Я понимаю, что эта бодяга не всем интересна, поэтому даю анонс до ката. Ради аллаха, проходите мимо, никаких обид. Мне просто самой нужна эта систематизация, и я долго собиралась с духом начать.
Под катом пост-сравнение двух круизных компаний и двух кораблей. Несмотря на то, что отпуск наш я считаю хорошим и получившимся, опыт плавания на лучшем, судя по зведности, лайнере, оказался неожиданным. Вывод, сделанный мною из этого опыта: на «Селебрити» я больше не поплыву. А на «ХАЛ» (Holland America Line) - это наша предыдущая компания, - если буду только жива, поплыву еще. Все познается в сравнении :)
Я собираюсь донести эту идею до разных людей при помощи cruise review, кстати говоря. Сделаю какой-нибудь саммари и попрошу друзей или родственников перевести на красивый английский язык :).
А пока что под катом систематизация в свободной форме.
1.
Для ориентировки тех, кто все-таки заглянул, хочу дать минимум предварительной информации.
Две эти фирмы, ХАЛ и Селебрити, - прямые конкуренты. В том смысле, что они борются примерно за один и тот же сегмент рынка. ХАЛ относится к холдингу Карнивал, более старому и большому. Селебрити - к новообразующейся прямо на наших глазах и быстро растущей на бирже группе брэндов Ройял Кариббеан. Еще два года назад РК отставало в цене акций от Карнивала на 20-25 процентов. Буквально в считанные месяцы они сравнялись. Сейчас, правда, падают вместе :). Но сейчас падают все.
Сравним фирмы.
Хал оперирует 15 судами 4.5 - 5 звезд. Суда большие, но не гигантские: новые постройки (2008 и 2010) имеют пассажироемкость чуть более двух тысяч.
Селебрити имеет 11 судов 4-5.5 звезд. То есть, новые постройки (5 судов, включая Рефлекшн, который будет спущен на воду в 2012) эта фирма пытается вывести на более высокий уровень, и по размеру тоже: пассажироемкость новых судов приближается к трем тысячам.
Обе фирмы ориентированы в первую очередь на взрослых, среди пассажиров много пенсионеров. Респектабельность, фешенебельность, традиционный кулинарный гедонизм на борту.
Сравним суда, на которых мы плавали:
Евродам (ХАЛ, 5 звезд) и Солстис (Селебрити, 5.5 звезд).
Оба постройки 2008 года.
Пассажироемкость: Евродам = 2044, Солстис = 2850.
Внутреннее устройство, распорядок, набор услуг, театр-музсалоны-магазины, количество баров и ресторанов примерно одинаковое на душу населения.
Одинаковая идеальная чистота.
Палуб (этажей) в Солстисе несколько больше (12 против 15).
Что дают солстисовские ползвезды, я буду рассказывать чуть позже, в процессе освещения тем. Сейчас я все это излагаю для того, чтобы вы поняли: мы говорим о фирмах и кораблях примерно одного уровня. Как я уже указала, это прямые конкуренты. За мой кошелек :(.
При дальнейшем сравнении я буду использовать Евродам как точку отсчета. Ожидалось, что разница между кораблями будет Солстису в плюс, за счет его добавочной полузвезды. Однако, получилось иначе.
2.
Размещение.
Каюты (мы говорим о каютах с балконом) в Солстисе просторнее. Веранда больше, туда влезают не только стулья, но и раскладывающиеся шезлонги, и круглый столик нормального размера. Кровати с круглыми краями, без острых углов, удариться невозможно. Телевизор выполняет массу интерактивных функций (информация, заказы, наблюдения, и тэпэ), включая, если захотите, интернет. Это плюсы.
Теперь минусы.
А) Корабль сконструирован так, что двери двух соседних кают вплотную прилегают друг к другу металлической замковой частью с ручкой. В результате все передвижения соседей, особенно ночные, происходят непосредственно у вас на голове в виде металлического лязга и грохота дверей. На Евродаме двери выглядят не столь элегантно, но зато и тихо по ночам.
