Рефрен “I have a dream…” в знаменитой речи Мартина Лютера Кинга перекликается со стихами Уолта Уитмена.
I dream’d in a dream, I saw a city invincible to the
attacks of the whole of the rest of the earth;
I dream'd that was the new City of Friends;
Nothing was greater there than the quality of robust
love-it led the rest;
It was seen every hour in the actions of the men of
that city,
And in all their looks and words.
https://whitmanarchive.org/published/LG/1867/poems/52 Как заметил Корней Чуковский, Лев Толстой был впечатлён стихами про Город Друзей и подчеркнул их карандашом в присланной ему книжке Уитмена, «американского Толстого».
«Толстого это стихотворение несомненно привлекло своей верой в непобедимость любви.»
https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/articles/l-tolstoj-ob-uolte-uitmane Идеологии ненасильственного протеста МЛК учился у Махатмы Ганди. Он ездил на поклон в Индию в 1959 и говорил “Christ showed us the way, and Gandhi in India showed it could work.”
https://www.washingtonpost.com/history/2020/01/20/martin-luther-king-india-gandhi/ Ганди в свою очередь был вдохновлён Толстым. В 1910 он опубликовал «Письмо к индусу» Толстого с его категоричным призывом отказаться от насилия и бороться за освобождение Индии от колониального подчинения путём ненасильственного сопротивления.
“Любовь есть единственное средство спасения людей от всех претерпеваемых ими бедствий. В данном случае единственное средство освобождения вашего народа от порабощения только в любви. Любовь, как религиозная основа жизни людей, с особенной силой и ясностью была еще в далекой древности провозглашена в вашем народе. Любовь при допущении противления злу насилием есть внутреннее противоречие, так что теряет всякий смысл и значение. И что же? В 20-м веке вы, член одного из самых религиозных народов, с легким сердцем и уверенностью в своем научном просвещении и потому несомненной правоте отрицаете этот закон, повторяя ту - простите меня - поразительную глупость, которую внушили вам защитники насилия, враги истины, сначала служители богословия, потом науки, ваши европейские учителя.
Вы говорите, что англичане поработили и держат в порабощении индусов потому, что индусы недостаточно противились и противятся насилию силою.
Но ведь это совершенно наоборот. Если англичане поработили индусов, то только потому, что индусы признавали и признают главными, основными принципами своего общественного устройства насилие. Во имя этого принципа подчинялись своим царькам, во имя его боролись между собой, боролись с европейцами, с англичанами и теперь стараются бороться с ними.
Торговая компания поработила 200-миллионный народ. Скажите это человеку, свободному от суеверия, он не поймет, что значат эти слова. Что значит то, что 30 тысяч людей, не силачей, даже скорее слабых и дурных людей, поработили 200 миллионов живых, умных, сильных, любящих свободу людей. Разве не ясно по одним цифрам, что не англичане, а сами индусы поработили себя. Индусам жаловаться на то, что англичане поработили их, всё равно, что людям, предающимся пьянству, жаловаться на то, что поселившиеся среди них продавцы вина поработили их. Вы говорите им, что они могут не пить, но они отвечают вам, что они так привыкли, что не могут воздержаться, что им стало необходимо поддерживать свою энергию вином. Разве не то же самое со всеми людьми, с миллионами людей, покоряющихся тысячам, сотням людей своих или чужих народов.
Если индусы порабощены насилием, то только оттого, что они сами жили насилием, живут насилием и не признают вечного, свойственного человечеству закона любви.
«Жалок и невежественен тот человек, который ищет того, что он имеет, но не знает, что имеет его. Да, жалок и невежественен человек, который не знает блага той любви, которая окружает его, которую я дал ему» (Кришна).
Только живи человек согласно с свойственным его сердце и открытым уже ему законом любви, включающей в себя непротивление, и потому естественно не участвуя в каком бы то ни было насилии, и не только сотни не поработят миллионы, но миллионы не поработят одного. Не противьтесь злу, но и сами не участвуйте во зле, в насилиях администрации, судов, сборов податей и, главное, войска, и никто в мире не поработит вас.”
