Среднюю Азию я познавал забавно. С нескольких "заходов". Вначале , много лет назад, побывал в национальном парке Боровое, что под Кокчетавом. Времени было мало - работа ждала, и больше никуда не успел. Хотя мечтал увидеть Астану. Потом, через пару лет побывал у друзей в Кустанае. Но все это не было истиной Средней Азией. И тогда я еще через год рванул на поезде до самого Ташкента. И 25 дней познавал этот регион, посетив все его республики за исключением Туркменистана. Два месяца назад я опять оказался в Средней Азии, но целью был непосредственно Таджикистан, безумно мне понравившийся еще в предыдущий визит, и страна, куда мне хотелось вернуться снова.
Выгодные отличия Таджикистана от его соседей по региону видны уже при пересечении границы. На фоне повального беспредела узбекских, киргизских и казахских пограничников (
подробная статья об этом здесь), таджики показали себя совсем другими. Неизменная вежливость, желание помочь, подсказать, посоветовать. Никаких попыток нажиться за счет туристов. Примечательно, что этот вывод отнюдь не основан на одном отдельно взятом случае. За время путешествия я четырежды въезжал в Таджикистан, и всегда неизменная корректность и уважение. Трудно сказать, в чем именно следует искать корни узбекского бардака и беспредела, и в чем корни таджикского самоуважения. Обе страны весьма бедны, причем Таджикистан в особенности. И все же таджики сохранили человеческий облик, в отличие от их соседей по региону.
Худжант (Ленинабад)
Худжант (бывший Ленинабад) - второй по величие город Таджикистана, расположенный на берегу Сырдарьи. Весьма колоритное место.
Здесь мне понравилось больше, чем в Душанбе, к примеру. Жизнь в городе словно замерла году в 1987, в разгар Перестройки.
Здесь очень тихо, умиротворенно, спокойно и в целом комфортно. Худжант не обошли бури прошедших 20 лет. Тут и стреляли в 1996, когда недовольные приходом к власти кулябского клана, ленинадабцы подняли бунт.
Не вдаваясь в таджикскую клановость и разрозненность страны на кулябцев, ленинабадцев и бадахшанцев, скажу лишь, что страсти кипели немалые.
Потом развал экономики, потом гражданская война. Потом долгие годы без отопления в домах, без воды, без работы. Исходя таджиков на заработки в Россию - тому яркое отражение.
Сегодня в Худжанте все спокойно. Страсти улеглись, и люди постепенно возвращаются к привычным бытовым заботам. Город очень чистый, приятный.
Здесь есть что посмотреть - старинные мечети и медресе, широкие проспекты с необычной пусть и типовой советской, но все же со своими восточными вкраплениями архитектуре.
Забавны идеально сохраняемые памятники советской эпохи, начиная от Ленина, и заканчивая героями революции.
Такое ощущение, что это напоминает людям не столько конкретно этих людей, сколько ностальгия о былом могуществе одной большой страны под названием СССР.
Когда они были равными среди равных, когда была горячая вода, отопление, и когда были путевки в Крым от предприятий, учреждений и институтов.
Из Худжанта можно предпринять поездку на полдня в городок Истаравшан (Ура-Тюбе), расположенный в 60км к югу от Худжанта на душанбинской трассе.
Здесь сохранились руины крепости, несколько старинных мечетей и...неизменные виды на снежные вершины Памира, открывающиеся из любой точки.
Поездку можно осуществить на маршрутке за $2 в одну сторону, но ходят они не часто, и в пути заезжают во все кишлаки. Путь займет два часа в одну сторону. Либо взять такси на полдня за $30. Мы предпочли второе.
Технические детали для туриста в Худжанте
Здесь пять гостиниц, самая известная из которых старая советская 7-и этажная "Ленинабад", расположенная на набережной Сырдарьи, в самом центре города. Имейте в виду, что цены на гостиницы различаются очень существенным образом для таджиков и для иностранцев. Если местные платят за некогда хороший двухкомнатный номер с ТВ 10 долларов, то туристы платят 35-40. По умолчанию. Все бы хорошо, если бы не перебои с водой. Любой водой, уж не говоря о горячей. Но это бич всего Таджикистана. Так что будьте морально готовы.
Такси от границы с Узбекистаном в Ойбеке (трасса Ташкент - Худжант) обойдется в 15-20 долларов, но торг необходим, ибо запросят не менее 40 изначально. Если получится объединиться с другими ходоками, то стоимость разбивается на всех.
С транспортом из Худжанта в Душанбе будут самые большие проблемы. Дело в том, что путь пролегает через два горных перевала - Анзоб и Шахристан, преодолеть которые с учетом их ужасного состояния крайне сложно. Маршрутные такси отправляются в течение всего дня, и дорога до столицы протяженностью в 380 километров занимает 12-15 часов в лучшем случае, и стоит 120-150 сомони ($20-25) за место в машине. Это важно иметь в виду. И еще более важно убедиться, что транспорт который вас повезет - в приемлемом состоянии.