Б) В каюте мало полок и ящиков - плата за простор. Вместо тумбочек у кроватей - крохотные полочки. В ванной умывальный прилавок узенький, как талия манекенщицы. Места мало и неудобно.
В) В каюте плохие подушки!!!! Я просто поражаюсь этим людям. Не пожалеть бабла, чтобы сделать полукруглые кровати на заказ, - и пожадничать купить нормальные перьевые подушки....
Г) В каюте нет дивиди. Имеется в виду, что ты будешь заказывать себе смотрилово (можно что-то бесплатно, можно платно) по интерактивному телевизору. А как я Гошке ее ивритские или русские мультики покажу? Вот-вот. Хорошо еще, что я выяснила это заранее, и одолжила портативный дивиди-плэйер. На Евродаме было значительно удобнее: можно было и смотреть свои диски, и брать напрокат в библиотеке...
Д) Неожиданно для себя я обнаружила, что самый удобный в комнате ящик, выбранный мною для лекарств, интенсивно греется. Я даже не выяснила достоверно, какая сволочь его греет. То ли телевизор, то ли еще что. Пришлось перекладывать вещи.
Справедливости ради, нужно упомянуть ситуацию с розетками, которая одинаково фиговая на обоих кораблях. Если кто-то собирается в круиз, то это должно быть серьезно обдумано. Мы все страшно электрифицированы. У нас мобильники, электрические книги, аккумуляторы к фотоаппаратам, у кого-то компьютеры, у меня вот был дивиди-плэйер. И все это нужно заряжать, и нередко ОДНОВРЕМЕННО.
В каюте Евродама была одна европейская розетка и одна американская. На Солстисе американских розеток почему-то было аж две. А теперь я обращаюсь к умникам, которые радостно побежали брать с собой тройник.
РОЗЕТКИ УТОПЛЕНЫ.
Я затрудняюсь это объяснить, а рисовать лень. Идея в том, что в такую розетку можно воткнуть ТОЛЬКО ОДИН ПЛОСКИЙ ШТЕПСЕЛЬ НА ДЛИННОМ ШНУРКЕ, понимаете? Кстати, израильтяне: только двухрожковый, разумеется. У нас тут местные вилки трехрожковые, с заземлением. Ну израильтяне знают, что они в нормальную евророзетку не лезут, есть переходники. Но в переходник, утопленный в стену, нашу нормальную трехрожковую вилку со шнуром ВНИЗ вставить нельзя... :(. Счастье, что большинство зарядников имеют двухрожковые вилки. Вот, ОДИН зарядник поставить в стенку можно. А тройник в переходник - хренушки.
Проблема помнилась мне с Евродама, когда я три-четыре раза в день меняла штепсели в розетке. :( Я долго ковырялась дома в старых инструментах и проводах, и нашла уникальный агрегат: не переходник, а УДЛИНИТЕЛЬ с плоской европейской вилкой, который оканчивался трехрожковой розеткой. И вот в эту-то розетку я воткнула обычный израильский тройник :). Персонал охреневал, они еще такого не видели.
Впрочем, мы отвлеклись.
3.
Еда.
И в первую очередь - о качестве. Ибо это место больное.
По большому счету, вся еда на круизном лайнере делится на Обед и Прочее.
Прочее обеспечивается обычным кафе самообслуживания, с ассортиментом, правда, исключительно широким. Это кафе работает почти круглосуточно: в нем масса разных прилавков, у каждого из которых свое расписание, - поэтому в любое время дня и почти в любое разумное время ночи в таком кафе есть что перекусить. А в особо обозначенное время - очччень плотно перекусить.
Обед - это нечто иное. Обед - это гарантированное вечернее вкушение еды в стиле шикарного ресторана: сияющие люстры, вышколенные официанты, золоченые меню, пять вилок на человека, и тарелки с едой как художественные произведения.