https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%BA_%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%83_(%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9) Из личного письма Толстого Ганди незадолго до смерти:
“Чем дольше я живу, и в особенности теперь, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать другим то, что я так особенно живо чувствую и что, по моему мнению, имеет огромную важность, а именно о том, что называется непротивлением, но что в сущности есть не что иное, как учение любви, не извращенное ложными толкованиями. То, что любовь, т. е. стремление душ человеческих к единению, и вытекающая из этого стремления деятельность есть высший и единственный закон жизни человеческой, это в глубине души чувствует и знает каждый человек (как это мы яснее всего видим на детях), знает, пока он не запутан ложными учениями мира. Закон этот был провозглашен всеми, как индийскими, так и китайскими и еврейскими, греческими, римскими мудрецами мира. Думаю, что он яснее всего был высказан Христом, который даже прямо сказал, что в этом одном весь закон и пророки. Но мало этого, предвидя то извращение, которому подвергается и может подвергнуться этот закон, он прямо указал на ту опасность извращения его, которая свойственна людям, живущим мирскими интересами, а именно ту, чтобы разрешать себе защиту этих интересов силою, т. е., как он сказал, ударами отвечать на удары, силою отнимать назад присвоенные предметы и т. п. и т. п. Он знает, как не может не знать этого каждый разумный человек, что употребление насилия несовместимо с любовью как основным законом жизни, что, как скоро допускается насилие, в каких бы то ни было случаях, признается недостаточность закона любви и потому отрицается самый закон. Вся христианская, столь блестящая по внешности, цивилизация выросла на этом явном и странном, иногда сознательном, большей частью бессознательном, недоразумении и противоречии. <…>
Социализм, коммунизм, анархизм, армия спасения, увеличивающаяся преступность, безработность населения, увеличивающаяся безумная роскошь богатых и нищета бедных, страшно увеличивающееся число самоубийств, всё это признаки того внутреннего противоречия, которое должно и не может [не] быть разрешено. И, разумеется, разрешено в смысле признания закона любви и отрицания всякого насилия. И потому ваша деятельность в Трансвале, как нам кажется на конце света, есть дело самое центральное, самое важное из всех дел, какие делаются теперь в мире и участие в котором неизбежно примут не только народы христианского, но всякого мира. Думаю, что вам приятно будет узнать, что у нас в России тоже деятельность эта быстро развивается в форме отказов от военной службы, которых становится с каждым годом всё больше и больше. Как ни ничтожно количество и ваших людей, непротивляющихся, и у нас в России число отказывающихся, и те и другие могут смело сказать, что с ними бог. А бог могущественнее людей.”
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pisma/1910-maj-noyabr/letter-144.htm Click to view
1910ый, год смерти Толстого, был самым обычным годом в жизни колониальных империй. Георг V стал новым королем Великобритании. Французские войска в это вемя расширяли свою зону оккупации Африки, расправляясь с королевством Вадаи. Оттоманская империя подавляла восстание в Албании. Японская империя аннексировала Корею. Российская империя оккупировала север Персии, предварительно поделённой с Британией на зоны влияния. Российские интересы требовали военной интервенции для подавления конституционной революции
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Russian_Empire_involvement_in_the_Persian_Constitutional_Revolution Конгресс США в 1910 принял закон о приеме двух новых штанов: Аризоны и Нью-Мексико, до этого - территорий без собственного представительства. Расширение на Запад имело глубокое символическое значение, аукавшее в дальнейшей истории. Оно же способствовало расколу в республиканской партии - между теми, кто, вслед за
Тедди Рузвельтом, выступал за охрану природы, и теми, кто предпочитал экономическую эксплуатацию природных богатств
https://www.history.com/this-day-in-history/ballinger-pinchot-scandal-erupts Раскол среди республиканцев помог демократу Вудро Вильсону придти к власти на выборах 1912. В 1910 Вильсон, профессор истории и президент Принстона, был избран губернатором Нью-Джерси, получив таким образом трамплин для президентских амбиций. Ни до, ни после у Америки не было президента с докторской степенью, который бы сам
писал свои речи. На пост вице-президента Вильсон стратегически выбрал северянина Томаса Маршалла, а на третий по рангу пост госсекретаря - Уильяма Дженнингса Брайана, который до этого три раза неудачно номинировался демократами на выборах президента.
Во время посещения России в 1903 Брайан отметился тем, что съездил в Ясную Поляну на поклон к Льву Толстому. В своей книге воспоминаниях главу о Толстом он назвал «Толстой, Апостол Любви».
Count Tolstoy is an advocate of the doctrine of non-resistance. He not only believes that evil can be overcome by good, but he denies that it can be overcome in any other way. I asked him several questions on the subject, and the following dialogue presents his views:
Q. Do you draw any line between the use of force to avenge an injury already received, and the use of force to protect yourself from injury about to be inflicted?
