Итак, продолжаем исследование Баккена. Выяснилось, что дебит от количества скважин в секции совсем не зависит. Разбираясь с данным эффектом рассмотрел примеры большой концентрации скважин в одной секции и вот как это выглядит:
Тут мы видим, что на маленьком участке сосредоточено большое кол-во скважин, но все они расходятся звездой в разные стороны. Вот как выглядит этот же участок более крупным планом:
В правую сторону уходит 9 скважин, часть из которых уходит на уровень Three Forks (сколько именно пока не известно, т.к. некоторые из них еще бурятся или были пробурены только что и всех данных по ним пока еще нет). Таким образом мы видим, что большое скопление скважин в одном секторе реально качает нефть с 4 секторов и особо большого влияния друг на друга тут нет. Да, возможно на отрезке в 5 лет это скажется, но пока мы не можем этого утверждать.
В результате параметр кол-во скважин пришлось выбросить из модели, зато неплохо отработали многие другие. Как выяснилось, дебит зависит от слоя (Middle Bakken или Three Forks - см. последнюю картинку предыдущей
записи). Что дебит зависит полной длины скважины а также от параметров скважин пробуренных на участке до этого. Причем для модели отбирал только те случаи, когда разница между подключениями была более 3-х месяцев. На дебит новых скважин влияет средняя обводненность старых скважин, их глубина и собственно дебит. Также значимо, были ли до этого на участке сухие скважины. В результате получилась такая модель:
Вот как это выглядит графически:
Тут видно, что модель очень плохо предвидит экстремальные выбросы, однако все-таки такие случаи достаточно редки (это видно по узкому доверительному интервалу) и значимого влияния на итоговый результат не оказывают. Чтобы проверить это я смоделировал добычу Баккена в зависимости от кол-ва подключенных скважин и среднего дебита скважин подключенных в этом месяце. К примеру, в феврале 2014 года было подключено 125 скважин. Средний дебит которых составил 86% от нормы. При этом из них 78 было пробурено на старых участках, соответственно для них использовалось не фактическое, а расчетное значение (по модели с параметрами выше). Для скважин пробуренных в новом секторе я пока не сделал приемлемую модель и поэтому использовал фактические значения. Однако учитывая, что доля таких скважин
падала с каждым годом это играет все меньшую и меньшую роль со временем. Думаю еще попробовать сделать прогноз для таких скважин на основании данных соседних участков, посмотрим, что из этого выйдет.
В общем совмещая кол-во подключенных скважин и их дебит (для части фактический, для части рассчитанный) можно вычислить добычу и модель получилась такой:
Смущает, конечно, наметившееся расхождение в последние месяцы. Пока что оно в пределах нормы, около 6% (несколько раз было и больше), однако почему оно возникло не вполне ясно. Возможно это объясняется тем, что часть скважин имеет статус "конфиденциально" и временно отсутствуют в статистике. Хотя против этой версии есть аргумент. Похоже, что кол-во скважин в этом
источнике считается вместе с конфиденциальными, т.е. они учтены в модели. А также есть
основания считать, что параметры конфиденциальных скважин чуть ниже остальных, хотя с другой стороны это лишь данные за один месяц, возможно бывает и наоборот. В общем посмотрим.
В любом случае, теперь можно делать долгосрочные оценки исходя из соотношения цена/себестоимость. Зная продуктивность на освоенных участках можно ожидать определенный дебит для новых скважин. Чем выше точки отсечения будет расчетный дебит, тем более вероятность, что бурить в первую очередь будут именно там (а где вообще почти не будут), в результате чего можно будет сделать прогноз динамики добычи в целом. Надеюсь, что об этом мы поговорим уже в следующем посте.