Обед в основной столовой и Прочее - это то, что включено в цену круиза. О специальных ресторанах я скажу отдельно.
Кафе для Прочего на Солстисе, с точки зрения ассортимента и качества, было на ползвезды лучше, нет сомнений. Оно и на Евродаме было очень вкусное кафе, это заявляю я, а мне угодить не просто :). Я известный чревоугодник, и знаю о чем говорю: очень вкусное. А на Солстисе - еще лучше и вкуснее. Да.
Но по опыту Евродама я предвкушала Обеды. Особенно учитывая, что круиз Солстиса был объявлен «гастрономически ориентированным». Программа обещала невиданное разнообразие и всяческие изыски. На Евродаме обеды были выше всяких похвал. Это чтобы не впасть в восторженные воспоминания. Каким бы ни было на Евродаме Прочее кафе, обеды были на два порядка вкуснее. Я думала, что в объявленном особом гастрономическом круизе обеды будут на три порядка вкуснее :). Или, если идеал нельзя превзойти, хотя бы не хуже, чем на Евродаме.
Обломись. ОБЕДЫ на Солстисе были НЕВКУСНЫЕ. Понимаете, ну совершенно. Ни в какие ворота. Вплоть до того, что на пятый день мы перестали туда ходить, понимаете? Мы ходили в Прочее круглосуточное кафе с самообслуживанием, потому что там было ВКУСНО.
Вся в горьких размышлениях, я решила попробовать хотя бы один из специальных ресторанов. Специальные рестораны - это рестораны, куда можно пойти на обед, доплатив разное количество долларов: 15-30 на Евродаме, 25-35 на Солстисе. (Да, на Солстисе дороже. Это мы еще обсудим). Изучив по телевизору меню, я выбрала самый дорогой французский ресторан Мурано. (Не спрашивайте меня, почему французский ресторан называется именем итальянского острова. Это не ко мне). Мы хотели попробовать фуа-гра, филе миньон, утку.
В Мурано были золотые тарелки величиной с полстола и пляски 15 разных официантов вокруг бедных нас. Каждый из официантов зачем-то представлялся и рассказывал свою краткую трудовую биографию. Нам не давали ни минуты покоя: выясняли, какой сорт минеральной воды мы предпочитаем в это время суток, постоянно совали в нос десять сортов хлеба на выбор, подробно рассказывали, как готовится каждое блюдо в меню. Мой муж, рассчитывавший на интимный вечер вдвоем, озверел, и вместо вина потребовал у сомелье водки. Эта водка нас спасла, иначе он растерзал бы там весь персонал. А так расслабился, и мы начали хихикать. Два официанта приносили перемену блюд, и на счет три-четыре синхронно опускали ее на стол перед нами. Да. Мы, конечно, дикие израильтяне в майках за 20 шекелей и сандалиях на босу ногу. Но. Кто ел фуа-гра в прежнем Эльдаде, знает, каким оно должно быть, с нашей дикой израильской точки зрения. А это Мурано там рядом не валялось. Очень средненько так. И утка средненько. Филе миньон - на твердую четверку...
На десерт мы заказали набор из восьми малюсеньких стаканчиков с разными муссами-кремами-прибамбасами этого заведения. Из этого набора два стаканчика содержали вещи вкусные, три - съедобные, остальное дерьмо. По-моему, отражает качество заведения.
Вот вам и лишние ползвезды.
Теперь об организации процесса.
В последнее время круизные традиции пытаются прогнуться под наше нечопорное поколение. Именно поэтому, помимо жестко заданных часов двух обеденных смен, большинство круизных компаний вводит так называемое «открытое рассаживание». То есть, половина большого ресторана работает как прежде, по часам. А в половине народ садится, когда желает. Если мест нет, или нужный столик занят, приходится ждать. Но зато время приема пищи становится гибким. Мы по Евродаму знали, что это важно: есть дни длинных экскурсий, вечерних выходов в город, есть дни, складывающиеся иначе, чем другие...
