Хочу пригласить коллег к обсуждению вопроса синхронистичности или синхронии. Очень интересно, что профессиональное сообщество думает на эту тему.
Есть у психологов собственные «трудные темы» и контексты, про которые не все рискуют говорить ни с клиентами, ни с коллегами. Эти темы относятся к области психотерапевтической мифологии. Например, соответствие намерения - реальности; вещи сны и предчувствия; что-то вроде телепатии у родственников, предугадывание слов, мыслей, желаний и чувств родных людей. Одна из таких тем, который легальный статус придали работы К.Г. Юнга - синхронистичность.
Вопрос, который обсуждали А.А. Пузырей и коллеги на методологическом семинаре МГУ 22 февраля, - с позиции какой методологической парадигмы можно понимать синхронистичность: с естественно-научной и гуманитарной. С естественно-научной - точно понять очень сложно, наверное, и невозможно. А с позиции гуманитарной парадигмы: искусство интерпретации, наверное. Но вся феноменология не укладывается.
При обсуждении проблем предмета консультативной психологии, В.А. Петровский (аудиозапись) предложил такую проблему, как «Интерпретация психотерапевтических чудес». На мой взгляд, Юнговский феномен - вполне можно к такому чуду отнести. По Юнгу, синхронистичность - это совпадение по времени причинно не связанных событий, связанных по смыслу.
Если попробовать перечислить некоторую феноменологию такого чуда, то можно назвать следующие типы ситуаций:
1. Случайная встреча с человеком (которого не видел очень давно или который нужен, но по каким-то причинам недоступен) в месте, где встретиться невозможно либо по объективным обстоятельствам (метро, улица, аэропорт и пр.), либо по субъективным (человек по последним сведениям совсем в другом месте).
Примеры: встречи давнего приятеля в метро, причем не на перроне, а в вагоне, у одного выхода; случайная встреча с которым не удалось встретиться в офисе человеком на улице в неожиданном месте; встреча в коридоре с организатором мероприятия, который должен был уже уехать, но почему то оказался именно в нужном коридоре и пр.
2. Договаривание за человека слов, которые он сформулировал, но не успел проговорить (вариации на тему). Пример: жена подумала, но не стала говорить, но муж - сказал вслух; пока консультант формулировал уточняющий вопрос, клиент именно в этот момент на него ответил. Особенно часто этот феномен можно читать при консультировании в чате.
3. Когда на консультации обсуждают значимого для клиента человека, вдруг приходит смс или звонок именно от него. Этот феномен можно назвать телепатией родственников - встречается так часто, что даже перестал уже удивлять.
4. Феномен «чуда», принимаемый как научный термин экзистенциальными философами и психологами. Необычное событие - имеющее важный смысл для наблюдающего. Примеры: пыталась объяснить человеку значение этого термина - неожиданно за окном увидели салют. Среда, жилой квартал, никаких гос. праздников близко… Или еще: в период работы в релаксационной технике клиент придумал ресурсную для себя ситуацию и через две недели эта ситуация (в более простом формате, правда) произошла. Но аналогия оказалась очень сильной. Задаю вопрос - отвечает человек, который проходя мимо, разговаривает о чем то своем своему собеседнику.
5. Принцип «знаков» жизни, реальности, и чтение их особым интуитивным образом (Коэльо, Кастаньеда).
6. Изменение поведения и субъективной реальности значимого Другого, когда психотерапевтическое воздействие идет только на клиента.
Может возникнуть суждение, что логическая ошибка моя в этих всех примерах: вследствие, значит по причине этого. Но: 1) частота возникновения событий очень велика; 2) возможно причинность здесь - другого порядка.
В восточных религиях на роль объяснительного конструкта можно поставить принцип системности - недеяния - или у физиков: самоорганизации сложных систем разного порядка (синергетика).
Так и хочется воскликнуть словами Панды Кунг-фу: случайность не случайна!
Возможно, что основная идея здесь состоит в том, что психотерапевт владеет искусством интерпретации «знаков-событий» в контексте переживания клиента или с точки зрения культуры, именно в пространстве терапевтического контакта и происходит такая интерпретация.
И еще одна интересная идея в контексте проблемы синхронистичности - нелокальность психики. Бессознательное клиента вступает во взаимодействие с бессознательным терапевта. Тогда логично, что бессознательное значимых друг для друга людей может то самое коллективное бессознательное о котором так долго предупреждал нас Юнг. )) Но, на самом деле, проективная идентификация служит прямым доказательством взаимодействия бессознательного. Может быть, эта нелокальность проявляется и в совпадении смысловых контекстов значимых людей, и в целом в синхронистичности жизненных событий.
Как сказал на одной из супервизий Ф.Е. Василюк, то, что происходит с окружающей реальностью во время психотерапевтической сессии - кажется режиссерски поставленным фильмом, где у каждого события есть своя символика в смысловом контексте общения, свой особый смысл.
Мне на самом деле, интересно было бы мнение психологического сообщества по этому поводу. Как вы объясняете для себя этот феномен, нужно ли объяснение?