АДМ***ЛЪ: "Историческая правда" и "сценарные повороты"

Oct 14, 2008 04:54


Я пишу это, чтобы помнить события своей жизни, чтобы не забыть сюжет увиденного мною фильма, чтобы сохранить слова, сказанные другими людьми. ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ.

- Я желаю успехов команде, которая стоит за моей спиной, - говорит на премьере генеральный директор главного канала, который по неизвестной мне причине убрал свое имя из титров этой картины. - И шесть футов под килем, потому что минирование проводилось на восьми, - добавляет он, забывая, что у моряков именно по этой причине принято желать семи футов. Вот и думай теперь - то ли оговорился, то ли считает корабль фильма слишком легковесным.


После ратных подвигов цвет царского флота развлекается игрой в фанты. Что, мол, Александр Васильич, этому фанту? - хитро улыбается дама, доставая Александра же Васильича безделушку. И герой как бы острит: а поцеловать, мол, в засос, по-серьезке, первого же человека, который в комнату войдет. И тут входит ОНА. Нюанс: с мужем. Кавалеры и дамы начинают дико угорать и аццки прикалываться - экий конфуз! Муж осматривает себя в районе штанов, как бы думая - не опростоволосился ли он с ширинкой? Но ему объясняют: просто ваш непосредственный начальник - Колчак - должен поцеловать вашу (не)посредственную жену, по-серьезке, взасос, а фанты - вещь в среде цвета царской армии святая, отказаться нельзя и Ъ точка! Так знакомятся лирические герои исторической мелодрамы "Адмиралъ".

- Так ли на самом деле произошло их знакомство? - Спрашиваю у Елизаветы Боярской, она читала переписку Анны Тимиревой с адмиралом Колчаком.
- Нет, ну, настолько - нет, - улыбается Лиза. - Это уже сценарный поворт. Я думаю, что их встреча произошла случайно - в каком-то морском собрании или когда жены провожали мужей в плавание...

Я попробовала выяснить, что в фильме продиктовано реальными событиями, а что является продуктом творческой мысли создателей. Временами мне казалось, что перед нашими разговорами кто-то напоил их сывороткой правды - настолько непреднамеренно откровенными были ответы.

- Насколько получившаяся картина соответствует вашему замыслу? - спрашиваю у режиссера.
- Мне тяжело сейчас судить, - скромно начинает он, - хотя, мне кажется, какие-то вещи получились. - И нескромно признается: "Получилось ощущение правды происходящего. У нас были фокус-группы, и люди, видя черновой монтаж, выходили в слезах, что позволяет надеяться, что фильм пробьется к сердцам зрителя и многие смогут посмотреть на историю нашей страны - и на революцию и на войну - нашими глазами, как мы это чувствуем и понимаем".


Морской бой. Колчак выбирается из капитанской рубки, кругом мертвые матросы, раненые - с оторванными ногами, руками, корабль явно терпит бедствие, в живых - три с половиной человека, у центрального орудия никого. Колчак пробирается на боевую точку сквозь трупы, расталкивает один труп и приводит его в чувство криком "к орудию!", тот оживает и заряжает. Капитан собирается секунды две-три на крупном плане, как бы думая "дважды два - четыре, шестью шесть - сорок шесть, спасибо Штирлицу за метод", и лично наводит на цель. Все замирает. Колчак прикрывает уши, командует: "Пли!"... И с одного выстрела побеждает в бою.

- Благодаря Хабенскому, получился такой, непростой человек, с внутренним переживанием, что есть война и политика, но есть и чувство, которое в нем живет... - Продолжает свой рассказ о картине режиссер фильма.
- Раз уж мы заговорили о политике. Насколько, вы считаете, то, что показано в фильме, соответствует исторической правде? (Если мы можем себе позволить сегодня использовать такие понятия).
- Да, историческая правда - вещь сложная. Но вообще, все, что касается событий, политики, революции, войны - все они имеют документальное описание. Иногда какие-то нюансы приходилось придумывать, делать более выразительным, что-то с чем-то немножко совмещать... Но мы старались не манипулировать историей.


Слышны крики "революция, революция". В каюту адмирала Колчака врывается разнузданная небритая матросня с красной ленточкой на лацкане. Матросня силой преодолевает кордон из охраны и вдруг в нерешительности встает в дверях, едва завидев спину адмиралЪа. "Сдайте оружие нащальника!" - сильно смущаясь своего ничтожества, требует матросня. "ПОШЛИ ВОН." - произносит железным голосом барин, даже не дрогнув. -"ПОШЛИ ВОН!". Матросня ретируется, поджав хвост, как бы недвусмысленно давая зрителю понять, какой властью обладал адмирал, и какой воли и силы характера он был человек. С этих пор все, кто будут по ходу фильма арестовывать Колчака, будут очень стыдиться возложенной на них миссии - свергнуть Мессию, как бы давая зрителю понять, что они были очень исторически неправы.

- Мы не старались использовать историю, как рычаг, либо повод, чтобы построить ту драматургию, которая нам необходима. Сама история настолько драматично сложилась и влияла на судьбы героев, что нам надо было только выбирать наиболее выразительные эпизоды, чтобы через них показать то, что нам было нужно... Ту правду обстоятельств... в которые попадали наши герои...
- Вы с нескрываемой теплотой относитесь к своему главному герою - Колчаку...
- Конечно!
- Откуда взялась эта идея - снимать именно о нем? Может быть, вы увлекались историей, и вам эта фигура... 
- Ну, мне предложили, - прерывает мои догадки режиссер. - Позвонили с 1 канала и предложили заняться этим проектом. Вопросов "да-нет" как-то и не было. Я даже не читал сценария, он еще не был дописан, но у меня как-то сложился визуальный образ этой истории. И пока дописывался сценарий, я активно принимал участие в подборе, поиске материала, с историками сидел в архиве, потому что говоря про это время, нельзя было быть приблизительным.