Тип «обедания» и смена, если оно жесткое, заказывается вместе с круизом. Считается, что его можно поменять при регистрации. В первый раз на Евродаме, когда мы поздно спохватились, то так и поступили, и нам без звука поменяли жесткую смену на свободное рассаживание. А вот на Солстисе нам не удалось добиться свободного рассаживания даже заранее. За три месяца почти!
В результате, из-за детенка, мы вынуждены были выбрать смену в 6:15. Мы в это время еще совершенно не хотели есть. Это тоже было причиной, хотя и менее значительной, нашего отказа от обедов в главной столовой.
Теперь о «напитковой политике». Традиционно в круизах бесплатными являются вода из кулера, чай, кофе, молоко, какао и некоторые виды соков. Остальные напитки нужно покупать за деньги. Бутылки минеральной воды, которые вам по мере выпивания оставляют в каюте, тоже платные, они считаются как бы частью содержимого мини-бара. Это общее правило.
Однако. На Евродаме ежедневно мы могли пить раздающиеся прямо в стаканах превосходного качества соки шести-восьми разных видов. На Солстисе из странной машины рядом с кулером выливались 1-2 вида сильно разбавленного чего-то.
Ну, мы махнули рукой на это дело, соками нас и Израиль не обидел, и мы только вечерами в баре пили коктейль, ничего не заказывая во время еды.
На Евродаме достаточно было махнуть в столовой или кафе рукой, и подходил человек с напитковым меню. Но на Солстисе эти люди САМИ ОБРАЩАЛИСЬ к сидящим за столиками не реже нескольких раз в течение трапезы. Почувствуйте разницу: навязчивый сервис.
И, кстати, дорогой. Я сужу по коктейлям и прачечной: на Солстисе они в 1.5 - 2 раза дороже, чем на Евродаме. Наценка за ползвезды :(.
И еще интересный факт. В круизах всегда есть определенные льготы для пассажиров, абонирующих разного рода дорогие каюты (сьюты). Это могут быть скидки на определенные услуги, внеочередное пользование СПА, и так далее, и тому подобное. Такие привилегированные пассажиры были и на Евродаме, но услуги, которые доставались им за меньшие, скажем, деньги, мы тоже могли бы получить - за полную цену. Захотели бы - купили, хозяин-барин, так сказать.
И только на Солстисе я впервые в жизни столкнулась, фигурально выражаясь, с табличкой «Только для белых». На Солстисе для привилегированной публики из сьютов существует ресторан, в котором могут обедать - за деньги! - ТОЛЬКО ОНИ. То есть, нас из обычной каюты с балконом на 9 этаже туда НЕ ПУСТЯТ ни за какие деньги. :(
Понимаете, как интересненько в женской бане? :(
4.
Общественные места на корабле.
Это сразу я начну про бассейн. И совсем не с точки зрения гигиенической. Гигиена и санитария на обоих кораблях идеальная. Ничего сказать нельзя.
Мы, Шпильберги - семейство водяных. Мы обожаем воду. Это наша общая страсть и наше общее лекарство: Илюхе от спины, мне от лимфедемы, Гошке от остатков спастики. Для Гошки к тому же бассейн - это в первую очередь ярко эмоционально окрашенное семейное событие. Для нее вообще отдых без бассейна не отдых. Поэтому при поиске круиза я особое внимание уделяла бассейной теме...
Учитывая май месяц (может быть прохладно) и мой диагноз (солнце противопоказано), я искала корабль с крытым бассейном. По опыту Евродама: один из двух своих бассейнов они считают крытым, потому что над ним есть раздвижная крыша. Однако летом эти соскучившиеся по солнцу западные люди закрывают крышу только во время дождя. Мне это не вполне подходило.
