Оригинал взят у
alex_anpilogov в
Что нас ждёт там, за пиком? Спуск с горы всегда увлекателен. Конечно, в том случае, если рядом есть бесплатный подъёмник.
В последние месяцы в комментариях к моим записям, посвящённым геополитике и затрагивающим тему геоэкономики, я уже несколько раз встречал один и тот же рефрен: «Ну как же так, автор! Ты же писал, что нефть заканчивается, уголь - тоже, атомная индустрия России - впереди всего мира. А теперь предлагаешь нам, сидящим на горе угля нефти и урана - зачем-то помогать всяким сирым и убогим голодранцам. Нет, мы подождём и попрыгаем ещё на косточках американцев, что приползут к нам!».
Ну что можно ответить на этот посыл?
Говорят же, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное». И
та книга, что я написал по мотивам записей в моём блоге, говорит отнюдь не только о возможностях России в мире нефти, угля или атома, в том самом мире ресурсов, от которого и отталкивается материальное - но и повествует о том, что любое материальное будет лишь неживой кучей материалов, если в него не вдохнуть никаких новых идей.
В конечном счёте пик ресурсов, который сейчас проходит человечество - это не только исчерпание старых ресурсов, но и окончательное банкротство многих старых, уже отработавших и изживших себя идей, которые, подобно чемодану без ручки, «и нести трудно - но и бросить жалко».
Во-первых, понятное дело, никто просто ради ресурсов к России не «приползёт». Просто, потому что попытка негативной мотивации в человеческих или международных отношениях обычно заканчивается строго противоположными к ожидаемым действиями. Наглядную сюжетную линию в этом вопросе задает многолетняя история «многовекторности» Украины или Белоруссии, колебания Казахстана или Узбекистана в Средней Азии - или же окончательный выбор не в пользу России со стороны Кубы и Вьетнама.
Во-вторых, в отсутствии
внятных общих целей попытка России использовать избыток российских ресурсов, как рычаг воздействия на соседние страны, превращается в использование российских ресурсов для совершенно иных целей и задач, часто сугубо противоположных задачам интеграции или целям построения вокруг России зачатка нового мира, который сможет жить на гораздо более скудных, кризисных и постпиковых ресурсах.
Причём речь тут не сможет идти ни о проекте государства-нации (элементарно - у Китая 1,5 млрд. людей против 146 миллионов населения России), ни о проекте подражания Западу (просто потому что «экономика потребления» у Запада оказывается где-то раз в десять-двадцать мощнее российской).
Уже писал, повторятся смысла нет.
По тем же причинам глупо встраиваться в мировую экономику на правах нефтяной скважины, а в мировую политику - на правах «младшего партнёра».
Места «младших партнёров» у западного глобального проекта уже и так все заняты, свободно только место «извечного врага». Не хотите ли поучаствовать?
Россия - глазами мира. Найди на карте жёлтый цвет.
В-третьих, в общем-то, интуитивно понятно, что надо делать. Надо создавать свой проект, хотя бы региональный, а в перспективе - и глобальный, ценности которого можно было бы транслировать как внутри страны, так и за её пределами. России надо работать с идеями, которые сегодня в дефиците - как у России, так и у гораздо более сильных Китая или Запада.
В противном случае - всё понятно. Если нет российского проекта, причём проекта, конкурертного с другими мировыми проектами - то вскорости не будет и самой России. Потому что у Китая больше, у Индии - южнее, у Европы - гламурнее, а у США - стабильнее. «Сколько волка не корми, а у слона всё равно толще».
С другой стороны, как сказала героиня недавнего фильма о будущем в американской редакции - «надо кормить правильного волка».
Если кормить волка потреблятства и волка «нашей исключительности» (опять-таки - густо замешанного на том же самом потреблятстве, так как мы «лучше, сытнее, красивее, духовнее» и прочая), но при этом забывать о волке, имя которому справедливость, братство, равенство или развитие - то Россия окажется ничем не лучше массы других международных хищников, что раздирают сейчас мир своими неуёмными аппетитами.
Кроме того, надо учитывать и то, что нынешняя Россия - это отнюдь не СССР на вершине своего могущества, когда СЭВ, Варшавский Договор и «социалистический блок» имели под собой около трети мировой экономики при сравнимой с Западом военной мощи.
Сегодня положение России в вещном мире, вслед за картой, показывающей Россию в мире символов, вполне можно оценить по следующей инфографике (кликабельно):
Внезапно, оказывается, что на науку и на образование Россия тратит гораздо меньше чем США, чем Китай и Япония, Франция, Великобритания, Германия или же сравнимо с Италией или Индией. Ну, или с Южной Кореей, если это как-то успокоит наше национальное, а отнюдь не цивилизационное эго.
В любом случае - на длинном забеге, без собственной, уникальной идеи, да ещё той самой, что поднимет за Россией массу союзников по всему миру, стране не выжить. Можно бодаться (и весьма успешно) с полунищей Украиной или Грузией, можно учить уму-разуму Среднюю Азию и безнадёжно соперничать там с Китаем, но от ситуации глобального проигрыша уникальной «цивилизации Севера» это не спасает: в долгую такая стратегия не сработает.
