Уровень жизни в развитых странах относительно остальных и причины отличия

Oct 07, 2012 21:38

Захотелось разобраться, как именно происходил рост уровень жизни европейцев и жителей США (далее "1-й мир") относительно всего остального мира (далее "2-й мир"). Использовал данные Мэддисона. Данные 1-го мира это просто среднее 13-ю странами (США, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Австрия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Голландия, Дания). Данные второго мира это среднее между СССР (после 1991 стран входивших в состав союза), Азией (включая Японию), Африкой и Латинской Америкой. Да, по идее надо бы взвешивать по размеру ВВП или населению, но мне лень и думаю принципиально это картину не меняет. Еще нужно отметить, что Канада и Австралия, Испания выпали из поля зрения, ну так получилось...

Так вот, выяснилось, что имеет место два мощных рывка. Первый произошел в период между 1820-1900 годы (большая часть прироста произошла между 1820 и 1870 годами) и второй пришелся на 1978 - 1999 год:


Примечание: это в %

И еще раз то же самое, только за последние 200 лет:




Что касается первого скачка. Тут надо отметить, несколько моментов. Прежде всего - данные до 1950 весьма и весьма приблизительны и вполне возможно, что отличия связанны с погрешностью измерений. Второй момент - горизонтальная линия не означает одинакового улучшения уровня жизни. За период 1913 - 1940 страны первого мира увеличили среднедушевой ВВП на 1 280 долларов, а второго лишь на 367.

Что касается второго скачка, то тут имеет смысл рассмотреть динамику более подробно. Дело в том, что разрыв произошел из-за того, что второй мир практически остановился в развитии, тогда как 1-й рос своими обычными темпами (2-4% в год). Посмотрим на составляющие второго мира более детально.


Как мы теперь видим, отставание 1980 - 2000 связано с СССР, который замедлил рост после 1978 года (а в 90-е рухнул в пропасть), а также с Латинской Америке и перманентно стоящей на месте Африкой. Ну, что было в Союзе (до и после распада) мы все примерно представляем. Латинскую Америку подкосил долговой кризис, спровоцированный падением цен на сырье и ростом ставок. Азия стабильно росла и восстановление бСССР вместе с Латинской Америкой дало сокращение разрыва в нулевые.

Как я уже писал, это сокращение разрыва не означает, что благосостояние жителей второго мира увеличивается больше чем у первого. Собственно все происходит с точностью до наоборот:


Что касается причин, то мне кажется интересной вот такая точка зрения:

ИНТЕЛЛЕКТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Интеллект имеет высокую наследуемость, равную приблизительно 80% у взрослого населения. Таким образом, существуют гены (аллели), ответственные за интеллект, и частота генов, ответственных за высокий интеллект, различается у населения разных стран. Мы убеждены, что эти различия в частоте встречаемости таких генов в разных популяциях эволюционировали в соответствии с принципами эволюции, сформулированными Чарльзом Дарвином. Очевидно, что люди с наиболее высоким IQ (восточные азиаты и европейцы) живут в холодных регионах, люди с несколько более низкими значениями IQ живут в более теплых областях, в то время как население Тропической Африки с самыми низкими показателями IQ живет в жарком климате недалеко от экватора. Это соотношение между национальным IQ и климатом было исследовано Д. Темплером и Х. Арикавой (Templer, Arikawa, 2006), которые показали, что существует корреляция на уровне 0.66 между самой низкой температурой в зимнее время и интеллектом стран.
Нам представляется, что объяснение этому факту связано с эволюцией от обезьяны к человеку, происходившей в Тропической Африке в течение последних четырех миллионов лет. Приматы, от которых произошел человек, жили приблизительно 60 миллионов лет как травоядные в тропических и субтропических районах экваториальной Африки, где растительная пища была доступна в течение всего года. Возникшие в экваториальной Восточной Африке гоминиды также остались преимущественно травоядными. И в настоящее время охотники-собиратели, живущие в тропических и субтропических широтах, продолжают питаться в основном растительной пищей, которая доступна круглый год (Lee, 1968; Tooby and de Vore, 1997).
Около 100 000 лет назад группы Homo sapiens начали мигрировать из экваториальной Африки в другие регионы мира и около 30 000 лет назад они заняли практически весь земной шар (Cavalli-Sforza, Menozzi and Piazza, 1994). Люди, которые мигрировали из тропической и субтропической экваториальной Африки в Северную Африку, Азию, Европу и Америку, очевидно, столкнулись с трудностями выживания в умеренном и холодном поясах Земли, где растительная пища отсутствовала в течение нескольких зимних и весенних месяцев. Это проблема была особенно острой в течение последнего ледникового периода. Для того чтобы выжить, людям приходилось охотиться на больших животных, совершенствовать орудия труда и оружие, учиться запасать пищу, строить укрытия, добывать огонь и шить одежду, чтобы сохранять тепло. Это была новая окружающая среда, предъявляющая такие требования к когнитивным ресурсам, в соответствии с которым выживал тот, кто обладал более высоким интеллектом. Чем холоднее зимы, тем сильнее должно было быть давление отбора, приводящее к развитию более высокого интеллекта. Это объясняет связь между зимней температурой и национальным IQ, показанную Д. Темплером и Х. Арикавой (Templer, Arikawa, 2006).
...

