Это завершающая статья весеннего цикла публикаций «Знакомство с соционикой».
Предыдущие статьи 👇
Для тех, кто слышал слово "соционика", но не понимает, что это такое Чем может быть полезна соционика? Коротко об основных теоретических положениях соционики Знакомство с соционикой. Введение Знакомство с соционикой. Аспекты информации и психические функции Знакомство с соционикой. Логика - Этика Знакомство с соционикой. Виды логики и этики Знакомство с соционикой. Сенсорика - Интуиция Знакомство с соционикой. Виды сенсорики и интуиции Знакомство с соционикой. Интроверсия - Экстраверсия. Рациональность - Иррациональность Знакомство с соционикой. Определение типа Знакомство с соционикой. Краткое описание типов Модель А
Мы уже знаем, что соционика описывает 16 типов личности с помощью восьми психических функций, способных обрабатывать 8 разных аспектов информации, поступающей из среды, в которой мы живем.
Другими словами можно сказать, что каждая личность характеризуется той или иной степенью проявления, осознания, понимания и использования каждой из этих восьми соционических функций. Т.е. имея в распоряжении восемь психических функций можно описать каждый из 16 типов личности в зависимости от того, как именно каждая функция принимает, обрабатывает и создает информацию.
Несмотря на множество вариантов такого описания, наиболее удачной является модель личности, которая была разработана еще в самом начале возникновения теории основательницей соционики Аушрой Аугустинавичюте. Эта модель так и называется - Модель А, по имени ее создательницы.
Что представляет собой Модель А? Она состоит из всех восьми элементов, и каждый элемент функционально отличается от других, то есть выполняет в психике человека свою отдельную роль, функцию. Все элементы модели (т.е. все 8 функций) располагаются на плоскости в таком виде:
Можно представить эту модель в объеме вот так 👇 (это образец модели А интуитивно-этического психотипа - Есенин):
А вот пример расположения всех 8 функций для каждого психотипа 👇
У каждого номера функции есть свое название, соответствующее роли, которую выполняет психическая функция, находящаяся на этом месте. Так, на первом месте находится базовая функция, на втором - творческая и так далее 👇
Также на картинке можно увидеть название отдельных блоков функции: Эго (1+2), Суперэго (3+4), Суперид (5+6), Ид (7+8).
Первые четыре функции Модели А (Эго и Суперэго) составляют так называемое ментальное кольцо психики. Оно характеризуется тем, что информация по этим аспектам осознается человеком лучше, чем по аспектам витального кольца (Суперид и Ид). Можно сказать, что работа ментального кольца связана с сознанием, а витального - с подсознанием. Для ментального кольца более характерна активная установка: «Я могу, умею, знаю, должен делать», для витального - пассивная: «Я хочу, я должен иметь, так должно быть».
Степень эффективности переработки информации, оптимальность и масштабность в работе понижаются при переходе от первой функции к четвертой, а критичность, требования к качеству работы - повышаются. Это называется мерностью функции - она обозначена в виде степени возле названия места функции.
Другими словами, мерность - это сила функции, т.е. мера того, насколько хорошо эта функция способна обрабатывать информацию. От этой силы зависит наше понимание определенных аспектов информации.
За недостатком места в одной статье сегодня расскажу только про функции ментального блока, представляющие наибольший интерес для самоанализа. Для этого воспользуюсь описанием этих функций по книге «Природа собственного Я» Е. Горенко и В. Толстикова 👇 В отличии от сухих теоретических характеристик, которые можно было бы предложить, это по-настоящему практико-ориентированное и понятное для начинающих описание.
Первая функция. Базовая. Четырехмерная.
Ну, что о ней можно еще сказать? Она работает. Она знает. Она делает.
Первая функция работает так эффективно и незаметно, что на нее уже не обращаешь внимания, ее не можешь оценить - как можно оценить здоровье, если никогда-никогда не приходилось болеть?
Информации по тому аспекту, который она обрабатывает, так много, что ее иногда не замечаешь - как можно замечать воздух, которым дышишь?