Однако, в то же самое время, весь мир сегодня имеет глобальную проблему, ту самую, которую часто любят называть «золотым миллиардом», к которому мы все, якобы, испытываем лютую ненависть, но образ жизни которого - с личными автомобилями, загородными домами, учёбой детей в престижных западных школах и в привязанности своей собственной жизни к миру Запада - уже давно стал образом мыслей российской элиты.
Бал «Татлер», да.
Вот наглядное представление мирового Татлер-бала в цифрах и графиках. Это - распределение мирового богатства:
Сделано, опять-таки, это иссследование не в России, а на Западе, такой авторитетной организацией, как банк «Кредит-Свисс». Полный текст приговора тоже доступен для публики,
вот вам ссылка.
Согласно исследованию, 0,7% населения планеты (34 миллиона человек) владеет 45,2% всей собственности планеты (на скромную сумму в 112 триллионов долларов).
71% населения планеты, а это 3,4 миллиарда человек, владеют лишь 3% собственности планеты, общей стоимостью в 7,4 триллиона. Нетрудно посчитать, что в этом случае на одного человека приходится стоимости аж на целых 2176 долларов. Или - на 141 000 рублей.
Думаю, у многих из моих читателей и гардероб-то стоит сравнимых денег, не говоря уже о жилье или ином движимом имуществе.
И таких людей, подчеркну, почти что три четверти от текущего мирового населения.
А вот тут у нас - наглядное распределение богатства по разным странам, которое проще всего объясняется коэффициентом Джинни, и с которым во-многом и связана масса мировых проблем: от голода и болезней и до разрушительных войн и революций.
Чем больше отклоняется реальная кривая распределения доходов общества от идеального, равноправного распределения - тем выше у нас вероятность социальных болезней и потрясений:
Коэффициент Джинни и задаваемое им отклонение от прямой «равных доходов»
И, предвосхищая крики «да что же это такое, автор опять призывает к уравниловке!», отвечаю: вопрос социальной справедливости в нашем подлунном мире решён гораздо полнее, например, в Китае, нежели во столь обожаемых всей нашей российской элитой и обывателями.
Потому что, если всмотреться в вопрос социальной справедливости, то получается гораздо более комплексная картина, нежели рисует простой и однозначный коэффициент Джинни: для общества важно, с одной стороны, сохранять социальную мобильность внутри «серединной части», где и живёт большинство простых людей с их заботой о семье, детях, доме и любимой собаке - и, одновременно, не допускать образования как массы декласиррованных элементов (нищих, бомжей, бездомных, безработных), так и узкой, но всемогущей прослойки сверхбогатых людей (пресловутых «олигархов»).
Вот наглядное представление успешности такой модели развития общества - на примере мирового распределения богатства и участия в нём Китая:
На этом графике наглядно видно, сколь мощную прослойку «середнячков» сформировал у себя Китай - и сколь ничтожно малую часть в мировом масштабе уже составляет китайский беднейший слой.
Что говорить: даже в Европе и в Северной Америке число бедняков уже превосходит таковое в КНР!
И, поверьте мне, тут заслуга не только Мексики или Молдавии: беднейший класс существует и в США, и в Германии - и это происходит на фоне того, что богатство там растёт неснижающимися темпами. Правда, в категории «сверхбогатых» и «сверх-сверхбогатых» граждан.
Продолжим чтение доклада. Кто у нас сегодня на первом месте по росту своего богатства и благосостояния?
Интересно, что на первом месте опять-таки стоит Китай, а отнюдь не США или Европа.
Китайская модель, которая отрицает модель «сверхбогатые-предельно бедные» доказывает свою состоятельность на длинном забеге. Как ни крути, а она проявляет себя с лучшей стороны и в годы безудержного роста (200-2005), и в годы кризисов и рецессий (2010-2015).
Твёрдая «пятёрка», а точнее - 5,3% китайского интегрального роста за период пятнадцати лет 2000-2015 годов.
А вот Россия, хотя и находится по итогам «забега» по росту богатства в десятке лидеров, на 7 месте - имеет гораздо более рваную динамику движения. Если смотреть по пятилеткам, то Россия была на первом месте по динамике в 2000-2005 (14,3% роста), а вот в кризисные 2010-2015 оказалась в десятке худших, потеряв 7,4% накопленного за прошлые годы богатства:
Где же расположены будущие союзники России?
Уверяю вас, отнюдь не в мире, где властвует богатство или неравенство, несправедливость и ложь.
Вот они - будущие опоры русской цивилизации:
К западу и к югу от России расположен целый пояс бедных и разрушенных стран, к которым вряд ли кто-то прийдёт на помощь.
При этом каждая из этих стран ещё и раздираема собственными противоречиями: я не зря разделил, как пример, вроде бы единую Турцию, но в которой совершенно нереальо сравнивать блистательный Стамбул и забитое курдское село.
Хорошо мечтать о «новом Константинополе», только вот воевать надо будет в турецком Курдистане.
Но, понятное дело, война - это последнее средство, когда все остальные уже исчерпаны.
У России не так и много времени, если честно. Пик её собственных ресурсов углеводородов отнюдь не столь далёк, а попытка «закуклиться» в своём удобном северном мире весьма призрачного «потребительского рая» мало к чему приведёт.
Остатки ресурсов просто будут проедены - после чего вопросы цивилизационной роли снова встанут в полный рост.
Спуск с горы обещает быть увлекательным. Но - бесплатных подъёмников наверх уже не предусмотрено.