Патрик Смит «Говорит командир корабля. Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота»

Sep 29, 2014 15:53



Самолет не падает, потому что у него нет на это времени.
Орвилл Райт
Не могу сказать, что я очень частый гость на борту самолетов. Был у меня период, когда я регулярно слышал в Шереметьево сквозь утреннюю дрему: "Доброго ранку, шановни пани та панове! Вас витает командир летака, шо прямуэ до Кыива..." Но это, скорее, исключение. С другой стороны, я летаю нередко - профессия обязывает.

Книга Патрика Смита «Говорит командир корабля» как раз про все, что связано с полетами.

Буду краток - это очень интересная история от профессионального пилота, написанная понятным нам, простым пассажирам, языком.

Когда профессионал, страстно любящий свое дело, может увлекательно и доступно о нем рассказать, получается замечательно. Патрику это удалось, а его любовь к самолетам вдохновляет. )

Я прочитал много книг о самолетах. Они, мягко говоря, не дотягивают до эстетики работ об искусстве и науке, которые стоят на ваших книжных полках. Книги о самолетах заполонены яркими снимками: шасси, крылья, хвостовое оперение - все это изображено в манящих ракурсах. Такую эротизацию механических объектов можно найти и в работах об автомобилях, мотоциклах, оружии. Это дешевый и простой прием, и он совершенно не к месту. К сожалению, на данный момент интерес и уважение к авиации так и не смогли перерасти подростковую фетишизацию подобного уровня.
Главное в этой книге лично для меня - ответ на многочисленные вопросы о пассажирских страхах. Чего нужно бояться пассажиру, а чего - точно не стоит?

Полный выход из строя всех двигателей так же маловероятен, как, например, предложение стюардессы почистить вам ботинки (хотя такое бывало). Среди основных причин - полное израсходование горючего, вулканический пепел и птицы. В ряде таких случаев пилотам удавалось посадить самолет без единой травмы или смерти. В других случаях один или несколько двигателей удавалось завести перед посадкой самолета.
Ну и много чего еще интересного. Какие аэропорты хорошие, а какие - нет? Может ли не хватить топлива? Что, если в самолёт ударит молния? Что, если в двигатель попадёт птица? Где в самолете самые безопасные пассажирские места? Насколько опасна разгерметизация корпуса? Стоит ли летать на старых самолётах? Чем сотовые телефоны, ноутбуки и планшеты действительно опасны? Чего боятся сами лётчики?

Обычно лётчики боятся того, что не могут контролировать. Мы не столько опасаемся допустить фатальную ошибку, сколько стать жертвой чужой оплошности или оказаться в неподвластной нам ситуации. Если бы я составлял рейтинг, то прежде всего назвал бы пожар от литиевых батарей, столкновения с птицами, в результате которых повреждается несколько двигателей, выход из строя важнейших механических устройств и столкновение самолётов на земле. «Выход из строя важнейших механических устройств» - это обобщённый термин для ситуаций вроде утраты управления полётом (потеря управления рулём направления, рулём высоты или элероном), самопроизвольного включения реверсивного устройства и прочие мрачные сценарии, при которых лайнер становится неуправляемым.

Что касается возгораний батарей, то с мощными литиевыми аккумуляторами - как литий-ионными, так и литий-полимерными (используемыми во многих ноутбуках и других устройствах) - нередко происходит то, что называется тепловым разгоном аккумулятора. Это цепная химическая реакция, в результате которой они резко и бесконтрольно перегреваются. В результате возможен не только небольшой пожар в пассажирском салоне, где его можно быстро ликвидировать при помощи огнетушителя, но и сильное, хотя и незаметное возгорание в багажном отсеке. К сожалению, испытания показали, что системы пожаротушения на основе хладона, используемые в грузовых отсеках гражданских самолётов, не способны справиться с подобными пожарами.
Книга получилась хорошая, рекомендую.

профессионалы, самолеты, книги, Патрик Смит, говорит командир корабля, интересные люди

Previous post Next post
Up