Третий день в Сети продолжается обсуждение чудовищного, невероятного случая - в
рач анестезиолог Пермского кардиоцентра ударил пациента в реанимации, который впоследствии умер.
Первая реакция - этого просто не может быть! Это фейк, монтаж, называйте как хотите, но это не может быть правдой! Ну не может доктор поднять руку на пациента, если только последний не угрожает жизни врача. И тем не менее это факт. То, что казалось невероятным, немыслимым, выходящим за границы добра и зла - это случилось.
То, что сейчас творится в пациентских и многих врачебных сообществах, можно назвать "виртуальным судом Линча". Распять, четвертовать, отмежеваться от подонка, опозорившего профессию, изгнать навсегда из врачебного сообщества, судить с предоставлением адвоката лишь по обязанности, потому что непонятно, как вообще эту нелюдь можно защищать - вот общий настрой комментариев произошедшего.
Остановитесь, коллеги! Неужели вы не понимаете, что на его месте может оказаться любой из нас?
Объясняя мотивы своего поступка, доктор рассказывает, что он работал уже 36 часов. Скорее всего, он не отдавал себе отчета в том, что делает.
Вдумайтесь - эти 36 часов он провел не на диване с книжкой. Это полтора суток напряженнейшей работы, требующей постоянного пребывания в мобилизованном состоянии, с очень высокой степенью концентрации внимания, плюс непрерывное осознание своей ответственности за больных. К концу такого дежурства доктор уже не человек, это полностью невменяемое существо. Надо ли говорить, что это была далеко не единственная его 36-часовая смена? Только самому доктору известно, сколько часов в месяц он нарабатывал, и скольким ставкам это соответствовало. И так из месяца в месяц, из года в год.
Да, мы все (или почти все) так работаем. На износ, не щадя себя. И поэтому я предлагаю всем задуматься - никто из нас не застрахован от повторения содеянного доктором. Пусть не в столь чудовищной форме, но нервный срыв на почве запредельной усталости может случиться с каждым. А уж в какую форму он выльется - это зависит от того, что заложено в глубинах психики каждого (о чем он и не подозревает), и насколько отключатся те сдерживающие механизмы, которые делают нас разумными людьми, осознающими последствия тех или иных своих поступков.
Да, мне было страшно, когда я смотрела видеозапись. Страшно видеть, до какой глубины профессионального выгорания может дойти врач, работая на пределе (и за пределами) своих физических и психических возможностей. Не зря еще в Советском Союзе анестезиологам было присуждено право выхода на пенсию после 20 лет работы (то, что с завидным упорством сейчас у нас пытаются отнять чиновники Минтруда и Пенсионного Фонда). Наверно, 20 лет - это действительно какой-то предел, за которым начинаются необратимые изменения. Надо уходить. Либо вообще из специальности, либо на неполную занятость. Вот только куда уйти врачу, если переобучение платное, длится 2 года (через вторую ординатуру) и начинать придется с нуля, с наименьшей зарплаты? Вот и пашут...в 50 лет, в 60...а потом - либо инфаркт (инсульт) прямо на рабочем месте, либо спиваются втихую, либо вот так...как доктор Вотяков...
Профессиональное выгорание - это такая же болезнь, ведущая к утрате профпригодности, как и физический недуг. Но если при получении физического увечья, делающего невозможной дальнейшую работу по профессии, работник получает компенсацию за потерю трудоспособности, то проф.выгорание не дает права ни на какую компенсацию. Оно и болезнью-то официально не считается.
Да, доктор виноват. Но не меньше виноваты те, кто заставил его (прямо или косвенно) работать на 1,5-2 ставки. Кто не замечал нарастающих признаков выгорания и продолжал медленно, день за днем бесчисленными придирками по поводу и без (а какой заведующий не испытывает давления со стороны администрации?) разрушать его психику. Да, этого человека больше не существует как врача. Он заплатит потерей профессии и своей свободой не только за свою, но и за чужую вину. Вот только виноватый работу не потеряет и в тюрьму не сядет.
Конечно, СМИ сейчас растащат, обсосут и обгадят эту историю. Жаль, что правильные выводы из нее сделаны так и не будут. Доктора так и будут продолжать впахивать на 2 ставки, за копейки рискуя своей свободой и чужими жизнями. Никто не задумается о создании условий для оказания психологической помощи медикам при первых признаках выгорания. До следующего случая.....сколько еще докторов вотяковых должно появиться, чтобы чиновники наконец задумались, что голодный, нищий врач опасен и для больного, и для себя?
P.S.Как сообщается в СМИ, против доктора возбуждено дело по статье за умышленное убийство. Кто-то еще продолжает считать, что адвокат ему положен лишь по обязанности? Я сомневаюсь в справедливом суде, скорее всего, устроят показательный процесс и дадут по максимуму. Он же не мастер единоборств, по неосторожности убивший студента. Всего лишь бесправный доктор, за которого некому вступиться.