Первая функция «выкачивает» из единого информационного потока больше всего информации. В капле воды она может увидеть всю вселенную. Но только «вселенную» согласно своему аспекту!
Если в первой функции БЛ (структурная логика), то она может увидеть взаимосвязь между любыми явлениями мира.
В научном мире ходят анекдоты о теоретиках, способных дважды объяснить поведение кривой на графике - причем сначала на случайно перевернутом вверх ногами. (👈 на мой взгляд, правда, это большое про творческую белую логику)
ЧЭ1 (деловая логика в первой функции) способна получить прибыль буквально на пустом месте.
«У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема денег».
БЭ1 (этика отношений в первой функции) - это способность любить всех людей, и хороших и не очень - даже родственников мужа.
«Чисто человеческие добрые отношения с вами для меня будут просто естественным проявлением моего отношения к людям».
Первая функция свободна в своих действиях. Окружающие могут сколь угодно критиковать ее работу - а сам человек будет только добродушно посмеиваться «в усы» над их вздорными претензиями.
К сожалению, процесс воспитания в современном обществе строится на закваске уравниловки. Его действия направлены на то, чтобы ребенок с ЧЭ1 (с этикой эмоций в первой функции) «не кричал», с БЛ1 (со структурной логикой) - «не заумничал», с ЧС1 (с волевой сенсорикой) - «не командовал», с БИ1 (с интуицией времени) - «поменьше мечтал», с ЧИ1 (с интуицией возможностей) - «не воображал невесть что». Да вот только у детей еще не выросли усы, в которые можно было бы посмеиваться над этим. Подобное «воспитание» способно только нанести травму самоуважению ребенка и помешать процессу его самореализации.
Если первая функция допустила глупость, то человек может придумывать об этом анекдоты и рассказывать их всем подряд - пусть себе смеются!
Первая функция практически всегда готова прийти на помощь другим людям - даже если они сами еще не видят в ней необходимости.
А самый громкий крик о помощи у любого человека - это его тихое признание, что ему не хочется ничего делать по своей первой функции: для БС1 (сенсорики комфорта) это «Я уже ничего не чувствую», для БЛ1 (структурной логики) - «Я не хочу ни о чем думать», для ЧЭ1 (этики эмоции) - «Оставьте меня в покое, мне никто не нужен».
Вторая функция. Творческая. Трехмерная.
Если в описании восьми аспектов вы нашли такой, который, как вам кажется, у вас очень хорошо развит, то скорее всего это был аспект вашей второй функции.
Что ж, она тоже сильная и умелая, хоть и не в такой мере, как первая. Вместо этого у нее есть одно важное качество: она творческая. Вторая функция не так полно обрабатывает (по сравнению с первой) информацию по своему аспекту - зато она стремится творчески переработать ее, преобразовать ее во что-то более высокое и ценное.
Человек с БИ2 (интуиция времени) больше ценит время, чем человек с БИ1; он старается эффективнее его использовать, успеть за определенный срок сделать много дел. Ему хочется как можно больше наполнить свою жизнь интересными событиями. А для человека с интровертной интуицией в первой функции любое событие, даже самое маленькое, достаточно интересно и значительно.
Вторая функция тоже не боится критики, зато похвала ей гораздо приятнее, чем первой. Она любит похвастаться своими достижениями или напроситься на комплимент, любит шутить, поддразнивать окружающих. Что обычно не доставляет им удовольствия.
А вот о помощи ее нужно попросить (хотя бы намеком): она не стремится кому-то навязываться со своими советами и не любит работать «по заказу». И если первая функция работает практически всегда, то вторая иногда позволяет себе и побездельничать. Кроме того, в работу она включается чаще всего после того, как с другой функции появится какое-нибудь задание на деятельность.
Впрочем, это «озадачившие» редко предполагает конкретный конечный результат с точными параметрами. Чаще всего оно звучит приблизительно так: «Тут вот наблюдается непорядочек, нельзя ли что-нибудь такое сделать? Что-нибудь разумное, доброе, вечное?».
