как пишутся книги

Aug 17, 2006 16:07

Попалась мне и еще одной моей коллеге в руки книга "Развитие личности ребенка. От года до трех"/Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.-432 с. (Серия "Психология детства").

Поскольку мы давно уже с ней искали популярные книги по психологическому, а не только физическому развитию ребенка, написанные для родителей, то ужасно обрадовались.

С одной стороны в ней есть довольно понятное описание многих особенностей детского развития с точки зрения различных подходов, и мы было собрались ее родителям советовать, но с другой стороны, даже беглое ее изучение выявило следующее:

1. Авторы, видимо, совсем не разбираются в том, что пишут, если в некоторых моментах очень противоречат себе. Например, на с.38 есть ссылка на Анну Фрейд в контексте проявления защитных механизмов на 2-ом году жизни,
при этом на с.54 говорится о том, что первые защитные механизмы появляются только к 3-м годам. При этом авторы ссылаются на Никольскую и Грановскую, считая их, видимо, первоисточником.

2. Первоисточники, как показывает предыдущий пример, авторам вообще не совсем знакомы. Например, игрой и кризисом трех лет никто кроме Эрика Эриксона не занимался.

3. Ужасно бесит (извините за эмоции) плагиат. Авторы сами придумали и описали следующие вещи и понятия:
-ведущий тип деятельности,
-кризис трех лет, включая его семизвездие,
-кроме Э.Эриксона игру исследовали только авторы этой чудесной книги.

4. В двух разных местах приведена одна и та же цитата, но со ссылкой на разные книги (одна из которых русскоязычная, а другая переводная).

5. Единсnвенный список литературы, который в книге удалось найти - это источники цитат (рубрики "в мире мудрых мыслей" и "Секреты психологии") - в общей сложности 17 позиций, две из которых - статьи с 7ya.ru (причем название сайта написано неправильно)

6. Остальные авторы размыты по книге, они в лучшем случае упоминаются, но ссылок на сами источники нет вообще. Упоминается, например, Пиаже, после большого куска про него в скобочках стоит Л.Ф. Обухова, но при каких обстоятельствах она о нем говорила - науке неизвестно. И все это вообще не оформлено как цитаты (для них есть те самые рубрики с "мудрыми мыслями").

7. Книга сборная, манеры изложения разных авторов очень различаются. Это в ряде случаев довольно сильно режет глаз.

8. Недобросовестная работа редакторов: например, семизвездие кризиса трех лет описывается дважды в разных разделах, одно и то же сравнение (из страхов вырастают как из старой одежды) приводится дважды с разницей в 5 страниц.

9. Общий директивный характер книги. Даже те вещи, с которыми можно согласиться, написаны как категоричный приказ, без объяснения, почему так делать следует. (И попытка пошутить, что если родители представляют себе послушного ребенка так-то, им имеет смысл вместо ребенка завести собаку, как-то даже не выглядит шуткой).

10. Вообще нет современных реалий и научных комментариев модных веяний: вопрос о кормлении грудью после года и отлучении, соответственно, вообще не стоит (и психологи тут ни при чем), класть ребенка с собой однозначно нельзя - без вариантов и аргументации.

В связи с этим вопросы:

1. Существует что-то приличное об этом возрасте? Да и о развитии вообще?
2. Как реагировать на такую книгу? Как психологи, кандидаты и доктора наук, могут так писать?????
3. Куда можно обратиться, что бы это безобразие переиздали?
4. Стоит ли ее рекомендовать родителям? Ценные вещи в ней есть.
5. Видел ли кто-то другие книги из этой серии - они все ТАКИЕ?

Коллеги, извините, что некоторые вещи написаны без точного указания страниц, не хочется уподобляться авторам этой книги и быть голословными, но этот пост писался в спешке, если кому интересно, потом добавим ссылки на конкретные страницы.
Previous post Next post
Up