Если у меня спросят, какой египетский город мне больше всего понравился, то уверенно назову Александрию. По большому счету, в Египте красивых городов попросту нет, хаотическая застройка вкупе с нищетой не оставили шанса для эстетики. Есть исторические памятники окруженные ужасающими трущобами, есть немного колониальной архитектуры в Каире и совсем чуть-чуть в Порт-Саиде. Это вам не Париж и не Лондон, где можно просто гулять по улицам наслаждаясь шедеврами городской архитектуры. Но Александрия - исключение из правил, это единственный египетский город, да еще и приморский, где можно именно что гулять и получать удовольствие не от точечных достопримечательностей, а от города в целом.
Сейчас немногие вспомнят, что в 19 веке Александрия была одним из крупнейших в мире(!) портовых городов, в сравнении с которым Гамбург, Ливерпуль и Нью-Йорк нервно курили. Более того, это был еще один из главных торговых центров Ближнего Востока в виду близости к Суэцкому каналу. И это был самый "европейский" город Ближнего Востока и Северной Африки. К концу Второй мировой войны в Александрии одних только греков проживало более 300 тысяч человек, около 100 тысяч англичан, 50 тысяч евреев и еще около сотни тысяч французов, итальянцев, турков и других. Всей этой благодати пришел конец в 1952 году с приходом к власти Гамаль Абдель Насера и его политикой национализации (проще говоря, грабежу) всего принадлежавшего европейцам бизнеса и имущества. Грабеж сопровождался еще и актами насилия, цель которых - изгнать "империалистов" из Египта.
Европейцы пытались сопротивляться, даже организовали в 1956 году
полномасштабную войну против Египта с участием Израиля. Речь шла о национализации Насером Суэцкого канала, которым владели англичане с французами. Потерять столь важный транспортный узел не входило в их планы. Впрочем, проиграв на поле брани (пока британцы с французами бомбили египетские города и аэродромы, израильская армия захватила Синай), Насер войну выиграл на дипломатическом поприще не без помощи СССР. Синай вернулся Египту, а англичане с французами были вынуждены признать потерю Суэцкого канала. Это был конец европейской эпохи в Египте. Буквально за пять лет 90% европейцев покинули страну, а к 1962 году уехали практически все.
Вам все это не напоминает Южную Родезию (ныне Зимбабве), откуда тоже
выгнали все белое население? Гляньте эту ссылку, там мой отчет из Зимбабве.
Сегодня все еще можно ощутить ауру той, старой Александрии, по которой прогуливались степенные господа в цилиндрах и с тросточками, увидеть увядающую колониальную архитектуру, заглянуть в некогда колоритные европейские клубы по интересам, сегодня превратившиеся в чайханы -
Отдельного интереса заслуживают александрийские двухэтажные трамваи -
Кстати, не менее интересный отчет есть про
каирские трамваи, точнее говоря, там в том числе и о трамваях, а больше о малоизвестных "интересностях" египетской столицы.
Почти весь таксопарк города состоит из жёлтых Жигулей -
Крепость Кейт-Бей -
Мало впечатляющие римские развалины, которые заинтересуют скорее археологов, чем любителей, но они есть -
Кстати, раз уж зашел разговор о Суэцком канале, то хочу напомнить, что на этой неделе дежурю в сообществе
touringo и там размещен мой пост непосредственно про
Суэцкий канал.