*
Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза». Откуда это счастье? Ни строчки не могу найти об авторе. «Учится на сценарном факультете…» - неужели молодая. Такую книгу можно написать - и уйти, исчезнуть, ничего больше в жизни не делать. Сказывается моя любовь к национальной литературе, еще в детстве перечитывала по кругу потрепанные книжки из библиотек и подшивки журналов с многонациональными произведениями. Столько нюансов в них, ни один не хочется упустить, забыть. Здесь 30-е годы прошлого века. Красноармейцы, раскулачивание, голод, ссылка в Сибирь - фоном. Процесс создания поселка для каторжников на берегу Ангары, а перед ним будут полугодовые метания поезда, набитого ссыльными, по стране, побег через крышу, вынужденная дружба людей из разных слоев.
Сколько ни говори про эту книжку, а как-то тяжело выглядит. Книга легкая, почти киношная. Татарская девушка под властным супругом и свекровью. Далее она одна в поезде со ссыльными ленинградцами, зеками и сумасшедшим доктором. Далее Ангара.
У кого-то получается сразу познакомить читателя с изнанкой, нутром, тайным дном, сокровищами своего народа, своей культуры, истории. Преподать эту драгоценность так, будто слушатели - маленькие дети, и они должны понять. Величайший дар. Ни к чему не тянет придраться. Гениальный роман от первой до последней строчки. Готовый сериал (вот откроет кое-кто свои скандальные столовки с полезной едой, да и, иди все к черту, отснимет).
Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока». Хочется воскликнуть: она это сделала. Как же давно хотелось подержать в руках книгу от Наринэ с обложкой-фреской. Об армянской деревне и ее жителях. О том, как трудятся: в кухне, на поле, в отношениях, в любви, в воспитании детей. В общении со своими мыслями. Кажется, у Рериха есть картина «И мы трудимся», что-то объединяет их по духу с книгой Абгарян. Горы, эхо, природа, ежедневные усилия в радость, как карма-йога у индусов - делай ежечасно то, чему небеса порадуются.
Такое впечатление от «яблок», что автору хотелось вместить все-все-все, что тянулось позади нее годами и поколениями. Запахи, звуки, колоритные портреты сельчан, их простые волшебные истории. В этой книге герои умеют удивляться обыденному и принимать чудеса, как должное. В ней столько красок. Есть ощущение избыточности, затягивания, но и этот эффект объясним: неспешно все происходит, но в каждой минуте свое золото. Восхищение, уважение, гордость, забота - их читатель словит и понесет в себе дальше. Как обычно много колоритных картинок и смешных историй, одни имена чего стоят.
Невозможно избавиться от чувства потери после прочтения этих двух книг. На каждой странице нужен штамп: и это мы потеряли, и это мы теряем прямо сейчас. Наши авторы, замахнувшиеся на историю своего народа, в миллиард раз лучше расплодившихся западных писателей с их индийскими мальчиками и несчастными девушками, мне так кажется. Старание, труд и поцелуй небес, вот что.