Через Молдавию без пограничного контроля, или как Украина с Молдавией землями поменялись

Jul 05, 2012 11:33

Будучи в Одессе в начале июля 2012-го, и являясь большим любителем разного рода погранично-географических казусов, не мог отказать себе в желании посетить интересный отрезок украинско-молдавской границы в районе молдавского села Паланка. Это всего лишь 50 километров к северо-западу от Одессы. Оставалось уговорить старого приятеля, большого любителя путешествий и коренного одессита Витю travelodessa на столь странное мероприятие. Ну представьте сами: вместо того, чтобы смотреть стандартные туристические штуковины из путеводителя, вы вдруг хотите ехать смотреть пограничные заборы. Звучит странно? Меж тем, Витя не только не удивился, но и с большой радостью сиё начинание поддержал. Сказано - сделано, дальше читайте, чем же этот кусочек границы необычен -



Как известно, во времена СССР никто о границах между союзными республиками не задумывался всерьез. Ну так ли это важно, что железнодорожная линия между двумя таджикскими городами, Душанбе и Худжантом, пролегает частично через Узбекистан? Равно как и линия между узбекскими городами Ташкент и Фергана пролегает через таджикский Худжант. В той же степени Грузия оказалась отрезанной от России из-за конфликта в Абхазии, азербайджанский Нахичевань отрезан от Баку территорией Армении, а российские поезда, идущие в Калининград, вынуждены стоять на границе с Литвой,  и так далее и тому подобное. По большому счету, за прошедшие 20 с лишним лет с момента распада СССР ни один территориальный казус так и не разрешился ключевым образом. В отдельных случаях соседи достигают неких временных договоренностей, частично пытаясь решить вопрос (как, скажем, договоренность о транзите российских пассажирских поездов через Литву), но в глобальном контексте - воз и ныне там.

Приятным исключением явилось соглашение между Украиной и Молдовой об обмене территориями. Речь идет о передаче Молдовой Украине 7-и километрового отрезка автодороги E-87, связывающей основную часть Украины с "отрезанной" лиманом украинской Бессарабией и такими городами, как Измаил и Рени. В принципе, альтернативный путь на Измаил пролегает вдоль черноморского побережья и Белгорода-Днестровского, но тот путь сложнее, дольше, да и дорога здорово разбита. Для Молдовы этот короткий отрезок не имел абсолютно никакой ценности, там болота и пустыри, зато для Украины важность очевидна. Теоретически, ездить можно было и раньше, но представьте себе две таможни на семи километрах дороги, причем с сопутствующими очередями, коррупцией, нервотрепкой - это вам не цивилизованная Европа.

С другой стороны, не имеющая выхода к морю Молдова критически нуждалась хотя бы в небольшом отрезке берега Дуная в районе городка Джурджулешты, дабы построить речной порт с возможностью выхода к Черному морю.




Начавшиеся в 1995 году переговоры между двумя государствами шли долго и тяжело. Вначале никак не могли решить, где конкретно должна проходить граница изначально. Как уже говорилось, во времена Советского Союза границы между республиками носили условный характер. То есть, устанавливались исходные точки - и все. Сама же граница должным образом определена не была и не была привязана к местности. Так случилось и с украинско-молдавской границей, в частности, в районе села Джурджулешты. Когда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1940 года, было принято решение о разграничении территорий Украинской и Молдавской ССР, была установлена конечная точка границы двух тогдашних республик - на реке Прут. И, согласно тому решению, Молдавская ССР не имела непосредственно выхода к  берегу Дуная.

В этой связи интересны рассуждения бывшего замминистра иностранных дел Украины, Дмитрия Ткача:

...Первое предложение, которое мы получили от молдавской стороны в январе 1996 года, состояло в том, чтобы Украина согласилась "уступить" 1800 метров (берега Дуная) от устья реки Прут. Аргументировали они такой вариант тем, что именно в этом месте в 1940 году находилось устье реки Прут. Но мы с этим вариантом не согласились…. … Молдавская сторона "запросила" сначала 1800 м, затем 1300 м, потом - 1000 м. Теперь они вообще говорят: "Дайте нам хоть 600 м"… … Украинская сторона представила своё видение молдавской стороне и передала свои предложения … … мы пошли на компромиссный вариант, учитывающий желания молдавской стороны быть придунайской страной…. … Если бы не строительство нефтепродуктоперевалочного терминала в районе Джурджулешт, им бы хватило и 10 метров…. … Но, поскольку они начали строительство терминала, то очень "завязли" в этом. Всё это делалось достаточно келейно, без согласования с украинской стороной. Есть определенные международные правила. Если вы что-то строите в приграничной полосе, а тем более, на спорной территории, вы обязательно это должны согласовывать с приграничным государством... (источник).



