Над чем-то мы смеемся, над чем-то нет. Причем не все и не всегда. Почему?
И еще. Общепринято считать, и это похоже на правду, что чувство юмора - важный показатель интеллекта. Так ли это? И если да, то какова связь?
Отчего возникает чувство смешного?
Можно ли его воспитать, и если можно, то как?
Наверное, уважаемые члены сообщества или точно знают ответы на эти вопросы, или у них (у вас то есть) имеются гипотезы в этой связи.
Моя версия ответов и один из любимых анекдотов - пример, иллюстрирующий ее.
У вас, наверное, найдутся контрпримеры и контрверсии.
Когда мы сталкиваемся с опасностью или неожиданностью (а любая из них, в принципе, может оказаться связанной с опасностью), происходит невольная мобилизация организма. Но нередко эта опасность или неожиданность оказываются безопасными. А мобилизация-то уже произошла. Ударять и (или) убегать оказывается излишним. Но физическая разрядка все же происходит. Стандартизованным способом, воспринимаемым окружающими так же, как не несущим опасности. Стандартизованное напряжение мышц лица и легких.
Короче говоря, смешное это безопасная «опасность» или безопасная неожиданность.
Связь с интеллектом достаточно очевидна.
Неожиданность надо увидеть, почувствовать. Для этого требуется выделить в массе происходящих событий, объектов, процессов закономерную, трендовую составляющую и заметить отклонение от нее. Причем очень быстро. В режиме реального времени.
В другой плоскости связь с интеллектом обусловлена, собственно, умностью смешного. Если согласиться с тем, что интеллект определяется способностью воспринимать объект размышлений со множества сторон в единстве (это, конечно, отдельная тема), то интеллектуальность шутки (и т.п.) будет определяться ее многомерностью, богатством ассоциативных связей, имеющих в ней место.
Связь с воспитанием тоже хорошо, соответственно, просматривается. Знание много чего, быстрота мышления, интуитивного в первую очередь. К этому следует добавить внутреннее спокойствие, точнее и проще говоря, подсознательную уверенность в том, что все будет хорошо. Это для успешного восприятия смешного.
А для придумывания смешного практически все то же самое, но плюс способность к эмпатии, сопереживанию с аудиторией, реальной или возможной, что дает возможность почувствовать, предвидеть, что ей будет воспринято с опаской или без нее.
Ну, и коротенький анекдот.
Заходит мужик к знакомому. А тот стоит на табуретке, с потолка свисает веревка, и этот бедолага обвязывает ее вокруг живота.
-Ты чего? - спрашивает вошедший.
-Да все рушится, жизнь нескладная. Вот, решил повеситься.
-А чего вокруг живота? За шею ведь надо.
-Пробовал. Задыхаюсь!
На мой вкус, предельно оптимистический анекдот. Но конечно, «не в доме реально повесившегося».