Вторая функция стремится изменить этот мир, чтобы он стал лучше - человечнее и доброжелательнее (БЭ), веселее (ЧЭ), приятнее и удобнее (БС), прочнее и основательнее (ЧС), логичнее и понятнее (БЛ), полезнее (ЧЛ), интереснее и содержательнее (БИ), осмысленнее и гармоничнее (ЧИ). И человека очень раздражает, когда, вопреки его усилиям, происходит ухудшение ситуации в этой области, ведь он так старался...
Третья функция. Ролевая. Двумерная.
Настоящее удовольствие от работы человек получает только тогда, когда он работает по первым двум функциям (то есть по блоку Эго). Все остальные функции (в том числе и третья) или работают по необходимости.
И еще одно значительное отличие третьей функции от первых двух: если те черпают нужную информацию непосредственно из первоисточников самого мира, да еще и сами иногда оставляют свои строчки в Книге Бытия, то третья учится по стандартным учебникам и пишет разве что чужие сентенции в разлинованных тетрадках.
Но мало того, что третья функция работает со скрипом, она еще и с претензиями: видите ли, в обществе существуют определенные нормы, и хочешь ты или нет, а им нужно следовать.
ЧИ3 (интуиция возможностей) требует, чтобы ее носитель был понимающим и вдумчивым человеком.
БИ3 (интуиция времени) ждет от своего хозяина, что он будет осторожным и предусмотрительным.
ЧС3 (волевая сенсорика) заставляет человека постоянно демонстрировать окружающим свои пробивные и волевые качества.
БС3 (сенсорика комфорта) настаивает на соблюдении хорошего вкуса во внешнем виде.
ЧЛ3 (деловая логика) человеку так хочется, чтобы все его считали настоящим профессионалом своего дела.
БЛ3 (структурная логика) указывает на постоянную необходимость учиться и нарабатывать объективность.
Человек с ЧЭ3 (этикой эмоций) уверен, что все ждут от него демонстрации жизнерадостности и энергичности.
БЭ3 (этика отношений) заставляет своего хозяина учиться принятым в обществе нормам вежливости и этичности.
Однако способности к обработке информации у этой функции, мягко говоря, невелики (эта функция двумерная), и человек практически никогда не сможет научиться хорошо по ней работать. И чем больше он будет стараться, тем хуже будут его дела: третья функция способна так «натянуть на себя одеяло», что остальным, в том числе и первым двум функциям, мало что останется. Такой человек кажется окружающим несколько «недоделанным» и очень проблемным. Третья функция не способна видеть многих нюансов в информации своего аспекта. Она оперирует довольно большими блоками информации и поэтому не мобильна и не маневренна.
Например, БЭ3 гадает о человеческих отношениях почти «по ромашке»: любит - не любит - к сердцу прижмет - к черту пошлет... Тонкие оттенки чувств ей не видны.
А как она не любит критики, да и вообще почти всей оценки своей деятельности! Ведь как бы она ни «хорохорилась», как бы ни старалась «пустить пыль в глаза» - внутри она почти всегда не столь уверена в своих силах. Часто она чувствует себя самозванцем на балу: чуть только ошибешься, зазеваешься - и тебя тут же вышвырнут с чужого праздника жизни.
Четвертая функция. Болевая. Одномерная.
Представьте себе человека, который, чтобы избавиться от надоевших тараканов, поджег свой дом. Проблема была решена - тараканы перевелись. Правда, потом оказалось, что и жить уже негде. Но он был трудолюбив и построил новый дом, в котором панически боялся раздавить хоть одного таракана: а вдруг от этого он опять лишится крова?
👆 Один из самых лучших образов болевой функции!
Этот пример показывает, как работает четвертая функция - неуклюжая, забитая, зашоренная, паникующая по поводу и без повода.
Четвертая функция не признает частичных решений, ответов «может быть». Она живет в двух возможных режимах: да - нет, правильно - неправильно, все - ничего.
