в литературе. Вчера вечером почему-то подумал, что в русской литературе отсутствует положительный образ попа, священнослужителя. Как-то предполагается, что священник, поп, батюшка - это такой умный, добрый, понимающий, помогающий и искренне верующий человек. Но я не смог вспомнить ни в одном прочитанном мной произведении подобный образ. Разве что у
(
Read more... )
Comments 20
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
я даже погуглила, что пишут на сей счет в инете. понравилась одна статейка, она, правда, длинная, потому приведу только концовку:
Духовенству в русской литературе не повезло. Кроме нескольких прекрасных исключений (таких как хроника «Соборяне» Лескова, которая слишком велика и сложна, чтоб быть бегло описанной в обзорной статье, или как упомянутые произведения Чехова), белое духовенство в русской литературе попало в некий зазор. Авторы «извне», т. е. происхождением и образом жизни не принадлежавшие к духовному сословию, не могли описывать его с полным знанием дела или относились к нему со снисходительным пренебрежением. Проблемы, описанные множеством «духовных» авторов, очевидны и понятны, однако социальная реформа, трансформация этого замкнутого сословия так и не состоялась. Духовенство не сблизилось со светскими сословиями, не стало авторитетом и не перестало быть непонятным Другим для них.
в общем мысль понятна: духовное сословие замкнутое, очень своеобразное, а авторы специфику не понимали, проще было карикатурить
Reply
Ну это обычная отмазка, типа "Вам не дано", " Мы что-то знаем, но вам не скажем", "У нас что-то есть, но вам не покажем". Нет никакой специфики, ну кроме того, что человек заканчивает семинарию, его рукополагают - и всё! Он уже достиг своей вершины. Дальше развиваться не имеет смысла, просто не нужно. Впереди до конца жизни одна и та же рутина - одни и те же слова, одни и те же действия, причем строго по канону. Вся карьера зависит от отношения начальства, которое может перевести в богатый приход, а может и наоборот - задвинуть куда-то в нищую глубинку. Что остается? Получать удовольствие от еды и выпивки.
Reply
какая же вершина может быть у священников? его работа - это постоянное наставничество, до самой смерти, спасение душ и вот это вот всё. и развития там хоть отбавляй - надо изучать человеческую натуру, надо учиться помогать людям в трудных ситуациях. хотя карьеристы, конечно, везде есть, но эта профессия в целом не про карьеру. тут должно быть призвание, ну например психолога (если перенести эту профессию на те реалии)
и нищая глубинка тут ни при чем. в глубинках такие самородки жили, а в городах блестящие господа пьянствовали, делали долги, ели как не в себя, распутствовали и проч. конечно, нищий приход это не то же самое, что богатый, но тут уж кому как повезет, а в целом - не место красит человека. к хорошим батюшкам и в глубинки ездили
Reply
"постоянное наставничество, до самой смерти..." Да ну, вы, как это принято, опять романтизируете. Никакого "наставничества". Работа попа - проводить обряды - службы, крещения, отпевания, венчания. И все строго по богослужебным книгам, слово в слово, как заведено 200 лет назад. Т.е. человек обречен всю жизнь играть роль в одной и той же пьесе. Плюс домашние дела, ремонт храма, семья.
Reply
В изобразительном искусстве есть поэтичные образы, например, у Нестерова. «Под благовест».
А.Блок :
На весенней проталинке
За вечерней молитвою - маленький
Попик болотный виднеется.
Ветхая ряска над кочкой
Чернеется
Чуть заметною точкой.
И в безбурности зорь красноватых
Не видать чертенят бесноватых,
Но вечерняя прелесть
Увила вкруг него свои тонкие руки…
Предзакатные звуки,
Легкий шелест.
Тихонько он молится,
Улыбается, клонится,
Приподняв свою шляпу.
И лягушке хромой, ковыляющей,
Травой исцеляющей
Перевяжет болящую лапу.
Перекрестит и пустит гулять:
«Вот, ступай в родимую гать.
Душа моя рада
Всякому гаду
И всякому зверю
И о всякой вере».
И тихонько молится,
Приподняв свою шляпу,
За стебель, что клонится,
За больную звериную лапу,
И за римского папу.
Не бойся пучины тряской -
Спасет тебя черная ряска.
1905 г.
Не карикатура))
Reply
Спасибо. Но мне кажется, что Блок описывает вымышленного персонажа.
Reply
И этом - надежда, «не бойся…, спасёт…»
Reply
Reply
Точно, спасибо. Поп описал мужикам свою жизнь.
Reply
Reply
Дьякон там мудрый, да. Кстати, про дьяконов. Разговаривал как-то со священником одного прихода в дальнем Подмосковье. Спросил про дьякона. Он ответил: А зачем он мне? Ему же надо платить.
Reply
Leave a comment