И вот на Солстисе, как явствовало из их сайта, есть настоящий крытый бассейн. Он называется «солярий». Это мне более чем подходило - это было чуть ли не решающим фактором моего выбора.
Прибыв на борт, мы в первую очередь обозрели водное хозяйство. На открытой палубе было четыре джакузи и два бассейна: мелкий и глубокий. В солярии еще два джакузи и один бассейн. Вода во всех трех бассейнах - о ползведы!!!! - слегка ПОДОГРЕВАЛАСЬ при необходимости!!!!! Я была счастлива.
Пока, изучая документы в каюте, не выяснила, что солярий позиционируется как «удовольствие только для взрослых». То есть: ПОСЛЕ 18 ЛЕТ. Нигде на сайте я ничего подобного не прочла.
На корабле было детей от силы человек семь. Мы как-то надеялись, что у них хватит совести смотреть мимо Гошки. Однако уже второй визит в солярий закончился капитуляцией. Наше обращение по инстанции ничего не дало. Это было большим разочарованием для нас.
Мы, конечно, приспособились: разделились. К счастью, очень скоро установилась хорошая погода, и Гошку с мужем мы выслали в открытый бассейн. Мы с мамой валялись в солярии, а когда я хотела навестить ребенка, то бегом пробиралась на палубу и залезала на пять минут в бассейный тенек под стенкой джакузи, метр на полтора... Что ни говорите, а это все же чуточку не то....
Я думаю, что если бы это дурацкое правило было оглашено на сайте, я просто не поехала бы в этот круиз. :( Я считаю, что мне сильно испортили отпуск. Вот так.
Теперь о музыке, меломанам не читать :).
В этом чертовом корабле музыка ВЕЗДЕ. Она живая, качественная, разная... И громкая.
Мы с мужем, вылезая вечером в бар выпить коктейль, хотим общаться друг с другом. Мы не нашли на корабле НИ ОДНОГО бара, где были бы коктейли и не было бы громкой, мешающей музыки. Там гитарист, тут джаз, тут скрипичное трио, тут какой-то вокально-инструментальный ансамбль... В единственном месте, где из репродуктора тихо и уютно играло что-то классическое, коктейлей не подавали, а только вино и кофе с пирожными.... :(
В дополнение ко всему, у этого корабля внутри дыра, я имею в виду, лифтовая шахта в мидшипе: шесть прозрачных лифтов, и все этажи как на ладони... Эффектно, но музыка проникает везде. :( В каюты нет, напраслину не возведу. А вот в общественных зонах просто спасу нету от нее.
На всякий случай: в Евродаме не так. Там хорошо. Честное слово. Я очень скучала по нашим любимым барам, а их на Евродаме целых два: «Crow’s Nest» и «Silk Den».
На Солстисе - ползвезды! - есть гольф-площадка, но она нас как-то мало интересовала. А вот с точки зрения развлечений Солстису точно плюс: Hot Glass Show - когда мастер на твоих глазах делает вазу - произвело на Гошку сильнейшее впечатление, концертная программа в театре тоже более разнообразная. Справедливости ради, я все это должна отметить.
А сейчас отдышусь, и начну опять ругаться.
5.
Береговые экскурсии и трансфер.
На Евродаме они были разного качества. Примерно 50% приличных. Не более того. Многого я от них и не ждала, говорят, береговые экскурсии хорошими быть не могут по определению :). Но всему же есть предел, братцы. (с)
Евродамские экскурсии, независимо от качества экскурсионного материала, были всегда великолепно организованы. Они были так хорошо организованы, что мы этой организации не замечали. Казалось, как может быть иначе?
А вот может.
На экскурсии по Риму нас выпустили из автобуса 1 (прописью: ОДИН) раз - возле собора Святого Петра, точнее, возле тамошнего сувенирного ангара. На сорок минут без учета необходимости в туалете.
