Умирая, Пушкин завещал Наталье Николаевне носить траур по нему два года. А уж потом она была вольна распоряжаться своею женской судьбой. Вдова поэта носила траур 7 лет. Лишь в 1844 г она вышла замуж за генерала Ланского Петра Петровича, 45-летнего холостяка. Ланской в ту пору командовал лейб-гвардии Конным полком Его Императорского Величества - не очень доходная, но весьма почетная служебная должность. Полк был расквартирован в Стрельне, в комплексе Большого Константиновского дворца. При дворце был прекрасный конный манеж с конюшнями и песчаным двором для выездки. (Здание манежа сохранилось.) Сам генерал проживал в холодной служебной квартире дворца, в его левом крыле. Каменные стены дворца имели саженную толщину военной крепости, и в зимнее время обитателям приходилось кутаться в шерстяное и меха.
Венчание состоялось 16 июля в церкви Стрельны, куда молодые, по позднейшим воспоминаниям домочадцев, направились пешком - храм, видимо, находился по соседству, и погода располагала… Никто из посторонних не был приглашен на торжество, только братья и сестры венчающихся, дети. Разрешение на брак офицеры такого ранга испрашивали у самого царя. Однако Николай I в качестве посаженого так и не был приглашен, хотя желание такое высказывал. К его чести, надо сказать, он не обиделся. Когда на следующий день Петр Петрович доложил о состоявшемся венчании, император поздравил его, передал молодой в подарок бриллиантовый фермуар, но генералу сказал, что от кумовства-то тот уклониться не посмеет… И когда через 10 месяцев после венчания Наталья Николаевна родила первую дочь Сашеньку, крестил ее сам Николай I. Всего же в браке у Ланских родилось три дочери: Александра, Соня и Лиза. Все красавицы.
Наталья Николаевна после замужества сторонилась светской жизни, не выезжала на балы, а окунулась в жизнь семейную. Тут было две причины. Первая заключалась в нежелании возбуждать к себе нездоровый интерес, который плелся из сплетен - старых и новых. Старые всеми хорошо помнились, свету недоставало свежих. Вторая же была чисто житейской: квартира Ланских вскоре стала походить на детоприемный дом. К своим детям у Натальи Николаевны прибавилось семь приемных. Уже в конце 1844 г внезапно скончался младший брат Ланского Александр Петрович, и его троих малолетних детей пришлось взять в семью генерала. Потом добавились дети невестки Ольги Павлищевой (сестры Пушкина), семейные неурядицы и нездоровье которой не позволяли ей полноценно заниматься детьми. (Обвенчавшись с Ольгой Сергеевной без согласия ее родителей, Н.Павлищев вскоре стал требовать за ней приданого, а в 1836 году вообще нацелился на раздел имения в Михайловском, чему А.С. Пушкин категорически воспротивился. - «Ох, семья, семья!») С народившимися девочками Ланскими всего получалось 14. Плюс старшие, как правило, приводили кого-нибудь из друзей по учебным классам…
Как-то случившаяся к обеду графиня Строганова пришла в ужас от общества за столом, которое было «сплошь детское». Графиня не смогла начать трапезу и не успокоилась, пока ей не представили всех пофамильно с пояснением, отчего они здесь столуются… А хозяйке того юнейшего общества было на ту пору всего 37…
Неизвестный художник. "Прием Лейб-гвардии в Константиновском дворце", первая половина XIX в.
Возможно, художник изобразил среди гуляющих Наталью Николаевну с детьми, генерала Ланского.
В 1849 г к юбилею полка офицеры вознамерились преподнести императору в качестве подарка альбом с портретами всех офицеров и их жен. Николаю I в целом идея понравилась, он дал добро и предложил своего придворного художник - Вольдемара Гау, Владимира Иваныча. (В том же 1849 г В.И.Гау единственный удостоится звания академика акварельной живописи.) Гау офицерский задор и будущий гонорар, естественно, воодушевил. Да и сама работа предстояла прекрасная: офицерство, жены, дочери, да… Однако у него возник чисто профессиональный вопрос: с офицерами все ясно, но в каких нарядах писать дам? Дабы не вышло слишком пестро в виду гвардейских мундиров мужей…
Дежурный генерал вновь помчался к императору с изложением возникшей полковой проблемы. Николай пребывал в замешательстве недолго и отмахнулся от посыльного белой перчаткой: «Для вашего альбома довольно будет одной жены генерала Ланского. Ступайте». Так и было исполнено. Одна Наталья Николаевна красуется в юбилейном Альбоме полка. Альбом долгое время выставлялся в Зимнем дворце. Сейчас хранится в Пушкинском доме (С.-Петербург).
В.И.Гау. Портрет Н.Н.Ланской в юбилейном альбома лейб-гвардии Конного полка.
На шее Натальи Николаевны свадебный подарок Николая I - бриллиантовый фермуар
После смерти отца в 1861 г Наталья Николаевна не снимала траура. Единственный раз она отступила от этого правила, выводя старшую дочь Александру (Ланскую) в свет, на ее первый взрослый бал. Матери было 50, дочери 17… Наталья Николаевна предстала в серебристо-сером платье, с обнаженными плечами и высокой прической. Это было в Ницце, «на водах», где собрался европейски свет. И все ахнули, узнавая и не узнавая в красавице с баснословной талией ту, Пушкину, что ходит в черном, под зонтом… У всех трех сестер Гончаровых были осиные талии. У Натальи Николаевны талия в корсете составляла 28 см. Это «при пышных плечах и груди», как писал В.А. Соллогуб, знавший Наталью Николаевну долгие годы.
Константиновский дворец, где в сороковые годы века XIX-го квартировали Ланские, к празднованию 300-летия С.-Петербурга (2003 г.) был восстановлен, разбит молодой парк по старой планировке. Дворцу присвоен официальный статус Дворца конгрессов. В 2006 г. здесь прошел саммит «большой восьмерки». По дворцу проводят недорогие экскурсии и разного содержания. Реставрация дворца проведена по планам времен одного из великих князей, а не по скупым советским.
Но, увы, ни одна экскурсия не рассказывает, что вот где-то здесь полтораста лет назад проживал со своей блистательной женой Натальей Николаевной и многими детьми Петр Петрович Ланской, флигель-адъютант, генерал от кавалерии, командир лейб-гвардии Конного Его Императорского Величества полка…
Петр Петрович пережил свою верную супругу на 14 лет, похоронен с ней в одной могиле на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.
(В работе использованы исследования Татьяны Рожновой)
Георгий Гореловский