Известно, что Босх писал своего Св. Иоанна (1500) по мотивам Шонгауэра (1480).
Однако на переднем плане у него присутствует сцена, которой у Шонгауэра нет. Эпизод этот был очень популярен в средневековье: дьявол пытался помешать Св. Иоанну дописать последнюю книгу Нового Завета -- "Апокалипсис", стащив у него чернила с помощью своего крюка. Вот пример и ещё парочка в комментариях.
В то время, как Св. Иоанн смотрит в небо, прислушиваясь к божественному голосу, внизу, на земле, происходит немой -- земной -- поединок. Эта сцена почти перетягивает внимание зрителя на себя. Прямо перед нашими глазами, в центре лежит чернильница и футляр для перьев. Их охраняет орёл, похожий на небольшую курицу, в то время как дьявол подбирается к чернильнице, чтобы её утащить. Между ними происходит диалог: орёл ему взглядом: "Только тронь!" А этот ему: "Далана... Ручки-то -- вот они!" А у самого крюк наготове, чтобы чернильницу - цап! Совсем как на этой картинке и других картинках в комментариях.
Можно заметить ещё вот что. Гадкое босхово чудище очень похож на шонгауэрского Орла. Вот он оттопырил крылья, расставил лапы, совершенно тех же пропорций в композиции.
Если принять, что это, как считают некоторые исследователи, автопортрет Босха, то возникают другие смыслы. Например, можно усмотреть здесь юмор, шутовскую конфронтацию, а может быть, и некоторую пародию на Шонгауэра. Возможно, Босх сам бы хотел попробовать эти вдохновенные перья или кисти, эти краски-чернила и что-нибудь ими изобразить. Понимает, что не для него, не ему предназначено, но так хочется! Но орёл бдит. То есть, здесь может быть и серьёзная ситуация, а может быть юмор.
Мы как-то привыкли отказывать классикам в чувстве юморе. Человек, нарисовавший четырёх всадников Апокалипсиса, с искусством не шутит! А вот и шутит. Вот, например, стратегически расположенная юмористическая деталь ("найди сам") -- тоже, скорее всего, автопортрет.
(Верхние картинки можно нажать для увеличения. Сделала новый тэг "ух ты совпадения". Из прошлого:
Микеланджело и
Свинка. Всё недоказанное, конечно, ну и ладно).