях, склоняется перед очередной силой, втайне уповая на бога.
Кстати со СМИ возникла проблема. Выгонять СМИ из поселения - это шаг достаточно радикальный, и быть посредником между поселенцами и СМИ - для армии это роль неблагодарная. Мы попросили журналистов, отнестись с уважением к просьбе местных жителей и не снимать церемонию. Понятно, что уважения со стороны СМИ хватило минут на 10 . Впрочем, жители Тель Катифы, тоже, как следовало предполагать, прекратили обращать внимание на камеры.



Это еще один типичный имидж размежевания. Группа из 17солдат у дома. На самом деле, по своей ритуальности, оповещение о необходимости покинуть дом, чем то напоминало мне оповещение семьи о смерти солдата. Израильской армии нет равных в тонкости траурных ритуалов.



После окончания церемонии на лужайке в центре поселения, жители решили не соблюдать договоренности. Большинство из них заперлись в своих домах в ожидание оповещения. Достаточно большая группа молодежи, в основном приехавших из Иудеи и Самарии заперлись в синагоге. Первым, был эвакуирован дом местного раввина. Кадры были тяжелыми. Стоит оговориться, что я, будучи в форме, вообще, был достаточно ограничен в съемках, так как, во первых, у меня была работа, а во вторых, офицер с фотоаппаратом, в глазах поселенцев, справедливо мог показаться еще одной провокацией. Одна из девочек вышла из дома с поднятыми руками. Потом эти картины повторялись. Но в целом, эвакуация Телль Катифы, была эмоционально одной из самых сложных и потому что она была одной из первых, и потому что, жители поселения действительно до последнего момента, во многом и потому, что до них не доходили СМИ - не задумывались о дне эвакуации.



Агай провел больше часа внутри синагоги, пытаясь уговорить молящихся добровольно покинуть помещение. Уговоры не удались.



Вроде бы мелочи, и я понимаю, что они могут быть встречены цинизмом, но все таки… В рамках подготовки к эвакуации, солдаты и полицейские учились выносить людей максимально достойно. Мужчинам - придерживали кипу, чтобы она не упала. Женщинам - девушки солдатки, должны были следить, чтобы случайно не задралась майка или юбка.



Эвакуация синагоги продолжалась около получаса.



Один из самых тяжелых кадров оставшихся, за пределом объектива - девушка, вырывается из рук, падает на землю и начинает целовать песок.



Во второй половине дня любым формам терпимости со стороны армии начал подходить конец. Дело в том, что уже несколько часов, автобусы с людьми стояли в поселение, так как жители Тель Катифы настаивали на том, что они должны покинуть поселение вместе. Агай опасался, что после жары, дети внутри автобусов с кондиционерами, могут обезводиться, и дал указания, закончить эвакуацию как можно быстрее.



Беседа с солдатами, в уже пустом поселение.

Следующая серия: Кфар Даром.
Previous post Next post
Up