В последнее время, в связи с неуёмно возросшей занятостью, всё реже и реже добираюсь до ЖЖ.
С последнего семинара по клинической психологии вынес:
впечатления о случае Эллен Вест - очень жаль бедную девушку, совсем неглупую, живую, так оборвавшую собственную жизнь
ВОПРОС: психологически здравым считается горевание после утраты. Но есть люди,
( Read more... )
Comments 4
Глубоко верующие люди - это скорее исключение из общих правил, поэтому можно ли считать их отношение к смерти нормой? И в религию чаще всего уходят для того, чтобы избавиться от душевных страданий, то есть убежать от реальности.
Reply
Reply
Психология вот что "думает":
1. ритуалы создавались (так же, помимо всего прочего) для облегчения живым прохождения процесса горевания.
2. верующий может несколько иначе проходить горевание (конечно, индивидуально и это), но в принципе, если убеждения довольно сильные и глубокие, то "отпускание" происходит быстрее и настает период "светлой печали".
3. состояние эйфории может возникать на разных стадиях горевания, но стоит смотреть на картину в целом, так же на скрытые чувства, которые человек может и не показывать и подавлять. Так агрессия верующим может подавляться, что в свою очередь "вылезет" соматикой.
4. как правило, если есть поддержка окружающих в достаточной мере, то и переживания проходят легче. От единоверцев, которые "сгруппированы" получить поддержку проще, или больше идет подавление чувств (например, прямой запрет на проявление каких-то эмоций)
5. многое зависит от того, какой значимости был умерший для горюющего
Reply
Reply
Leave a comment