A. No. Instead of using violence to protect myself, I ought rather to express my sorrow that I had done anything that would make anyone desire to injure me.
Q. Do you draw a line between the use of force to protect a right and the use of force to create a right?
A. No. That is the excuse generally given for the use of violence. Men insist that they are simply defending a right, when, in fact, they are trying to secure something that they desire and to which they are not entitled. The use of violence is not necessary to
secure one's rights; there are more effective means.
Q. Do you draw any distinction between the use of force to protect yourself and the use of force to protect someone under your care--a child, for instance?
A. No. As we do not attain entirely to our ideals, we might find it difficult in such a case not to resort to the use of force, but it would not be justifiable, and, besides, rules cannot be made for such exceptional cases. Millions of people have been the victims of force and have suffered because it has been thought right to employ it; but I am now old and I have never known in all my life a single instance in which a child was attacked in such a way that it would have been necessary for me to use force for its protection. I prefer to consider actual rather than imaginary cases.
https://www.gutenberg.org/files/45376/45376-8.txt Click to view
Трудно сказать, насколько близко к сердцу принял Уильям Дженнингс Брайан учение Толстого. Он ушел в отставку с поста госсекретаря в июне 1915, когда оказался не в силах поддерживать нейтралитет США во время Первой мировой.
Последнее дело, которым отметился Брайан, было его участие в печально известном "
обезьяньем процессе" (Scopes Trial), где он выступал обвинителем, поддерживая запрет штата Теннеси на преподавание в школах теории эволюции. Он скончался сразу после победного окончания процесса.
В нападках Брайана на науку звучали толстовские нотки. Из его последнего слова, которое не удалось донести до суда:
"In war, science has proven itself an evil genius; it has made war more terrible than it ever was before. Man used to be content to slaughter his fellowmen on a single plane, the earth's surface. Science has taught him to go down into the water and shoot up from below and to go up into the clouds and shoot down from above, thus making the battlefield three times as bloody as it was before; but science does not teach brotherly love. Science has made war so hellish that civilization was about to commit suicide; and now we are told that newly discovered instruments of destruction will make the cruelties of the late war seem trivial in comparison with the cruelties of wars that may come in the future. If civilization is to be saved from the wreckage threatened by intelligence not consecrated by love, it must be saved by the moral code of the meek and lowly Nazarene. His teachings, and His teachings alone, can solve the problems that vex the heart and perplex the world."
https://www.beliefnet.com/news/1999/12/faith-of-our-fathers.aspx Можно сравнить с пассажами Толстого про науку в статье "Что такое искусство?":
"Ведь только людям, посвятившим на это изучение свою жизнь, кажется, что все те открытия, которые делаются в области естественных наук, суть дела очень важные и полезные. Но это кажется этим людям только потому, что они не глядят вокруг себя и не видят того, что действительно важно. Стоит им только оторваться от того психологического микроскопа, под которым они рассматривают изучаемые предметы, и взглянуть вокруг себя, чтобы увидать, как ничтожны все, доставляющие им такую наивную гордость, знания,- не говорю уже о воображаемой геометрии, спектральном анализе Млечного Пути, форме атомов, размерах черепов людей каменного периода и т. п. пустяках, но даже и знания о микроорганизмах, икс-лучах и т. п., в сравнении с теми знаниями, которые мы забросили и отдали на извращение профессорам богословия, юриспруденции, политической экономии, финансовой науки и др. Стоит нам только оглянуться вокруг себя, и мы увидим, что свойственная настоящей науке деятельность не есть изучение того, что случайно заинтересовало нас, а того, как должна быть учреждена жизнь человеческая,- те вопросы религии, нравственности, общественной жизни, без разрешения которых все наши познания природы вредны или ничтожны."
https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0327-20.htm В зените своей славы Брайан был оратором-популистом, который собирал большие толпы, нападал на элиты и выступал на стороне простых фермеров. В 2016 с ним сравнивали (не вполне корректно) и Трампа, и Берни Сандерса.
Острый на язык журналист H. L. Mencken, который освещал "обезьяний процесс", в своем некрологе отмел искренность Брайана и язвительно прошелся по его популизму. Многие из этих же характеристик он мог бы повторить про Толстого.