Человек с БЭ4 (этикой отношений) может разделить людей вокруг только на самых близких и искренних друзей, полностью преданных ему, или на его непримиримых врагов. У человека с БИ4 (интуиция времени) есть только два способа обращения со временем: «Времени еще сколь угодно много» и «Времени уже нет!!!».
Эта функция не видит полутонов, не удовлетворяется частичными решениями, не идет на компромиссы. Она готова биться в истерике из-за пустяка, а серьезные проблемы изо всех сил избегает решать (или даже старается их не замечать). Чтобы она вошла в ступор, иногда достаточно, чтобы кто-то «топнул на нее ножкой».
Теперь, наверное, понятно, почему человек всеми силами избегает работать по четвертой функции: она неумела и ее действия слишком часто приводят только к лавинному нарастанию проблем. Кроме того, для своей работы она потребляет очень много энергии.
Напряженная ее работа способна привести к серьезной болезни. Если жизнь постоянно требует ее включения, дело может закончиться психосоматическими расстройствами различных степеней тяжести.
Однако нельзя сказать, что дело так уж и безнадежно. Четвертая функция может учиться на собственных ошибках. Она способна запомнить решение (основанное чаще всего на своем опыте), которым человек воспользуется следующий раз в сходной ситуации. Но если новая ситуация будет в чем-то отличаться от предыдущей, старая заготовка мало чем поможет - снова поражение. Но и приобретение нового кусочка опыта.
Человек не терпит, когда хоть малейшим образом оценивают работу его четвертой функции: он не выносит не только критики и поучений, но даже и похвал (им он не верит, принимая их за изощренное издевательство). Более того, человек не любит, когда в его присутствии начинают обсуждать просто информацию по ее аспекту.
Человек с ЧИ4 (интуицией возможностей) не выносит: любого обсуждения своих способностей и возможностей, а также талантов других людей; рассказов о чужом везенье и невезенье; двусмысленности и многозначности; обсуждения непроверенных гипотез и предположений; состояния неопределенности...
Нельзя «наезжать» на четвертую функцию любого человека - ни в шутку, ни с целью его наказания, ни из «научного» интереса. Это не только крайне жестоко по отношению к нему, но и неосторожно по отношению к себе: в этом состоянии человек способен на все. Так можно нарваться на серьезные неприятности.
Каждый человек надеется, что окружающие люди не станут вынуждать его включать ее, а наоборот - всегда будут приходить ему на помощь (то есть выполнять по ней почти всю работу за него) и никогда не упрекнут его своей помощью и не потребуют за нее даже благодарности.
Четвертая функция похожа на улитку, которая тут же прячется в свой домик, как только ее коснешься. Она думает, что там в безопасности, глупенькая, а ведь ничего не стоит раздавить стенки ее домика... Но исчезнут «внешние раздражители» - и улитка осторожненько высунется из него и потихоньку поползет по своим делам - с умопомрачительной скоростью.
Все, что касается информации по аспекту своей четвертой функции, человек склонен рассматривать чуть ли не как воплощение зла. Люди с ЧС4 (волевой сенсорикой) уверены, что корни всего мирового зла заключены в насилии; с ЧЛ4 (деловой логикой) - в корыстолюбии и бездушной расчетливости; с ЧЭ4 (этикой эмоций) - в несдержанности и неспособности людей спокойно и разумно решать свои проблемы.
Возможен, правда, один вариант, когда четвертая функция сама пытается сделать что-то конструктивное. Это может получиться, если никто не видит ее неуверенных попыток.
Тогда она может научиться с горем пополам стоять на двух ногах и даже немного ходить. Но стоит только появиться хотя бы и доброжелательному зрителю - она обязательно ляпнется в лужу, да не простую, а самую глубокую и грязную.
С другой стороны, если четвертая функция чему-то научилась, то это она действительно знает и умеет. Каждый мельчайший кусочек этого опыта тщательно выверен человеком чуть ли не со стопроцентной надежностью. И тогда бывает, что человек с ЧИ4 (интуицией возможностей) вернее понимает содержание проблемы (и, соответственно, успешнее решает ее), чем человек с ЧИ2.