Где-то в левом нижнем углу, возможно, мелькнули титры, указывающие точную дату, когда матросы пришли за Колчаком. Прочитать их было невозможно. Да и зачем - такой яркий образ матросни с красной ленточкой явно указывает на то, что это ТА САМАЯ революция, после которой ВСЕ ЭТО с нами и произошло. Однако, нужно помнить, что дело было в июне 1917 года - после февральской буржуазно-демократической революции и до революции пролетарской.
***

Замужняя дама Анна Тимирева строчит любовные записки на азбуке Морзе женатому адмиралу, адмирал клянется жене соблюсти приличия, муж Анны бьется в тихой истерике, жена адмирала с тоской смотрит на сына, а пока суд да дело, на берегу моря суровые матросы в черных бушлатах привязывают к ногам офицера царской армии камень и сбрасывают его в воду. Тело опускается на дно, как бы давая нам понять, что  мы видим лес утопленников, зловеще покачивающихся в холодной и безразличной синеве. На берегу грубый мужик складывает в телегу еще один офицерский мундир в кучу уже сложенных. Камера медленно наезжает на эти мундиры, утратившие хозяев, как бы давая зрителю просраться. "Ох уж мне эта кровавая гэбня, ох уж нам эти коммуняки," - думает морально подготовленный к обвинению всего нецарского в нашей истории зритель.

- У вас в фильме очень красочно показаны ужасы того времени: расстрелы офицеров царской армии, расстрелы ледянных фигур... При этом думаю, что основное половозрелое население нашей страны изучало историю еще в советских школах, а там рассказывали о белом терроре, о колчаковском суровом режиме, об интервенции... Понятно, что война, все всех убивают. Но все-таки, почему в вашем фильме не нашлось ни одного эпизода, где и колчаковские войска были бы показаны и с этой стороны?
- Это немного разные ситуации. Когда убивали офицеров, враг стоял у ворот, в Финском заливе, а недалеко Петроград. В Черном море - корабли турецкого флота, шла война, ее так и называли - Отечественная Война. И в этой ситуации начали убивать офицеров. Им матросов в бой вести, а их убивают! <...> Гражданская война, - не в фильме, так в интервью разграничивает две истории режиссер, - уже другая, это уже война между белыми и красными и там еще всеми, кто в этом участвовал. Зверствовали и те и другие, но тогда такое рассмотрение превратило бы в все в фильм про Гражданскую войну. Но для нас Гражданская война - это обстоятельства, в которых раскрывались отношения между Колчаком и Анной. Это не исследования наши - кто прав, кто виноват.
- Ну,  пусть не исследование, хотя бы чуть-чуть и эту сторону показать... - пытаюсь я добиться равновесия исторических правд.
- У нас были сняты эпизоды про зверства казаков атамана Семенова, - сдался режиссер моему напору и, кажется, слукавил, -эпизоды с мобилизацией,  когда и белые пороли, потом красные приходили... Это все было снято, но в итоге в фильм не вошло, просто показалось лишним. Поскольку раздувало предлагаемые обстоятельства, фильм начинал разваливаться.
("Тихий Дон" не разваливался почему-то).


В ролях: Колчак - Антон Городецкий-Хабенский; Керенский - Завулон-Вержбицкий; один из офицеров - Эраст Фандорин-Бероев; Каппель - Ираклий-Есенин-Безруков, и только Анна Тимирева-Боярская выпадает из просматривающейся логики, поскольку вопреки прокатной очередности, сначала она попала в историю с Колчаком, а потом в "Иронию-2".

- Расскажите о кастинге, как вы нашли этих актеров? Или они тоже были предложены каналом?
- Нет! Кастинг шел около года, мы построили целый павильон, пробы шли в костюмах и гриме. Для нас было важно и портретное сходство, хотя бы отдаленное - типажность все равно характер определяет. Важно было, чтобы артисты, которых мы снимаем, были личностями, чтобы чувствовалось, что человек живет не сиюминутным, а имеет свое мировоззрение, свой взгляд на мир.
- Ну, Анна-то у вас покрасивее, конечно, получилась! :)
- Лизу мы долго искали, у нас пробы с ней шли в общей сложности 5 месяцев - мы возвращались к ней, возвращались, опять пробовали...
- А в конце у вас появляется некий режиссер, который в титрах прописан как Сергей Федорович... Это Федор Бондарчук своего папу сыграл?
- В реальности Анна Тимирева, когда ей разрешили жить в Москве (я был в этой квартире, где она жила и умерла), раз она жила в то время и хорошо его знала, ее приглашали в кино консультантом по манерам и так далее. У нее было очень выразительное лицо. Ее сфотографировали и ее карточка была на Мосфильме. И она снялась в эпизоде "Войны и мира" в бале Наташи Ростовой...
- А у вас ее, кстати, так и не взяли сниматься из-за темного прошлого...
- У нас - да...
- А режиссер еще говорит, глядя на нее, такую фразу: "Где же я такие ЛИЦА найду!" :) А как же быть со всем советским кинематографом, с артистами, которые переиграли всех этих белых офицеров и просто господ тех времен... Я представляю, как вам сегодня было трудно такие лица найти...
- Да, тяжело, другое поколение, времена, глаза...
- Но тогда-то еще были... За что же вы их так? :) Мне прямо обидно за них стало :)
- Ну, в данном случае это просто режиссер высказал свое мнение.

кино, интервью

Previous post Next post
Up