Cуэцкий канал - это особый, практически закрытый от глаза туриста район Египта. Казалось бы, любой экскурсионный тур из Шарм-аш-Шейха в Каир неприменно пересекает канал. Либо это делается на пароме, либо через тоннель Ахмеда Хамди, что к северу от города Суэц. Но никаких экскурсий на канал не проводится, туристов провозят максимально быстро (порой не разрешая даже фотографировать в зоне канала), а то и вовсе вы проезжаете это место ночью и мало что можете увидеть. Вот и я ездил таким образом несколько раз и загорелся идеей приехать сюда целенаправленно. Забегая вперед скажу, что в свое время публиковал отчет о портовом городе Порт-Саид, расположенном как раз на канале, но абсолютно обошел вниманием канал как таковой и жизнь вокруг него. Меж тем, при соблюдении рядя нюансов, поездка на Суэцкий канал будет незабываемой. Однако, впечатления могут быть незабываемыми и в плохом смысле, если эти нюансы не соблюсти.
Начнем с того, что Суэцкий канал это единственный регион Египта, где нас с вами никто не ждет, и даже более того, на официальном уровне предпочли бы нас не видеть там вовсе. В какой-нибудь Измаилии, большом городе на берегу канала, турист производит впечатление на местных жителей словно он... непонятно как попавшая на территорию подмосковной воинской части британская бабушка с фотоаппаратом. Именно так. Просто канал всегда считался стратегическим обьектом, до недавнего времени и вовсе закрытом для туристов. Я помню время, лет 10 назад, когда туристов в автобусе предупреждали "уберите фотоаппараты и занавесьте окна шторами". Сейчас такого абсурда нет, но общая атмосфера подозрительности осталась. Равно как и количество полиции и военных там выше, чем в среднем по Египту. Однако, все это не должно помешать вам посетить этот интереснейший регион, где турист все еще в диковинку.
Здесь живут совсем другие египтяне, не те, кого мы привыкли видеть в других местах. Здесь еще не научились видеть в туристе мешок с деньгами и искренне удивлены и рады гостям. Суэцкий канал это единственный регион Египта, где мне почти не приходилось торговаться, даже с таксистами, которые везде в мире отличаются повышенной жулитковатостью, а на Вотсоке и подавно. Десятилетия закрытости этого регона видны невооруженным взглядом.
Вы спросите, а что за нюансы, которые надо знать чтобы не заполучить неприятности? Нюансы очень просты. Фотографировать здесь нельзя. И точка. Иначе вас в лучшем случае отругают и потребуют стереть фотографии, а в худшем - арестуют. Почему тогда я фотографировал? Рисковал. Пару раз нарвался на неприятности, еле-еле отбился, "закосив" на совсем глупенького турика, не понимающего ни английский, ни многочисленных табличек с перечеркнутыми фотоаппаратом.
Канал пересекают сотни пассажирских паромов, а в городской черте того же Порт-Саида и Суэца паромы снуют хаотично во всех направлениях, проскакивая между огромными океанскими танкерами и сухогрузами. Представьте себе, что в миллионном Порт-Саиде, разделенном каналом надвое, нет даже моста, связывающего две части большого города. На паромы выстраиваются колоссальные очереди из людей, машин, ишаков, тележек, ящиков, баулов. В часы пик вся эта толпа, расталкивая друг-друга локтями штурмует паромы, едва те причаливают к берегу. Чем-то напоминает московское метро, не правда ли? Одним словом, лучше плавать днем, чтобы не пережить культурный шок.
Днем, когда народ уже успел умчаться на работу, паромы курсируют почти пустыми -
Вот они, "морские автобусы" -
Кстати, обратие внимание на ряды колючей проволоки, которыми усеян противоположный берег. Мы к ним еще вернемся -
Здание правления Суэцкого канала в Порт-Саиде -
Время от времени на канал налетают песчаные бури, заволакивающие небо коричневой мглой. Просиходит это в один мг, только что вы радовались солнышку и легкому призу, и вдруг резкий сухой ветер с пылью и песком. Пыль везде, у вас на волосах, во рту, в носу, в глазах. Вы невольно щуритесь и прикрываете глаза руками. Менее получаса и все затянуло, словно случился конец света -
Город Измаилия исчезает в дымке -
Но проходит некоторое время и буря заканчивается, снова появляется солнце и легкий приятный бриз -
Берега канала усеяны многочисленные военными мемориалами, посвященными войнам с Израилем -
Не менее интересны и следы былых сражений, к примеру вот остатки израильской линии обороны "Бар-Лев" (cм. подробнее на
Википедии), выстроенной вдоль канала в конце 60-ых годов -
Как вы считаете, эта настоящая мина, или древний газовый балон? Лазая по дюнам неподалку от канала, я не рискнул притрагиваться к подобным "артефактам", кто их знает, ведь в этих местах в 1967 и 1973 годах происходили серьезнейшие сражения -
Перемещаться вдоль 164-километрового канала крайне просто, вдоль него тянется прямая как стрела автострада, а параллельно - железная дорога. Я бы посоветовал выбрать поезд, он идет быстрее автобуса, ибо последний через каждые десять-пятнадцать километров останавливается на армейских блок-постах, где пассажиров периодически высаживают вместе с вещами и смотрят кто есть кто. Приятного мало, хотя к туристам отношения абсолютно дружелюбное, главное не светить фотокамерой, как уже говорилось выше. Из трех крупнейших городов (Порт-Саид, Измаилия и Суэц) интереснее всего Порт-Саид, сохранивший красивую колониальную застройку конца 19 века. Что касается Измаилии и Суэца - эти города были разрушены до основания во время арабо-израильских войн и отстроены заново в стиле египетского реализма, то бишь серые корявые блоки, не пробуждающие никаких эстетических чувств.