"He was, in fact, a charlatan, a mountebank, a zany without sense or dignity. His career brought him into contact with the first men of his time; he preferred the company of rustic ignoramuses. It was hard to believe, watching him in Dayton, that he had traveled, that he had been received in civilized societies, that he had been a high officer of state. He seemed only a poor clod like those around him, deluded by a childish theology, full of an almost pathological hatred of all learning, all human dignity, all beauty, all fine and noble things. He was a peasant come home to the barnyard. Imagine a gentleman, and you have imagined everything that he was not. What animated him from end to end of his grotesque career was simply ambition - the ambition of a common man to get his hand upon the collar of his superiors, or failing that, to get his thumb into their eyes. He was born with a roaring voice, and it had the trick of inflaming half-wits. His whole career was devoted to raising those half-wits against their betters, that he himself might shine."
https://history.msu.edu/hst203/files/2011/02/Mencken-In-Memoriam-WJB.pdf Как и многие другие просвещенные люди его времени, Менкен поддерживал
дарвинизм с переходом в евгенику, но не догадывался, что через много лет американские расисты назовут его именем свой клуб, который с 2008 проводит ежегодные конференции.
Naming the club after Mencken, the late, longtime Baltimore Sun scribe, was a curious choice. Like many of the club’s members, Mencken admired European culture and 19th Century German philosopher Friedrich Nietzsche, and loathed Franklin Delano Roosevelt and the New Deal. But he also called the Anglo-Saxon “race” the most cowardly in history, and he was an atheist. That last fact coupled with the saying of grace before Friday night’s dinner caused one conference speaker to express his consternation on a blog afterward.
After Obama’s decisive win over McCain, many in the GOP said the party needs to recognize the democratic shift in the country and seriously court Hispanics and other minorities in order to reverse its fortunes. “As the party of Lincoln, Republicans have a moral obligation to make our case to Hispanics, blacks and Asian-Americans who share our values,” Karl Rove, the former strategist to President Bush, wrote in Newsweek.
By contrast, much of the talk at the Mencken club’s inaugural gathering was about how the GOP could regain power by more fervently courting the white vote.
Brimelow, 61 - who was introduced by Gottfried as “a real, as opposed to a John McCain, maverick” - said that’s not necessary. “The way to win is to get white votes. If [Republicans] did that, even without actually cutting off immigration, they could continue to win national elections for quite a long time.”
https://www.splcenter.org/hatewatch/2008/11/26/prominent-racists-attend-inaugural-hl-mencken-club-gathering Идея ненасильственного сопротивления, которая до Мартина Лютера Кинга дошла сложным путем от Толстого через Ганди, зародилась, как полагается, в Америке. Программная для Толстого книга "Царство божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание" начиналась, как комментарий к «Катехизису непротивления» американского проповедника Адина Баллу.
"Баллу в продолжение 50 лет писал и издавал книги преимущественно о вопросе непротивления злу насилием. В сочинениях этих, прекрасных по ясности мысли и красоте изложения, вопрос рассмотрен со всех возможных сторон. Устанавливается обязательность этой заповеди для всякого христианина, исповедующего Библию как божеское откровение. Приводятся все обычные возражения против заповеди непротивления как из Ветхого Завета, так и из Нового, как, например: изгнание из храма и т. п. и на все выставляются опровержения; показывается независимо от писания практическая разумность этого правила, и выставляются все обычно делаемые против нее возражения и опровергаются. Так, одна глава его сочинения трактует о непротивлении злу в исключительных случаях, в которой он признает, что если бы были случаи, в которых невозможно применение непротивления злу, то это доказывало бы, что правило это вообще несостоятельно. Приводя эти исключительные случаи, он доказывает, что именно в них-то и нужно и разумно применение этого правила. Нет стороны вопроса, как для сторонников его, так и для противников, которая бы не была исследована в этих сочинениях. Всё это я говорю для того, чтобы показать тот несомненный интерес, который должны бы иметь такие сочинения для людей, исповедующих христианство, и что потому, казалось бы, деятельность Баллу должна бы была быть известной, и мысли, выраженные им, должны бы быть или признаны, или опровергнуты; но ничего подобного не было."
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8_%D0%B2%D0%B0%D1%81_(%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9)/I Автор книги "Practical Christian Socialism", Баллу был не только теоретиком, но и практиком. В 1943 он собрал единомышленников в коммуну Хоупдейл в Массачусетсе. Коммуна строилась на идее полного отказа от участия в делах государства при ненасильственном сопротивлении, равенстве мужчин и женщин, отказе от оружия, вегетарианстве и других радикальных принципах. Участникам разрешалось иметь частную собственность, включая бизнесы, но предписывалась делиться доходами с обездоленными.
