Метаморфозы российской журналистики (в частности корреспондентов кремлевского пула) после прихода Путина к власти в свое время подробно описала Елена Трегубова, журналистка "Коммерсанта", которую в 2001 по личному распоряжению вождя лишили аккредитации в Кремле.
Как только Ельцина уговорили подать в отставку и Путин приступил к исполнению обязанностей президента, работа кремлёвской пресс-службы сразу же радикально изменилась. Новый пресс-секретарь президента Алексей Громов с готовностью бросился исполнять негласные установки сменившегося руководства: ежедневной практикой в Кремле стало лишение журналистов аккредитации за критические или даже просто за недостаточно лояльные статьи о Путине.
<...>
Нам все казалось, что, как только пройдут президентские выборы, кремлевская паранойя кончится. Путин перестанет бояться продуть выборы, и надобность в жесткой цензуре у него отпадет, - рассуждали журналисты.
Но не тут-то было. В первых же послевыборных поездках Путина репрессии к журналистам еще больше ужесточились.
Мало того - сразу же после победы Путина на президентских выборах его пресс-секретарь уже совершенно гласно, ничего больше не стесняясь, объявил журналистам о введении в Кремле цензуры.
Правило номер один, оглашенное Громовым, практически дословно копировало вывески на скверных питейных заведениях: Администрация имеет право по собственному усмотрению и без объяснения причин отказать в обслуживании любому клиенту. В смысле, журналисту, конечно.
- Вы, конечно, можете писать любые статьи. Но только потом не удивляйтесь, когда мы вас не включим в списки аккредитации на освещение следующего президентского мероприятия, - откровенно предупредил Громов.
Правило номер два, по сути, вообще запрещало кремлевским журналистам во время поездок с президентом исполнять их прямые профессиональные обязанности:
- Никто не имеет права задавать президенту вопросы, которые предварительно не согласованы со мной лично. И никто не имеет права в поездках подходить к членам делегации, сопровождающим президента, и задавать им вопросы.
- Извините, а если какой-нибудь член делегации сам ко мне подойдет и захочет поговорить? Что мне тогда делать - бежать от него со всех ног с криком А мне пресс-служба не велела с вами общаться!? -постаралась довести ситуацию до абсурда Дикун.
Все захохотали. Только вот Громову было не до смеха:
- Если член делегации к вам сам подойдет, тогда вы обязаны немедленно найти сотрудника пресс-службы и согласовать с ним этот контакт, - на полном серьезе заявил новый президентский пресс-секретарь.
Самым удивительным было даже не то, что официальный представитель Кремля посмел произнести все это вслух при большом скоплении журналистов, а то, что никто, кроме двух-трех человек, даже не попытался возмутиться по поводу эти новых репрессивных установок.
В 2017 об этой метаморфозе вспоминает другая журналистка, Наталья Геворкян:
Российские СМИ сдавали Путину сначала миллиметры, потом сантиметры, потом метры и километры своей свободы, трансформировавшись в итоге в лояльный, уродливый суррогат. За 17 лет правления Путина мы в корчах пересчитали "звенья гребаной цепи" и теперь пытаемся ценой невероятных усилий и порой унизительных компромиссов сохранить остатки независимых, изрядно потрепанных политическим климатом оазисов в этой пустыне.
http://www.svoboda.org/a/28242873.html Ныне необычные метаморфозы переживают и американские журналисты президентского пула, сопровождающие Трампа.
Тема российских связей Трампа стала главным скандалом последних дней в связи с отставкой генерала Флинна. Трампу, однако, на своих выходах к журналистам удалось избежать неудобных вопросов по этой теме путем индивидуального выбора тех, кому позволено было задавать вопросы.
На пресс-конференции с Нетаньяху Трамп выискивал среди журналистов Katie Pavlich, редактора консервативного издания
Townhall: "Katie from Townhall, where is Katie? Right there. Katie?" Для второго вопроса он выбрал
CBN (Christian Broadcasting Network).
To be clear to viewers around the world, in the last 3 press conferences, Trump has ONLY called on conservative news outlets for questions
- Katty Kay (@KattyKayBBC)
February 15, 2017 Это похоже на сознательную стратегию выдавливания традиционных СМИ, часть
войны против шестой колонны.
Press set for
@Netanyahu.
pic.twitter.com/b4sjSvC3qq- Michael Wilner (@mawilner)
February 15, 2017 FAKE NEWS media, which makes up stories and "sources," is far more effective than the discredited Democrats - but they are fading fast!
- Donald J. Trump (@realDonaldTrump)
February 16, 2017