Наталья Скуратовская aka
Silenza
"Ответив на вопрос про
текст по ссылке, решила и у себя свой ответ запостить - пусть будет, ибо посвящён близкой мне теме "психопатологий церковной жизни".
Уж больно история знакомая - я такие тексты получаю раз в 2-3 месяца примерно - в основном от священников и "сильно воцерковленных мирян", лет 15-20 проведших в церкви... Причём почти у всех "пострадавших" в анамнезе наличествует либо зилотство в юности, либо выученная беспомощность (которую в субкультуре РПЦ выдают за смирение, послушание и "отсечение воли" - хотя отсекать там, в общем-то, и нечего). А у немногих исключений из этого правила - конкретные обиды на придурочных церковных начальников, которые послужили "спусковым механизмом" для обесценивания.
Моё мнение таково:
1) Люди приходят в церковь с неоправданными ожиданиями (в поисках "защиты", "гарантированного спасения", или с мессианскими заморочками типа "я познал истину и теперь всех спасу")
2) Церковная среда их травмирует и невротизирует (так уж она устроена - "противоядием" может быть только мудрый батюшка, который сам не поддался и другим помогает "обходить грабли", но таких встречают далеко не все... уж не говоря о том, что "система" их выдавливает)
3) Люди начинают абсолютизировать догматы и ритуалы (это симптомы невроза - ригидность мышления и "защитные" повторяющиеся действия, создающие иллюзию безопасности)
4) Потом у некоторых срабатывают защитные механизмы психики - в частности, обесценивание (как в данном случае) и рационализация (как у тех, кто разочарован, но остаётся).
5) Впервые получив возможность посмотреть на догматику критически, они замечают уйму нестыковок (о которых школьное богословие "благочестиво" умалчивает) - но поскольку у них сильна установка, что критически мыслить в церкви "не благословляется", им приходится нивелировать авторитет церкви (для себя лично и, по возможности, для значимого окружения)
6) При благоприятном развитии событий, и это пройдёт (с) - качнувшись на качелях от идеализации к обесцениванию, они придут к зрелости и смогут осмыслить всё то же самое, но без панических истерик, а трезво и непредвзято - и это позволит "не выплёскивать с водой и ребёнка".
Но до этой стадии доходят не все - многих невротическое отрицание затягивает не меньше, чем предыдущая идеализация типа "Церковь свята и всё в ней свято (а кто сомневается - тот еретик)". И тогда есть риск вместо освобождения от невроза просто променять одну невротическую субкультуру на другую - например, "ревнителей" на "хулителей".
Но отрицание само по себе не тянет на смысл жизни - "надо плыть не по течению, не против течения, а туда, куда тебе надо"
Очень, очень сложная церковная духовная жизнь...