В целом национальные различия в интеллекте соответствуют вкладам, которые разные народы внесли в развитие цивилизаций, и их творческим достижениям в естественных науках, математике, технических и прикладных науках, в искусстве. Народы Южной Азии, Северной Африки, Европы и Китая создали первые цивилизации, ими было развито сельское хозяйство, изобретено письмо и счет, сделаны астрономические наблюдения, созданы города с большими зданиями. Ничего подобного не возникло в тропической Африке. Творческие достижения разных народов в последние 2,5 тысячи лет были зафиксированы Ч. Мюрреем (Murray, 2003). Он показал, что восточные азиаты и европейцы в наибольшей степени прославились творческими достижениями, а южные азиаты, северные африканцы и юго-восточные азиаты - чуть меньше. Практически ничего не было сделано жителями Тропической Африки.

Несмотря на эти общие закономерности, существует несоответствие между высоким IQ восточных азиатов, высокими достижениями их школьников в математике и естественных науках, с одной стороны, и меньшим по сравнению с европейцами количеством творческих достижений в искусстве и науках - с другой. Ч. Мюррей показал, что в то время как жители Восточной Азии имеют более высокий интеллект, а их школьники демонстрируют более высокие способности в математике и естественных науках, европейцам принадлежит большее число творческих достижений (Murray, 2003). Ч. Мюррей утверждает, что до 1600 г. н.э. прогресс восточных азиатов и европейцев в технических творческих достижениях был приблизительно одинаков. Китайцы изобрели каналы со шлюзами, бумагу и печать, бумажные деньги, порох и магнитный компас задолго до европейцев, имели хорошо развитую математику и обладали знаниями по астрономии. С другой стороны, Восточная Азия не добилась тех фундаментальных успехов в естественнонаучной и математической теории, которых добилась Европа в период около 1600 г. н.э. Ч. Мюррей пишет: «В Китае не было ни Евклида, ни корпуса математических знаний, начинающегося с самого первого допущения. Во времена империи Сун (960-1279 гг. н.э.) китайские астрономы правильно определяли причины солнечного и лунного затмений. Но опять же у них не было ни теории, ни птоломеевского описания Вселенной. Китайцы просто открывали определенные вещи» (Murray, 2003, p. 38-89). То же можно сказать и о японцах, про которых Ч. Мюррей пишет: «Даже сегодня можно наблюдать, что японские технологические достижения существенно превосходят объем их оригинальных открытий» (Murray, 2003, p. 399). Ч. Мюррей приходит к выводу, что, несмотря на впечатляющие технологические успехи, восточные азиаты никогда не могли сравниться с европейцами по высокому уровню творческих достижений. Превосходство европейцев стало еще более очевидным в период с 1600 года по настоящее время. По оценкам Ч. Мюррея, 97% значимых творческих достижений последних 400 лет были сделаны европейцами: «Современная Европа имеет существенное превосходство достижений как в искусстве, так и в науке… человек является сегодня тем, что он есть, в поразительной степени благодаря тому, что было достигнуто в течение полудюжины веков населением одной маленькой части евразийского континента (Murray, 2003, p. 264).
...
Предполагается, что низкий уровень креативности восточных азиатов является результатом генетической адаптации к очень суровым условиям их территории во времена последнего ледникового периода. Креативность предполагает несогласие и неподчинение групповым нормам, примером чему являются работы Г. Галилея и Ч. Дарвина. Несогласие и неподчинение было бы невыгодно в суровых условиях Восточной Азии, где сообщества, очевидно, нуждались в высокой степени конформности, чтобы сохранить гармоничные социальные отношения, необходимые для кооперации во время охоты, изготовления орудий и дележа пищи. В таких жестких условиях независимый неконформный креативный гений был бы помехой для выживания группы и, видимо, поэтому гены, отвечающие за такое поведение, подверглись сокращению."

Так что, видимо, имеет смысл поучиться кое чему, у смышленых и креативных европейцев...

Макроэкономика, ВВП

Previous post Next post
Up