Синхронистичность как психотерапевтическое чудо.

Feb 24, 2012 00:58


Хочу пригласить коллег к обсуждению вопроса синхронистичности или синхронии. Очень интересно, что профессиональное сообщество думает на эту тему.

Есть у психологов собственные «трудные темы» и контексты, про которые не все рискуют говорить ни с клиентами, ни с коллегами. Эти темы относятся к области психотерапевтической мифологии. Например, соответствие намерения - реальности; вещи сны и предчувствия; что-то вроде телепатии у родственников, предугадывание слов, мыслей, желаний и чувств родных людей. Одна из таких тем, который легальный статус придали работы К.Г. Юнга - синхронистичность.



Вопрос, который обсуждали А.А. Пузырей и коллеги на методологическом семинаре МГУ 22 февраля, - с позиции какой методологической парадигмы можно понимать синхронистичность: с естественно-научной и гуманитарной. С естественно-научной - точно понять очень сложно, наверное, и невозможно. А с позиции гуманитарной парадигмы: искусство интерпретации, наверное. Но вся феноменология не укладывается.

При обсуждении проблем предмета консультативной психологии, В.А. Петровский (аудиозапись) предложил такую проблему, как «Интерпретация психотерапевтических чудес». На мой взгляд, Юнговский феномен - вполне можно к такому чуду отнести. По Юнгу, синхронистичность - это совпадение по времени причинно не связанных событий, связанных по смыслу.

Если попробовать перечислить некоторую феноменологию такого чуда, то можно назвать следующие типы ситуаций:

1. Случайная встреча с человеком (которого не видел очень давно или который нужен, но по каким-то причинам недоступен) в месте, где встретиться невозможно либо по объективным обстоятельствам (метро, улица, аэропорт и пр.), либо по субъективным (человек по последним сведениям совсем в другом месте).

Примеры: встречи давнего приятеля в метро, причем не на перроне, а в вагоне, у одного выхода; случайная встреча с которым не удалось встретиться в офисе человеком на улице в неожиданном месте; встреча в коридоре с организатором мероприятия, который должен был уже уехать, но почему то оказался именно в нужном коридоре и пр.

2. Договаривание за человека слов, которые он сформулировал, но не успел проговорить (вариации на тему). Пример: жена подумала, но не стала говорить, но муж - сказал вслух; пока консультант формулировал уточняющий вопрос, клиент именно в этот момент на него ответил. Особенно часто этот феномен можно читать при консультировании в чате.

3. Когда на консультации обсуждают значимого для клиента человека, вдруг приходит смс или звонок именно от него. Этот феномен можно назвать телепатией родственников - встречается так часто, что даже перестал уже удивлять.

4. Феномен «чуда», принимаемый как научный термин экзистенциальными философами и психологами. Необычное событие - имеющее важный смысл для наблюдающего. Примеры: пыталась объяснить человеку значение этого термина - неожиданно за окном увидели салют. Среда, жилой квартал, никаких гос. праздников близко… Или еще: в период работы в релаксационной технике клиент придумал ресурсную для себя ситуацию и через две недели эта ситуация (в более простом формате, правда) произошла. Но аналогия оказалась очень сильной. Задаю вопрос - отвечает человек, который проходя мимо, разговаривает о чем то своем своему собеседнику.

5. Принцип «знаков» жизни, реальности, и чтение их особым интуитивным образом (Коэльо, Кастаньеда).

6. Изменение поведения и субъективной реальности значимого Другого, когда психотерапевтическое воздействие идет только на клиента.

Может возникнуть суждение, что логическая ошибка моя в этих всех примерах: вследствие, значит по причине этого. Но: 1) частота возникновения событий очень велика; 2) возможно причинность здесь - другого порядка.

В восточных религиях на роль объяснительного конструкта можно поставить принцип системности - недеяния - или у физиков: самоорганизации сложных систем разного порядка (синергетика).


Так и хочется воскликнуть словами Панды Кунг-фу: случайность не случайна!

Возможно, что основная идея здесь состоит в том, что психотерапевт владеет искусством интерпретации «знаков-событий» в контексте переживания клиента или с точки зрения культуры, именно в пространстве терапевтического контакта и происходит такая интерпретация.

И еще одна интересная идея в контексте проблемы синхронистичности - нелокальность психики. Бессознательное клиента вступает во взаимодействие с бессознательным терапевта. Тогда логично, что бессознательное значимых друг для друга людей может то самое коллективное бессознательное о котором так долго предупреждал нас Юнг. )) Но, на самом деле, проективная идентификация служит прямым доказательством взаимодействия бессознательного. Может быть, эта нелокальность проявляется и в совпадении смысловых контекстов значимых людей, и в целом в синхронистичности жизненных событий.

Как сказал на одной из супервизий Ф.Е. Василюк, то, что происходит с окружающей реальностью во время психотерапевтической сессии - кажется режиссерски поставленным фильмом, где у каждого события есть своя символика в смысловом контексте общения, свой особый смысл.

Мне на самом деле, интересно было бы мнение психологического сообщества по этому поводу. Как вы объясняете для себя этот феномен, нужно ли объяснение?

аналитическая психология, консультативная психология

Previous post Next post
Up