Но самых больших успехов в работе этой функции человек может добиться, когда она работает для других людей и совершенно бескорыстно! Только в этом случае она может избавиться от своего младенческого бессилия вкупе со старческим маразмом и решать свои (точнее, чужие) проблемы как сильный и умный взрослый. [Ребенок, Взрослый, Родитель - по психологу Эрику Берну три способа мышления и действия каждого человека, три состояния, которые он принимает в зависимости от ситуации.]
Отношения
По тому, как ментальные и витальные функции одного психотипа взаимодействуют с функциями другого психотипа, можно охарактеризовать, как будет протекать их общение и взаимодействие. Другими словами, можно описать типичные отношения между типами.
Собственно, именно раскрытие особенностей отношений и причин, влияющих на их формирование, и было самой главной задачей, поставленной исследователями, создавшими соционическую теорию, в первую очередь, Аушри Аугустинавичюте. И переходя сразу к конкретике, таких типов отношений описано ровно 16.
Охарактеризую их очень коротко.
Дуальные отношения: полное психологическое дополнение, дуалы незаметно поддерживают друг друга по слабым функциям, испытывают взаимное уважение и желание заботиться друг о друге.
Тождественные отношения: отношения одинаковых психотипов - полное понимание, но неумение помочь по слабым позициям.
Отношения активации: поощрение активности друг друга, большое по интенсивности и требующее передышки во взаимодействии, чтоб избежать выгорания.
Зеркальные отношения: отношения уважения, понимания друг друга (но в некотором смысле зеркального) и конструктивной критики.
Деловые отношения: отношения равных партнеров, уважение к слабым функциям друг друга, которые одинаковы.
Миражные отношения: отношения притяжения друг к другу, но осознания иллюзорности понимания другого на более близкой дистанции и охлаждение друг другу в деловых замыслах.
Отношения суперэго: устойчиво высокий уровень уважения друг к другу, но на близкой дистанции при постоянном взаимодействии - накапливающееся напряжение.
Отношения полной противоположности (погашения): сильные функции одного психотипа «гасят» (снижают активность, нивелируют) сильные функции другого, это взаимно. Возможность взаимодействия возникает только в досуговой деятельности.
Конфликтные отношения: неизбежный, подспудно назревающий конфликт, взаимное уважение только на очень далекой дистанции, при незаметном наблюдении друг за другом со стороны.
Квазитождественные отношения: существование при очень существенных различиях, глубокое понимание при осознании взаимной непохожести, очень разных жизненных ценностях, выборах, что мешает достижению полного понимания и согласия.
Полудуальные отношения: отношения неполного дополнения, на близкой дистанции начинают быть ощутимыми заметно разные ценности.
Родственные отношения: одна из сильных сторон партнера является слабой другого, но это не вызывает напряжения, даже восхищает, позволяет учиться, отношения похожи на отношения дальних родственников.
Социальный заказ: ассиметричные отношения. Один психотип выступает заказчиком, а второй - поднаказным (приемником социального заказа). Заказчик смотрит на приемника сверху вниз, как на нижестоящего, не понимая и недооценивая его. Подзаказный (приемник) смотрит на заказчика всегда с большим уважением и даже трепетом, понимает его гораздо лучше, чутко относится к его слабым местам, не может отказать и очень хочет угодить.
Отношения ревизии: ассиметричные отношения. Один психотип выступает ревизором, а второй - подревизным. Ревизор как бы постоянно следит за подревизным, видит его слабые стороны, чувствует за них ответственность и желание на них указать, исправить ошибки, сильные стороны подревизного недооценивает. Подревизный уважает ревизора за его сильные функции, очень болезненно реагирует на указание ревизором своих ошибок по слабым функциям.
На этой статье завершаются #10постовпроекта этого весеннего марафона #всемвесна. Впереди еще очень много интереснейших тем, которые обязательно надо рассмотреть всем, кто интересуется соционикой и хочет научиться применять эти знания в своей жизни. Если я буду участвовать в следующем летнем марафоне, то обязательно постараюсь написать еще #10постовпроетка по соционике!