Аналогично о туалете слабо подумали на экскурсии по Черногории: в селе, где нас ссадили для этой цели, стояли еще три автобуса, и все на один унитаз. :(
Экскурсия эта, кстати, была заявлена как «средней степени трудности». Обычно это означает нормальную способность топать по городскому булыжнику и подниматься по замковым лестницам. Почему в эту среднюю степень трудности оказался включен подъем на 455 ступеней к могиле какого-то местного гарибальди, мне совершенно не понятно.
Но это все цветочки, а ягодки - это, наоборот, Венеция и Барселона.
В Венеции я экскурсию не покупала, однако, учитывая нашу с мамой неходячесть, была рада увидеть в ежедневном информлистке предложение купить за 22 доллара «шаттл» С КОРАБЛЯ до площади Сан-Марко. Большие суда в Венеции стоят в порту, и оттуда до центра надо еще добраться, а чтобы добраться, надо знать, как. А тут - прямо шаттл!!! Вот здорово.
Вообще, шаттл - это, как правило, корабельная шлюпка человек на 150. У нормальных людей, если пишут «с корабля», то это значит, что ты выходишь не на землю, а вообще прямо в шлюпку. Так я думала, наивная. И была не одинока...
Шаттл был назначен на определенное время, но мы, как люди предусмотрительные, покинули каюту на целых десять минут раньше...
В Венеции было жарко. Огромная толпа народу с нашего корабля, опрометчиво купившая шаттл, бежала двадцать минут (не менее 800 метров) по раскаленному портовому асфальту к причалу этого самого «шаттла»: старики с палками, полные дамы с одышкой, папаши с младенцами, мама с сердцем, я с диагнозом, и прочие, и прочие... К причалу выстроилась огромная очередь, в которой мы загорали еще час. Вплотную к этому причалу качался причал обычного городского вапоретто: экспресс до Сан-Марко за 8 евро. Пока мы стояли в очереди, этих вапоретто ушло штук пять... :( (И чего мы в ней стояли? :( Тяжелое наследие совка: уплочено. :()
Вот после этого случая я поклялась, что напишу на них в сети кляузу.
Теперь о барселонской экскурсии с трансфером.
Экскурсия с трансфером в аэропорт - удобная штука при высадке с корабля, особенно если у вас много вещей, а самолет не утром. Идея заключается в том, что вы выходите с корабля и садитесь в экскурсионный автобус. Багаж с круизных судов сгружается всегда отдельно от пассажиров, как с самолета. Круизная компания берется провести вам экскурсию, доставить в аэропорт, и туда же доставить ваш багаж.
У нас был опыт с Евродамом, там мы брали экскурсию с трансфером в Копенгагене. Мы, как всегда в круизах, выставили свои чемоданы за дверь вечером накануне прибытия, и в следующий раз увидели их только на следующий день, уже в аэропорту. Провели отличные полдня налегке, и тем самым решили много проблем.
Точно такую же услугу мы заказали на Солстисе в Барселоне. Тем удивительнее оказался результат.
Сойдя с корабля, мы были вынуждены искать багаж, сгружать его с ленты, тащить все четыре чемодана метров триста через площадь, набитую транспортом (тележек нет, носильщик за деньги, да и мало их), и, наконец, самостоятельно грузить все этот развлечение в багажник автобуса - а потом разгружать... В багажнике было мало места, и бедный Илюха свернул себе спину к чертовой матери, перетасовывая так и сяк барахло пятидесяти человек....
И вот спрашивается: а платили-то за что мы? :)
Пока вроде все. Наверное, вспомню что-то еще, что забылось за эти недели. Тогда допишу, может быть, еще и фотографии поставлю...
Однако общее впечатление уже закрепилось в голове: как сказал Илюха, много “Bells and whistles”, а качество на поверку весьма среднее, и клиент, в общем, нужен, чтобы денежки тянуть. Неприятное ощущение осталось. И больше с ними не поеду.
Хотя... все равно отпуск был прекрасный :)