#10идей. № 7. Развивающие игры с пословицами и поговорками

Apr 04, 2023 16:22


Сегодня хочу поговорить о пословицах и поговорках, их значении в нашей жизни и в практике работы детьми.

Работа с пословицами и поговорками - это такое уникальное по развивающему эффекту занятие, что даже не знаю, с чего начать описание этого эффекта.

Для начала скажу, что передача человеческого опыта в виде пословиц и поговорок - это уже готовый метод развития ребенка, созданный предыдущими поколениями и вмещающий в себя квинтэссенцию народной мудрости - ценностей всей нашей русскоязычной картины мира.

Просто используя в речи пословицы и поговорки, при необходимости объясняя их значение (хотя обычно это происходит естественно, автоматически) - это само по себе огромного значения развивающее занятие с детьми. А если это происходит в общении детей с поколением бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, безусловно, в самой ненавязчивой форме обыденного общения - польза увеличивается в разы.

Что касается дидактического взгляда на использование пословиц и поговорок в развитии и обучении ребенка, то здесь важно сказать, что грамотное задействование этого метода в психолого-педагогической работе позволяет оказывать эффективнейшее нелинейное действие, которое эффектом бабочки запускает целый калейдоскоп самых разных высших психических функций!



Самое главное, что центральным ядром в этом калейдоскопе будет соединение! двух сфер - интеллектуальной и личностной - в виде мышления+речи и ценностей+мотивации. Не могу даже передать, как важно именно одномоментное действие этих сфер в работе с детьми!

Мышление тоже развивается точечно - задействуя и образное, и речевое, и логическое - объединяя все это в высоком уровне абстрактного, или обобщающего вида мышления! Здесь тоже отмечу, что педагоги и психологи всего мира бьются над задачей научиться массово запускать этот вид мышления у детей в классической педагогике - дошкольном и школьном формате! Этот вид мышления является содержательной основой научного мышления.

И еще что важно, развитие абстрактного обобщающего мышления при этом имеет особо ценную для полноценного развития интеллекта - духовно-ценностную - наполненность и направленность!

Как видите, мне даже не хватает знаков восклицания, чтоб объяснить в этом тексте значение такого психического соединения для развития каждого человека, а тем более ребенка на этапе активного и интенсивного взросления!

Поэтому. Рекомендую. Даже не так. Рекомендую!!! использование пословиц и поговорок как метод развития и обучения!

Еще раз подчеркну, что использование пословиц и поговорок в своей речи, в каждодневном общении с близкими, обсуждения с детьми скрытых смыслов - это уже полноценная работа метода!

Ну а для более целенаправленной работы, так сказать, для увлеченных родителей-энтузиастов и педагогов, хочу предложить следующие игры.

Из уже готовых наборов и пособий в виде книги, а также отдельного набора игровых карт есть совершенно потрясающая разработка выдающегося психолога Юлии Гиппенрейтер.



В книжном интернет-магазине «Лабиринт» можно посмотреть фото этих наборов от покупателей в отзывах.

Вот фрагмент книги для ознакомления👇





Из наборов также встречаются вот такие готовые игры 👇





А вот очень простая игра, которую можно сделать самостоятельно. Идею этой игры увидела когда-то у Жени Кац janemouse .

Предлагаю вам уже готовый вариант, сделанный мною для своих детей и учеников. На 4 листах собраны одни из самых популярных пословиц. В своем телеграм-канале выложила эту игру в формате пдф.

Вариантов игры может быть огромное множество! Большая часть игр, правда, уже для хорошо читающих детей, но некоторые из них можно адаптировать, зачитывая текст.

На двух отдельных половинках напечатаны пословицы - начало и конец. Их сначала можно просто читать и обсуждать. Стараться объяснить, в том числе с помощью разных средств: с помощью речи, жестов, рисунка, не используя «запретные» слова и т.д.



Можно перемешать отдельные части, выложить, как получилось, почитать и посмеяться, и по очереди менять местами, чтоб было правильно. Можно добавить соревновательный эффект - ограничивать время, раздать каждому свою часть вторых половинок и выкладывать частями первые половинки (кто собрал первый необходимое количество пословиц, тот победил), можно играть по типу «читай-хватай» и др.

Отдельно хочу предложить поиграть этими пословицами как в «мемо». Перевернуть их тыльной стороной вверх - т.е. спрятать. И открывать по 2 карточки, пока не соберешь целую пословицу. Здесь еще и память активно работает.

Для этой игры я наклеила первые и вторые половинки на картон разного цвета, чтоб можно было быстрее находить первую и вторую часть. Но можно этого не делать - игра будет длится дольше.



Кстати, очень рекомендую также и родителям немного прокачать свои мыслительные и речевые функции и попробовать объяснить как можно более понятно, доступно для детей все эти пословицы и известные вам поговорки. Почувствуйте, как иногда, казалось бы, даже самые понятные фразы при необходимости их объяснить другими словами требуют серьезной мыслительной активности :)

Если у кого-то появятся идеи, как еще можно использовать эти разрезные карточки, обязательно пишите в комментариях.

Будет также интересно узнать ваши впечатления, если удастся воспользоваться этой идеей или моими материалами.

Веселых и полезных вам игр!

#10идей, психология, #всемвесна, дети

Previous post Next post
Up