Однажды прочитал в статье одного известного блогера следующую фразу "Вскоре будет мой репортаж по французским замкам Луары". И стало мне скучно. Снова замки, опять банальные маршруты, в сотый раз увидим очередного автора на фоне туристической бутафории, где до него снялись больше людей, чем индусов в Дели. Меж тем, Франция это крайне неоднозначная страна, абсолютно не ограниченная бутафорскими маршрутами "для галочки". Взять военную тематику 1943-1947 годов. Ведь столько интереснейших и драматических событий потрясали эту страну: сопротивление под командованием Де Голля, высадка союзников в Нормандии, преследование приспешников генерала Петена уже после войны. Все эти события оставили глубокие рубцы в истории Франции, и именно в поисках эти следов я отправился в эту страну в феврале 2010-го.
Как все начиналось
В связи с тем, что материалов много, а фотографий еще больше, то разделю отчет на три части. И в первой части коснусь тематики высадки союзников в Нормандии, имевшей место 6 июня 1944 года. С целью лично посетить места сражений я прилетел в городок Бове (Beauvais), что в 120км севернее Парижа, взял в прокат серебристый "Ситроен" и выехал в сторону западной Бельгии. В изящном, но немного бутафорском городке Брюгге (о нем расскажу при случае) у меня была запланирована встреча с друзьями, и затем, на следующий день, я выехал по приморской трассе Остенде - Дункирк - Кале.
Я возле отеля в бельгийском Брюгге, изучаю карту местности
Надо заметить, что планов было чрезвычайно много, назову лишь одну показательную цифру - мне предстояло за неполных 6 дней посетить 112 немецких бункеров, 20 мест боев, 6 точек где базировалась германская артиллерия. Замечу, что все эти пункты разбросаны на территории вытянувшейся более, чем на 300 километров в длину, и до 50 километров в глубину. Помимо сказанного, у меня были на руках билеты на паром компании P&O из французского Кале в британский Дувр, где я тоже намеревался посмотреть военные укрепления времен войны. Согласитесь, взял на себя слишком много?
В итоге реализовано было примерно 70% задуманного, что является отличным результатом. Из форс-мажорных неудач я бы выделил небывалый шторм в проливе Ла-Манш, от чего все паромное сообщение было прервано на несколько часов. Для меня такой расклад был критичен, ибо на Дувр я выделил всего 5 часов. Поэтому переправа на туманный Альбион не состоялась, и я взял путь на запад, в сторону прибрежных поселков на берегах Ла-Манша. Погода была свирепа в эти февральские дни, и оценив фотографии ниже вы можете подумать, что меня занесло куда-нибудь на Чукотку.
Кале - Болонь
Отрезок побережья тянущийся на юг от Кале и примерно до небольшого городка Балонь было мощнейшим форпостом немецких войск на всем побережье. Именно здесь Гитлер ожидал высадку союзников, и львиная доля сил была брошена именно на возведение тут сильнейшей линии обороны. Надо заметить, что контрразведка союзников сработала великолепно, а умело запущенная дезинформация ввела немцев в заблуждение. На самом же деле высадка произошла в совершенно другой части Франции, в Нормандии, что более чем в 250 километрах юго-западнее Кале.
Не являсь профессиональным военным историком, предлагаю всем интересующимся почитать подробнее про те события на соответствующих сайтах, например в
Википедии. Ниже можно посмотреть небольшой фотоальбом оттуда, где практически не пролилась кровь, и поэтому большинство укреплений сохранились достаточно хорошо -
Побережье Ла-Манша южнее Кале
В 20км южнее Кале расположена одна из артиллерийских батарей, откуда велся обстрел британской территории, что на противоположной стороне Ла-Манша. Батарея состояла из примерно 6-7 мощных укреплений, где располагались дальнобойные орудия. Одно из укреплений, называвшееся Todt (от имени основателя германского Стройбата,
Фритца Тодта) сейчас превращено в небольшой музей, зато другие укрепления, находящиеся неподалеку в лесу абсолютно не затронуты туризмом и вполне несут в себе определенную жутковатую энергетику -
Проехать далее по линии обороны не так просто - машина увязала в снегу на изначально грунтовой дороге, а колеса с летней резиной шли юзом -
И все же усилия стоили того, полчаса езды через поля и пролески на совершенно не предназначенной для таких дорог машине, и я у цели. Перед вами укрепления и орудие, с которого велся обстрел Лондона -
Отсюда до побережья Британии совсем недалеко, и белый скалы Дувра отлично видны, если вы залезете на любую из немецких батарей. Вот такой вид открывается на Ла-Манш с батареи -
Еще несколько километров и еще целая череда батерей -
Как уже было сказано выше, в этих местах практически не было сражений. Все повреждения что мы видим - результат сильнейших бомбардировок авиацией союзников. Практически все немецкие силы покинули эти укрепления еще до подхода американских и британских танков и пехоты. Двигаясь вдоль побережья нельзя не заметить бронетехнику времен войны, валяющуюся в разной степени сохранности. Местные жители все эти годы усиленно собирали все то, что приемлемо сохранилось, и весьма изящно разместили это прямо в своих дворах и на фермах -
Некоторые предприимчивые французы собрали достаточное количество техники для открытия собственного мини-музея, как например тот, что вы видите ниже. Таких "музеев" в тех местах не менее десяти. За вход они берут деньги (5-7 евро), но ничто не мешает вам сделать фото абсолютно бесплатно, зайдя с заднего двора -
Двигаясь еще южнее вы попадаете в крохотную деревушку Амблетез, известную своим морским замком и очередной серией немецких бункеров -
А вот и наиболее ценный и интересный объект - Ла Куполь, или говоря проще секретная ракетная шахта для ракет класса Фау, которым (к счастью) не суждено было поразить противника. Комплекс представляет собой более 7(!) километров подземных бункеров и тоннелей, которые открыты для посещений. Настоятельно рекомендую это место всем тем, кто интересуется военной историей. Их официальный сайт
www.lacoupole.com, и расположен объект рядом с городом St-Omer, что в 60км южнее Кале. Вот так купол шахты выглядит со стороны -
При ракетных шахтах функционирует тематический музей, посвященный разработкам ракет ФАУ. Подробнее об этом секретном проекте можно почитать
здесь. На этом заканчиваю рассказ о районе Ла-Манша и предлагаю проехать 250км на юго-запад в Нормандию, где происходили более чем знаковые события войны - высадка союзников, положившая начало открытию второго фронта.