В 1999 году некое промежуточное соглашение было подписано, молдаване начали строительство речного порта на полученных от украинцев примерно 700 метрах берега Дуная. Но вдруг выяснилось, что Украина недовольна. Дело в том, что Молдова обязалась взамен передать Украине участок автодороги в окрестностях села Паланка и земельный участок, по которому проходит автотрасса. Однако, как утверждают в Киеве, фактически молдавская сторона до сих пор полностью не выполнила принятых обязательств. Концов в этой истории не найти, ситуация какая-то анекдотичная, обе стороны винят друг-друга.

Что же происходит сегодня?

Если на государственном уровне неопределенность сохраняется, то на местности все более-менее устаканилось. Молдаване сняли пограничные посты на отрезке трассы E-87, проходящей через их территорию. Теперь весь транзитный украинский транспорт проезжает этот кусочек Молдовы без всяких границ.

Пограничный казус

И все же, казус сохранился. Дело в том, что посреди этого отрезка дороги есть ответвление трассы на Кишинев. Получается, что обеспечив беспроблемный транзит из Одессы в Измаил, украинцы вроде как выпускают всех подряд из Украины, не будучи уверенными, куда конкретно вы едете. А что, если вы намерены под предлогом транзита уехать в Молдавию, избегнув тем самым паспортный и таможенный контроль? С этой целью украинцы построили третий пограничный КПП в месте ответвления дороги на Паланку и Кишинев.

Фактически, проезд через данный кусочек Молдовы выглядит следующим образом:

1. Допустим, вы едете из Одессы в Измаил. Соответственно, вы попадаете на украинский КПП "Маяки", где у вас спрашивают, едете вы транзитом или намерены повернуть на Молдову? Если транзитом, то вам дают крохотный клочок бумаги с выездной печатью "Маяки", туда же от руки записывают сколько вас в машине.

2. На выезде у вас этот листочек забирают.

3. Если вы говорите, что намерены ехать в Молдову (а не транзитом), то вам либо сразу же ставят печать в паспорт о выезде из Украины, и вы проходите таможенную проверку, либо вам дают листок бумаги, который следует передать украинским пограничникам на промежуточном КПП  возле Паланки.

4. Если вы едете транзитом, но вдруг в пути решили уехать в Кишинев, то вас туда не выпустят на промежуточном КПП у Паланки, а отправят назад за печатью о выезде из Украины.

5. Как вы уже поняли, граница достаточно условная, здесь вам не четыре линии укреплений между Израилем и Ливаном, с бункерами и бронетехникой. Разумеется, что пересечь молдавскую границу можно в километре от официального перехода и маловероятно, что вас поймают. Более того, можно даже остановиться по пути следования транзитом и прогуляться в молдавское село Паланка. Другое дело, что грунтовые дороги отходящие от трассы заблокированы бетонными блоками, либо шлагбаумами. Допускаю, что там же сидят милиционеры и бдят за желающими перекинуть из транзитной машины товар в Молдавию, а поймав - настойчиво предложат поделиться товаром с ними.



КПП "Удобное" -







Менялись землями, менялись - все равно вы едете транзитом через Молдову, правда, без паспортных проверок -



Забавно, что формальные атрибуты границы соблюдаются: столбики и вспаханная полоса. Надо подкинуть молдаванам идею - засадить вспаханную полосу картошкой -



На протяжении 7 километров дорога петляет между берегом Днестра слева и Днестровским лиманом справа -





Проехав эти 7 километров Молдовы, мы снова возвращаемся на Украину -



Молдавский пограничный столбик на берегу Днестра -







Интересные ссылки по теме

Сайт пограничной полиции Молдовы с интерактивной картой всех пограничных переходов
Молдавский порт Джурджулешты: вопросов больше, чем ответов
Украина отказывается от демаркации границ с Молдовой




Украина, ПОГРАНИЧНЫЕ СТРАСТИ, ПУТЕШЕСТВИЯ, БЫВШИЙ СССР, Молдова

Previous post Next post
Up