Среди принципов вместе с непротивлением злу насилием было и
всеобщее братство. Участники коммуны были среди самых активных аболиционистов своего времени и агитировали за отмену рабства в южных штатов.
III. Principles of Social Order
1. The supreme Fatherhood of God.
2. The universal Brotherhood of Man.
3. The declared perfect love of God to Man.
4. The required perfect love of Man to God.
5. The required perfect love of Man to Man.
6. The required just reproof and disfellowship of evildoers.
7. The required non-resistance of evildoers with evil.
8. The designed unity of the righteous.
https://en.wikipedia.org/wiki/Hopedale_Community Коммуна просуществовала около 15 лет. Одно из предприятий, фабрика братьев Дрейперов, оказалось коммерчески успешным и в итоге подмяло под себя весь город, превратившись со временем в крупнейшего производителя ткацких станков в США
Click to view
На фабрике Дрейпера в начале прошлого века одно время работал итальянский иммигрант Никола Сакко, закончивший жизнь на электрическом стуле вместе с Бартоломео Ванцетти. Сакко принимал активное участие в забастовке на фабрике в 1913. Рабочие требовали повышения зарплаты и сокращение рабочего дня до 9 часов. Забастовка была жестоко подавлена с участием полиции.
Фабрикой в Хопедейле (бывшей христианско-социалистической коммуне) в это время руководили два брата Дрейперы. Один из них закончил MIT и в 1909-1911 служил губернатором Массачусетса, избираясь от республиканской партии и прославившись борьбой против рабочих интересов. Второй брат также поступал в MIT, но не доучился и полностью ушел в бизнес. Свое состояние он оставил единственному сыну, Уиклиффу который родился через год после смерти основателя коммуны Адина Баллу.
Уиклифф Дрейпер вложил унаследованное состояние в организацию
Pioneer Fund и стал таким образом крестным отцом псевдонаучного расизма современного образца.
Born in Massachusetts in 1891, Draper had old Kentucky blood on one side of the family, old Puritan on the other, and was sure that kind of family tree represented the true American. He inherited a multimillion-dollar textile fortune in the early 1920s and never worked at a job other than military service in World War I and World War II. A lifelong bachelor described as extremely reclusive by even his admirers, Draper lived in a huge New York apartment filled with stuffed big-game trophies he'd shot on trips to exotic parts of the world. <...>
In 1935 Draper attended the Nazi's International Congress for the Scientific Investigation of Population Problems in Berlin, Lombardo said. The Honorary Chairman of the meeting, Wilhelm Frick, was later convicted during the Nuremberg war-crimes tribunal and hanged in 1946.
Draper's companion at the conference, Dr. Clarence C. Campbell, gave a speech that resounded across the Atlantic. "The difference between the Jew and the Aryan is as unsurmountable (sic) as that between black and white," and closed with a rousing "To that great leader, Adolf Hitler!" Time magazine noted.
The next year Draper chose Campbell as a judge for an essay contest he funded, and in 1937 Draper and eugenicists Harry Laughlin and Frederick Osborn launched the Pioneer Fund as a vehicle for distributing grants. Tucker notes that a proposed Pioneer budget for 1937 mentions "two German films referred to by Colonel Draper have been received," and that one, The Hereditary Defective, was shown at 28 U.S. high schools through Laughlin's efforts. Draper continued to work with Laughlin to find ways to use his money to further science that focused on racial issues. Lombardo said there is conclusive evidence that Draper funded a special printing of Earnest Sevier Cox's racist tract "White America" that was sent to every member of Congress in 1937.
Tucker has shown that Draper gave $215,000 to the Mississippi Sovereignty Commission in the 1960s, a group that used the money for a failed effort to stop the passage of the 1964 Civil Rights Act. <...>
Pioneer Fund ties to North Carolina expanded in later years, as Marion Parrott of Kinston and Tom Ellis, a Raleigh lawyer, served on Pioneer's board of directors. Ellis' Coalition for Freedom, a part of the Jesse Helms political machine, received $195,000 in Pioneer grants in the 1980s, the equivalent of more than $300,000 today. Ellis did not return calls seeking comment.
Pioneer Fund grants paid for much of the research that supported The Bell Curve, a 1994 best-seller that argued that blacks are genetically inclined to be less intelligent than whites.
https://journalnow.com/news/local/benefactor-with-a-racist-bent/article_c3233614-8fe7-11e2-9446-0019bb30f31a.html Идея непобедимой любви и чудесного Города Друзей остается мечтой, раз разом в изгибах исторической спирали натыкаясь на свою противоположность.
Click to view