Хорошие музеи, особенно посвященные науке, - моя слабость. Хороший музей, в моем понимании, - это не статичное собрание пыльных глиняных чашек, а живая, желательно - интерактивная выставка, которая показывает привычные явления под непривычным углом, развлекает, дает пищу для ума и оставляет хорошее послевкусие.
Хороший музей - это всегда хорошая и хорошо рассказанная история, и дух захватывает, когда думаешь, как же сложно было собрать воедино элементы этой истории и правильно ее подать. Кстати, много на эту тему говорит
Ирина Антонова. Погуглите, как она подходит к организации музейного пространства - она прирожденный проектный менеджер (хотя, возможно, и незнакома с этим термином).
В России, увы, хороших естественнонаучных музеев почти нет. Мой любимый зоологический музей в Питере покрыт толстым слоем нафталина, и то моль съела половину экспонатов. Палеонтологический - скучен (экспонаты классные, а подача никакая, спасают только хорошие экскурсоводы). Пожалуй, только столичный Дарвиновский музей еще как-то держит марку.
А вот западные научные музеи прекрасны и удивительны. Пару дней назад у меня выдалась свободная минутка и я с удовольствием прогулялся по
лондонскому музею естествознания. Несколько экспонатов понравились мне особенно сильно, я вам их покажу. Тем более, что они связаны с возникшей недавно
дискуссией на тему воспитания менеджеров. ))
Но сначала ответьте мне на важный вопрос: кого вы видите на картинке? Утку или кролика?
Да какая разница, кого вы там видите - все равно все они умрут. )
Итак, лондонский музей естествознания, секция под названием «Круговорот питательных веществ». Родители приводят сюда маленьких Джеймсов, Ребекк, Джессик и прочих Ричардов, чтобы они познакомились с реалиями жизни. Экспозиция представляет собой несколько темных витрин, в которых по очереди загорается свет. Это сопровождается записью разговора мамы с сыном - сын с энтузиазмом задает вопросы, а мама с академическими интонациями рассказывает ему о круговороте питательных веществ.
Загорается первая витрина:
- Привет, дорогой мой зайчик! - кричит сынок.
- Кролик - это тоже часть экосистемы, - сообщает мама.
Загорается вторая. Ну, тут все понятно. ))
- Ой, бедный зайчик помирает! - произносит сынок скорее брезгливо, чем с сожалением.
- Ага. Теперь за дело возьмутся падальщики и армии микроорганизмов, разлагающих органические вещества. - сообщает мама.
- Фу, это омерзительно!
- Микроорганизмы расщепят плоть зайчика на простые составляющие, пищу для бактерий. - голос мамы лишен каких-то эмоций.
Вот зайчик и разложился на простые минералы, бактерии поработали. Есть сырье для поддержания цикла питательных веществ! В общем, все как в песне: «на плесень и липовый мед». ))
Ничего не осталось, зато травка выросла, жизнь продолжается, цикл повторяется.
- Давай переработаем еще одного кролика! - просит воодушевленное дите.
Витрины гаснут.
В интересной игровой форме показана проза жизни. )) Заодно ребенок знает - зайчики не вечны.
Что случилось с кроликом? Его переработали.
Потому что в природе все должно быть циклично и сбалансировано - любовь и ненависть, жизнь и смерть, личные дела и работа. Сегодня зайчик весело играет на лужайке с друзьями и подружками:
А завтра сорока весело играет его внутренностями. Сорока-сорока, кашу варила. Из чего ты варила кашу, сорока? ))
Баланс очень важен, да.
(Мне еще один экспонатик понравился, на выходных покажу.)