Click to view
21 мая в Венгрии отмечается памятный день - Magyar honvédelem napja (что можно перевести как «День вооруженных сил» или «День защиты родины», поскольку венгерские вооруженные силы так и называются: Magyar Honvédség - «защита родины». Одним словом, их аналог нашего 23 февраля).
В качестве даты взят день 21 мая 1849 года, когда венгерские войска под командованием Артура Гёргея освободили Буду (западную часть венгерской столицы Будапешта) в ходе Войны за свободу 1848-49 годов.
Ранее honvédelem napja отмечался 29 сентября и был приурочен к битве при Пакозде 1848 года, в которой венгерская армия под командованием Яноша Моги (Móga János) одержала блестящую победу над войсками хорватского бана Елачича, выступавшего на стороне австрийского двора. Но в 1992 году эту дату перенесли из соображений политкорректности, так как она якобы могла оскорбить хорватов. На самом деле, ничего оскорбляющего хорватов в этой дате не было. Венгры давали отпор вторжению любого противника, будь то хорваты или русские. При этом не пропагандировалась ненависть к самим этим народам. Вообще, трудно сказать, насколько бан Елачич действовал в интересах хорватского народа. Скорее, он был просто авантюристом, умело лавировавшим между хорватским народом и австрийским двором. И, в конечном итоге, принесшим победу австрийскому двору. Сам Елачич был осыпан наградами. Хорваты же не получили даже автономию, которую они могли получить от венгров. Как потом иронизировали венгры: «Славяне получили в награду за свою верность монархии точно то же самое, что венгры получили в наказание за восстание».
Понятно, что дата 29 сентября было более удачной, так как это дата первой крупной победы новой венгерской армии. 21 мая 1849 народ встречал венгерскую армию ликованием и цветами, но положение венгров было безнадежным, так как 9 мая(!) в ответ на просьбу австрийского императора Франца-Иосифа русский царь Николай I согласился послать войска, а 20 мая назначил командующим войсками фельдмаршала князя Паскевича-Эриванского. 15 июня русские войска перейдут границу, и 13 августа Гёргей вынужден будет капитулировать у селения Вилагош. Так что, 21 мая речь может идти скорее о необходимости бороться до конца даже в безнадежной ситуации.
Я же по поводу событий 1848-49 года хотел бы прояснить некие фундаментальные вещи.
Некоторые спрашивают, каким образом традиционалист может поддерживать революцию. Ведь ее устраивают «либералы». Отвечаю: существуют революции, которые объективно проникнуты традиционалистским духом. Такова борьба за свободу венгров, поляков, ирландцев, басков-рекете (не путать последних с боевиками ЭТА). Все эти народы глубоко традиционалистские. Традиционализм является их национально-психологической чертой, которая сохраняется даже, если их революционные действия облекаются в «либеральную» оболочку (а в случае с ирландцами даже в «пролетарскую»). Если копнуть глубоко, то ирландский «пролетарий» гораздо консервативней английского лорда. Первый - человек глубоких корней, преданный древней земле Эйре. Второй же - вечный «носитель прогресса», создатель хаоса во всем мире, да и просто грабитель.
В целом можно выявить тренд - если по-настоящему древний и достойный народ, волею обстоятельств, оказывается под властью более сильных соседей, то его борьба за независимость превращается в традиционалистскую революцию. Естественно, ей сопутствует и доля либерализма, ибо какая ж революция без либералов? Хотя, любопытно уже то, что движущей силой венгерской и польских революций было дворянство.
Можно так сказать, что империи своими необдуманными действиями (а угнетение достойного древнего народа - всегда необдуманное действие) толкают эти угнетенные народы на революцию. Революция для этих народов является средством борьбы за их исконные, древние права. Тогда как империи своими необдуманными действиями расчищают дорогу большевикам и «прогрессивным либералам», что особенно проявилось в Российской и Австрийской империях.
Однако не всякая борьба за независимость подпадает под это определение. Речь идет именно о народах, существование которых непрерывно. Так венгры, поляки или ирландцы являются потомками тех самых венгров, поляков, ирландцев которые жили тысячу лет назад. Их история никогда не прерывалась. Им не надо выдумывать свою историю, они еще могут ей поделиться.
Совсем другое дело так называемые «неисторические» народы - словаки, белорусы. Эти народы возникли совсем недавно, чаще всего как продукт мозговой деятельности кучки интеллигентов, поддержанной великими державами в своих целях. Они тут же начинают выдумывать себе историю, попутно присваивая чужую. И чем моложе и безродней народ, тем круче он себе присваивает предков. Белорусы объявили себя наследниками Великого княжества Литовского, попутно присваивая себе польскую и русскую историю. Ну, а словаки, конечно, наследники Великой Моравии.
Борьба неисторических народов за независимость объективно направлена против Традиции.
Поэтому, скажем, в конфликте Венгрии и Словакии традиционалист всегда должен поддержать Венгрию (и забыть бредни о «славянском единстве». Впрочем, о «славянстве» - отдельный разговор).
Вот такие мысли. Это конечно не окончание разговора про 1848-49 год в Венгрии.
Продолжение следует.
Ну, а пока - кадры из старого венгерского фильма «80 гусар». Фильм художественный, но мотивом для сценария видимо послужил реальный случай, когда эскадрон под командованием ротмистра Яноша Ленкеи (2-й эскадрон 6-го полка гусар Вюртембергского короля), расквартированный в Польше, в Мариямполе, в мае 1848 отказался выполнять приказ о подавлении польских выступлений и с боями прорвался через Карпаты в Венгрию. Тогда венгры еще подчинялись Австрии и потому против Ленкеи формально начали расследование, но фактически «наказание» свелось к тому, что эскадрон был направлен на подавление сербского восстания. Впоследствии Янош Ленкеи стал венгерским генералом, а после пленения умер в австрийской тюрьме.
А видео просто красиво.
Click to view