Места высадки союзников 6 июня 1944 года
К сожалению (а для кого-то к счастью) места сражений превращены в сильно раскрученную туристическую бутафорию. Ощущение эмоционального погружения в ту трагическую эпоху смазывается. Везде указатели, проложены дорожки, организованы парковки, плюс толпы туристов. С одной стороны вроде бы и чудесно - вам не надо сильно напрягаться разыскивая в лесах секретный бункер, или немецкий танк "Тигр". Но с другой стороны не проходит ощущение, что вы попали в парк аттракционов. Другой фактор, который мне не понравился абсолютно - чрезмерная коммерциализация драмы развернувшейся в этих местах. Деньги французы желают буквально за все: любая выставка, мемориал, парковка. В отношении парковок замечу, что зимой парковки бесплатны и в будке нет смотрителей. Но приедете летом и увидите как резво с вам взыщут 4-8 евро за час стоянки посреди чистого поля. Удивили и платные туалеты внутри(!) музея, за вход в который вы уже заплатили деньги. На мой взгляд, это не просто казус, а неуважение к падшим героям. Показательно и то, что туалет принимал только монеты (которые были не у всех), но не купюры. Впрочем, оставим эти мелкие бытовые нюансы.
И все же не все так плохо. Коммерсантам от героики пока не удалось охватить все вокруг. Сохранилось немало мест, куда по прежнему вы можете довольно легко добраться и увидеть нечто естественное и живое. Без излишней бутафории и без толп туристов.
Практическая информация
Итак, союзники высаживались параллельно на протяженном участке побережья начиная от Ойстерхема (Ouistreham), что к северу от Каена (Caen) и до полуострова Корентин (Corentin), где, кстати расположен город Шербург - помните мелодию из "Шербургских зонтиков"? Таким образом заслуживающие интереса объекты разбросаны на весьма значительной территории протяженностью примерно в 100 километров. Побережье условно поделено на сектора: Sword, Juno, Gold, Omaha, Utah. Каждый из секторов штурмовался различными подразделениями армии союзников. Например Sword брала 3-я британская пехотная дивизия, Juno - канадские гвардейцы, Omaha - 1 и 29 пехотные дивизии и так далее. На мой взгляд, момент высадки союзников неплохо экранизирован в известном кинофильме Cтивена Спилберга "Спасти рядового Раяна" (Saving private Ryan), где речь идет как раз об Omaha Beach. Кадры жёсткие, но реалистичные -
Click to view
Немецкие позиции располагались на высоком берегу, что давало им все преимущества по отношению к атакующим. Посмотрите, как все это выглядит в реальности -
Обратите внимание на виднеющиеся вдали "островки" неподалеку от побережья. Это остатки мобильных причалов, которые в числе 146 громадных бетонных блоков каждый из которых весил до 10 тонн были установлены непосредственно пере высадкой союзников. Десантные корабли, с которых на берег высаживали тяжелую технику причаливали к этим блокам и посредством переброшенных от блока к блоку мосто-конструкций выезжали на берег. Ниже посмотрите как выглядели немецкие укрепления, располагавшиеся аккурат над побережьем -
В местечке Pointe du Hoc можно во всей красе оценить насколько жесткие бои тут имели место. Земля в радиусе нескольких километров изрыта огромными воронками, а от ударов с воздуха немецкие укрепления серьезно повреждены. Но оцените насколько мощными были эти бункера, что даже многодневные бомбовые удары не смогли подавить сопротивление фашистов. В этом месте штурм осуществляли американские рейнджеры под командованием полковника Джеймса Раддера (James Rudder) -
На этом пока заканчиваю первую часть отчета из северной Франции, и далее продолжу рассказ о малоизвестных районах французской Атлантики, до куда по статистике добирается менее 10% туристов, посещающих страну. Нас ждут Форт-Баярд, где в наше время снимают популярный сериал "Ключи от форта Баярд". Признаться, данный сериал я не смотрел ни разу, но сам по себе форт более чем интересен!