Люблю Ригу, впервые побывал здесь аж в 1987 году, ребенком, отдыхал с родителями в Юрмале. Потом, отслужив в армии, поехал путешествовать по Европе, и вновь Рига оказалась по пути. Ну а после того, как в рижском аэропорту обосновался жлобский но дешевый Air Baltic, то я оказываюсь в этом городе проездом чуть ли не каждый год. Наверное я мазохист (применительно к Балтику), а может быть просто люблю Ригу. В раз стыковка составляла порядка 6 часов, сидеть в аэропорту было скучно. Сдал рюкзак в камеру хранения аэропорта, сел на автобус и поехал в город. Наметил три вещи: музей железной дороги, музей авиации и по-быстрому пройтись по музею оккупации. Про первые два музея расскажу позже, а пока лишь только несколько слов про музей оккупации Латвии. Свои размышления я сопровождаю фотографиями, сделанными в рижском музее оккупации. Комментировать их не буду, полагаю, все очевидно.
Про ответственность СССР
Уж насколько я лоялен к стремлению любой нации сохранить свою самоидентификацию, язык, культуру и гордость. Многократно дискутировал на эту тему с друзьями, причем спор едва не доходил до ссор. Я пытался объяснить, что оккупация Прибалтики не может быть оправдана тем, что именно латышские стрелки не просто перешли на сторону Ленина, но и во многом благодаря именно им коммунисты удержали власть и установили 70 лет советской власти. Не будем говорить и о том, что первым начальником ГУЛАГа был не кто-то, а латышский стрелок Эйхманс, уже не говоря о товарище Лацисе, возглавлявшем ЧК.
Я убеждал друзей, что латыши (как и любой другой народ бывшего СССР) не должны нести коллективную ответственность за отдельных своих представителей. И я говорил, что в принципе прибалтийские народы вполне могут говорить об оккупации. Факт прихода иностранных войск в Прибалтику и захват их территории - очевиден, вне зависимости от формального предлога.
Равно как и очевидна советская политика по насильственному изменению демографического состава населения этих республик, путем миграции туда жителей средней полосы СССР.
Про ответственность Прибалтов
Другой вопрос, что все вышеперечисленное не оправдывает злодеяний эстонских, латышских и литовских легионеров, которые в своей жестокости превзошли немцев. Бессмысленные зверства в отношении в первую очередь евреев, затем белорусов, русских, поляков, цыган - этим промышляли практически все латыши/эстонцы/литовцы оказавшиеся в военной форме при немцах. Никакой особой стратегической пользы эти люди не принесли германской армии, они занимались на захваченных немцами территориях охраной концлагерей, расстрелами, грабежами. Нынешняя формальная позиция властей крайне цинична, особенно на тему "жалости" к убиенным -
Немало моих собственных родственников были расстреляны в Паняряе, что под Вильнюсом. Их вначале грабили, красивых девушек насиловали пьяные ублюдки, затем выносили все ценное, а затем вели, расстреливали и сбрасывали трупы в братские могилы. Это делали не немцы, а литовцы, по сути их соседи. А "освободившееся" жилье (нет жильца - нет проблемы) немедленно распределялось среди нынешних "национальных героев".
На мой субъективный взгляд, именно еврейский вопрос сильнее всего мешает прибалтам продвигать линию "маленьких народов, ставших жертвами оккупации". Ибо, если гипотетически можно было бы говорить о том, что прибалты видели в германских войсках спасителей, то задается вопрос - а убийство сотен тысяч безоружных людей, собственных сограждан (литовские-латвийские евреи отнюдь не пришли с советской армией, а жили там веками), грабеж и присваивание себе чужого имущества - как это объяснить?
Надо сказать, что мои литовские и латышские друзья очень болезненно воспринимали то, о чем говорилось выше. Они объясняли, что легионеров "заставляли" убивать евреев и белорусов, иначе бы их самих расстреляли немцы. Это чушь. Мне говорили, что евреи "запятнали" себя сотрудничеством с НКВД и латыши не считали евреев лояльными согражданами.
К чести моих прибалтийских друзей, надо заметить, что в целом они не отрицали зверства своих соотечественников и сожалели о той мрачной странице истории их государства. При этом, порой, они путаются в показаниях. Отрицая сотрудничество с нацистами, они допускают массу наивных ляпов, например этот -
Кто-то мне сказал даже такую интересную вещь "Если речь шла только о покаянии за массовые убийства евреев Латвии и Литвы, то это бы давно признали на государственном уровне. Но проблема в России", (ой, опять русские виноваты), "ведь наша независимость держится на теории ужасов советской оккупации". И продолжали "Наша независимость - это наше главное достояние, а признание того, что мы причастны к геноциду - убивает стержень нации и его гордость. И это лишит нас морального права считать Россию оккупантом".