Сепарационная тревога у детей работающих матерей.

Jul 08, 2004 16:31

Несколько комментариев показали, что эта тема актуальна.

Теория Маргарет Малер
Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы - фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на четыре подфазы.

Аутистическая фаза (1 месяц жизни ребенка).

Новорожденный описывается как, в основном, биологическое существо с рефлекторными реакциями на стимулы. Я примитивно и неинтегрированно. Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т.е. от внешнего окружения, ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы», и его главная задача - войти в состояние некоего «социального симбиоза» с матерью. На этой стадии ребенок не может различать внутренние и внешние стимулы и не выделяет себя из своего окружения.

Симбиотическая фаза (2-ой - 5-ый месяцы жизни).

Неспособный провести четкое различие между собой и матерью, ребенок переживает соматическое и психическое слияние с матерью. Мать «симбиотически организует» личность младенца. Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью, возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются «внешним» объектом.

Подфаза дифференциации (5 - 9 мес.).

Иногда называется стадией «вылупления» (из аутистической «раковины»). Ребенок (физически, не эмоционально) начинает отделять себя от внешних объектов, становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Ребенок покидает границы «двойного единства» с матерью, «прорываясь» в телесное чувство. В это время он вовлекается в процессы сравнивания (характерный для 8-и месяцев «страх незнакомцев»).

Подфаза практики (10 - 15-16 мес.). Ребенок радостно исследует мир, «практикуя» свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Нередко он удаляется от матери, вовлекается в самостоятельную деятельность, но всегда возвращается для «эмоциональной подзарядки». На этой стадии ребенок переживает пик своего нарциссизма. Он «заражен собственными способностями и величием его мира», в обычном состоянии у него практически отсутствует страх потери объекта. В негативных случаях (при случайном падении, например) возникает сепарационная тревога, ребенок ищет помощи у матери. Необходимые для нормального развития психодинамические достижения Малер описала так: «быстрая телесная дифференциация от матери; установление специфической связи с ней; и рост и функционирование автономного Я-аппарата в тесной близости к матери».

Подфаза воссоединения («рапрошман») (16 - 24 мес.).

Постепенная интернализация и идентификация позволяет растущему ребенку достичь лучшей оценки реальности. Он все лучше способен дифференцировать представления о себе (Я-репрезентации) от представлений об объектах (объектные репрезентации). Вместе с тем растет сепарационная тревога, ребенок ощущает себя не хозяином нарциссического мира, а маленьким, практически беспомощным существом. Он, естественно, обращается за поддержкой к матери, иногда довольно навязчиво. Некоторые матери в этот период неспособны принять возросшую требовательность ребенка, особенно после его относительной автономности в подфазе практики (у ребенка возникают «капризные приступы»). С другой стороны, некоторые матери неспособны смириться с растущей сепарацией, отделением ребенка. Все это может стать источником проблем в процессе развития ребенка. Принятие ребенком своей эмоциональной отдельности, развенчание иллюзии всемогущества - болезненный процесс, часто сопровождаемый драматической борьбой с матерью, - описывается также как кризис воссоединения («кризис рапрошман»). Успешное его преодоление - залог будущего нормального развития. Поддержка матери в этот период - неоценимый ресурс.

Подфаза консолидации объектов (24 - 36 мес.).

Постепенно ребенком достигается «постоянство объектов» - независимость Я-репрезентаций и объект-репрезентаций. Ребенок более независим от матери и активно интересуется другими людьми. Эго (и личность) становится более интегрированным, агрессивные импульсы нейтрализуются (а не проецируются на объект), родительские образы интернализуются и интегрируются из расщепленных прежде «хороших» и «плохих» объектов. Стабилизируются процессы индивидуации.

Что можно сделать.

1. Заведите ритуал прощания. Как мы машем маме ручкой, целуемся у дверей, и т.д. Никогда не нарушайте его. Ритуал приведет ребенка к пониманию того, что если вы прощаетесь, значит, вы вернетесь.

2. Запишите видео, где вы делаете домашние дела и говорите что-то на камеру, например, читаете разные детские стихи. Сделайте 4-5 разных коротких роликов (15-20 минут), попросите няню показывать, чередуя, и приговаривать - это мама, она скоро придет, где мама? и т.д.

3. Запишите на магнитофон, как вы читаете детские стихи, сказки, напойте колыбельные, даже если вам на ухо наступил медведь. Пусть няня ставит их перед дневным сном и сразу после, опять же, говоря - мама, это мама поет, она скоро придет.

4. Звоните домой по телефону в одно и то же время, 3-4 раза если есть возможность, и говорите с ребенком, пойте ему песенку, расспрашивайте, как он там. Он услышит и узнает ваш голос.

5. Заведите дома большие фотопотреты членов семьи, или большую семейную фотографию, пусть ребенку показывают в ваше отсутствие картинку "вся семья вместе".

6. Пусть няня дает ребенку играть ту вещь, которую вы часто носите. Пореже ее стирайте, пусть она пахнет вашим запахом, молоком. Старый халат, футболка для сна - идеально. Малыш будет жевать и сосать ее, ею стоит укрывать ребенка во время сна.

7. После вашего возвращения домой ребенку должно быть уделено безраздельно много времени. Столько, сколько ему нужно, чтобы наползаться по вам, насосаться, играть вместе. Обязательно введите какой-то ритуал совместного телесного контакта, я бы принимала вместе ванну - расслабляет и дает ощущение контакта. Ребенок очень соскучился по вашему запаху, ощущению тепла кожи - дайте ему это. Если вы работаете, спать лучше вместе, так ребенок будет добирать контакта (речь о детях до 3 лет).
И не впадайте в панику и самообвинения.
Если вы работаете, значит, обстоятельства сложились так, что это неизбежно. Ребенок проявляет беспокойство по этому поводу. Чем грызть себя и переживать - помогите ему.

1-3 года, психологическая литература, отделение от мамы, 0-1 год

Previous post Next post
Up