Там будут такие подъемы и спуски, такие пропасти, что важность выбора автомобиля приобретает наивысшую значимость. Зимой же там, как правило, и попросту не проехать из-за снежных завалов. Нередко единственный путь между двумя главными городами Таджикистана пролегает через территорию соседнего Узбекистана на ежедневном поезде Худжант - Душанбе. О ментовском беспределе, который этот поезд в себе таит - расскажу в другом повествовании.
Если желания связываться с наземным транспортом нет, а ехать через Узбекистан на поезде не хочется из соображений самосохранения, то остается самолет. Местный авиаперевозчик
Tajik Air осуществляет по 3 рейса в день между Худжантом и Душанбе.
Самолеты будут не первой свежести - ТУ-154Б, либо лизинговый Боинг-737, но перелет в 40 минут вытерпеть можно. Билеты продаются в любой авиакассе города, и стоят $65 в одну сторону.
Самое главное в перелете это умопомрачительные виды на Памир, открывающиеся сверху.
Это надо видеть, и такой перелет следует рассматривать не только как альтернативу раздолбанному маршрутному такси, но и как экскурсию саму по себе.
Аэропорт Худжанта вполне цивилен, и расположен в 10км к востоку, возле городка Чкаловск.
Душанбе
Сразу скажу - здесь нет сколько-нибудь значимых архитектурных памятников, достойных типовой некоей туристической программы. Город получил развитие в сталинскую эпоху, и именно этот стиль преобладает в его центре.
Плюс - типовая советская застройка спальных районов. И все же в Душанбе есть чем занять себя на день-другой. Город, точнее его центр - очень компактен.
Все то, что достойно интереса - расположено на протяжении центрального проспекта Рудаки.
Это весьма живописный тенистый бульвар, по обе стороны от которого тянутся интересные здания музеев, правительственных учреждений, гостиниц.
К слову, любители исторических параллелей могут остановиться в гостинице "Вахш", расположенной центральнее не придумать, в супер колоритном здании-дворце, чьи лестницы выложены коврами.
Во время гражданской войны 1993-1996 годов, тут располагался штаб боевиков Моджахеддина. Что сказать? Бородачи имели вкус к прекрасному.
Здесь они держали оборону, о чем до сих пор напоминают замазанные выбоины от пуль, сохранившиеся по крайней мере в некоторых гостиничных номерах (снаружи все заделали с тех пор).
Номера комфортные, с 4-х метровыми потолками и изящной лепниной. И всего за 30 долларов. Перебои с горячей водой типичны для всего Таджикистана.
Здесь же можно ознакомиться с представителями среднеазиатских тараканов, размером в 4-5 сантиметров. Я видел только одного, он выполз из душевого слива. Интересный экземпляр. Кажется весьма дружелюбен. И зачем я его хлопнул тапком?
А вот если вы ищите среднего комфорта с нормальной подачей воды и кондиционером, что весьма насущно с учетом 40 градусной жары в летний период - идите в гостиницу "Душанбе", что в пяти минутах ходьбы от Вахша. Номер на двоих обойдется в 50 долларов.
Аккурат напротив гостиницы "Душанбе" расположен Национальный музей Бехзод, где обязательно стоит побывать, дабы получить общее представление об истории, археологии и культуре такого необычного таджикского народа, разделенного на несколько языковых групп, на кланы, на семьи и даже течения ислама.
Технические детали для туриста в Душанбе
Проезд из аэропорта в центр города на такси $4-6 (день-ночь). Если же вы прилетаете в светлое время суток, то конечно же поезжайте на маршрутке ($0,5).
Автовокзала как такового в городе давно не существует. После распада СССР здесь все вернулось на "круги свои". Теперь место отправления транспорта зависит от направления. Если вы едете в Худжант и на север, то вам на Цементозавод, что в северной части Душанбе. Если вам в Афганистан (а также Куляб и Нижний Пяндж), то вам на некогда центральную автостанцию в западной части города. Если вам на запад, в сторону Узбекистана к пограничному переходу Турсунзаде и крепости Хиссар, то отправная точка будет в западной части города, в Зарнисар Базар.
Крепость Хиссар
Положа руку на сердце, надо признать, что от самой крепости сохранилось мало. Некогда, во времена Октябрьской революции, тут был опорный пункт басмачей.
Потом Красная армия их оттуда с боем выбила. Крепость такого обращения не пережила, и превратилась в груды развалин. Потом, уже при Советах, ее решили частично восстановить, хотя бы главные ворота.
Сказано - сделано. И сегодня вы можете увидеть эти самые ворота, являющиеся точной копией прежних. Кроме того, рядом с крепостью можно посмотреть старинные медресе, сейчас не действующие.
А еще тетушки продают кумыс - обладатели крепкого желудка могут его отведать. Я - пас.
Другие мои отчеты про страны Средней Азии:
Узбекистан Казахстан Киргизия Таджикистан