Однажды мне сказали опытные коллеги: «Если хочешь, чтобы твои распоряжения выполнялись беспрекословно, отдавая их, стой на месте. Если ты при этом будешь раздавать тетради, у класса создастся впечатление, что твои указания не важнее, чем все другие твои действия».
Сегодня обсуждаем книгу
Дуга Лемова «Мастерство учителя. Проверенные техники выдающихся преподавателей».
Рецензию начну с цитаты:
Любой по-настоящему великий урок начинается с планирования, в особенности с эффективного планирования блоками (комплексного планирования) ― с планирования одной или, возможно, двух целей для каждого урока на довольно длительный период (например, на шесть недель). Планирование блоками означает, что вы методически задаетесь вопросом: в какой мере сегодняшний урок базируется на предыдущем и дополняет его, как он подготавливает почву для завтрашнего урока и как эти три урока вписываются в большую последовательность целей, ведущую к овладению новыми знаниями или навыками. По логике вещей, это также означает следующее: если вы видите, что на данном уроке вам не удалось достичь намеченной цели, от которой зависит достижение цели завтрашнего урока, надо еще раз пройти с классом этот материал, доведя его освоение до нужного уровня. Только тогда можно двигаться дальше. Опытные учителя гарантируют, что класс усвоил пройденную тему, с помощью методики «Начинать с конца» - они всегда начинают урок с возврата к материалу предыдущего урока, в освоении которого не совсем уверены.
После планирования блоками начинается планирование урока. Этот процесс состоит из следующих этапов.
1. Уточнить и откорректировать цель с учетом того, в какой мере достигнута цель предыдущего урока.
2. Спланировать систему коротких ежедневных оценок, которые позволят достоверно оценить достижение конкретной цели каждого урока.
3. Спланировать конкретный вид деятельности, или, точнее, секвенцию занятий и упражнений, которая обеспечит должный уровень освоения намеченного материала.
Использование этой секвенции - цель, оценка, конкретные виды деятельности - превращает ваше планирование в значительно более организованный процесс, так как гарантирует, что вашим критерием будет не «Можно ли назвать мой подход к уроку творческим?» или «Задействую ли я достаточное количество правильных стратегий?», а «Можно ли считать, что я нашел самый лучший и быстрый способ достичь намеченной цели?».
Не стоит недооценивать важность данного момента. Засилье неправильных критериев для оценки уроков - серьезнейшая проблема процесса обучения. Учителя обычно стремятся заслужить уважение и одобрение коллег, а оценивая уроки друг друга, многие из нас отмечают прежде всего тщательно продуманную структуру урока и последовательность в применении рекомендованных методик, таких, например, как групповая работа, - независимо от полученных в итоге результатов. Если же у вас есть эффективный критерий для оценки урока («Достигнута ли намеченная цель урока?»), вы получаете возможность постоянно анализировать и совершенствовать свою стратегию и методики, вместо того чтобы двигаться вперед наощупь.
Итак, подведем итоги вышесказанного. Методика «Начинать с конца» означает:
- использование планирования блоками с переходом к планированию каждого отдельного урока;
- применение четкой общей цели для определения задачи каждого урока;
- выбор критериев для оценки эффективности в выполнении поставленных задач;
- принятие решения о конкретных занятиях и видах деятельности.
Что перед нами? По большому счету, это введение в проектное планирование, примененное к построению процесса обучения. Вообще, милая моему сердцу проектная идеология составляет основу книги. Дуг подчеркивает, что невозможно быть успешным преподавателем, если ты не планируешь уроков, не управляешь рисками, не заботишься о "плане Б", не умеешь заботиться о мелочах.
Автор на каждой странице доказывает свою приверженность идее алгоритмизации обучения, жестко критикуя тех учителей, которые создают красивые, яркие, но пустые, несистемные и потому абсолютно бесцельные уроки. Цель - это ключевой параметр успешности, и не просто цель, а цель с критериями ее достижения, превращенными в набор конкретных задач. Добро пожаловать в миру управления проектами, Дуг! ))
Вот еще пример:
СТРУКТУРИРОВАНИЕ УРОКА И САМ УРОК
В уроках всех учителей, давших жизнь этой книге, я обнаружил стабильную прогрессию, точнее всего описываемую как «Я―Мы―Ты».
Речь идет об уроке, на котором ответственность за знание чего-либо и умение что-либо делать постепенно переходит от учителя к ученику. Все начинается с элемента «Я» - учитель максимально четко знакомит класс с ключевой информацией или моделирует процесс, который предстоит освоить ученикам, после чего детям предлагаются примеры или соответствующие практические упражнения. На этапе «Мы» учитель сначала просит у детей помощи в ключевые моменты, а затем постепенно предоставляет возможность решать новые задачи того же типа, все меньше и меньше помогая им. И наконец, на этапе «Ты» учащимся предоставляется возможность на практике выполнить всю работу совершенно самостоятельно. Практика должна быть активной и многосторонней. Иными словами, «Я―Мы―Ты», представляет собой процесс из пяти этапов.
Обратите внимание, что переход от одного этапа к другому осуществляется только в том случае, если класс готов успешно выполнить задание, когда ему предоставят возможность сделать это самостоятельно. И не всегда хорош и правилен максимально быстрый переход от этапа «Я» к следующим. В долгосрочной перспективе эта поспешность может только замедлить весь процесс в целом.
Возможно, данный рецепт покажется кому-то из вас банальным и очевидным, однако, к сожалению, во многих классах все происходит не так. Детей часто допускают к самостоятельной работе, когда они еще не готовы выполнять ее правильно и эффективно. Их просят решить задачу, прежде чем они полностью поймут, как это делать.
Просят выдать наилучшее «решение по запросу», когда надежда на то, что они способны сделать это эффективными результативным способом, по сути, призрачна. Нередко учащиеся самостоятельно и на редкость старательно и упорно практикуются в решении задач совершенно неправильным способом. Они начинают размышлять над «большими вопросами», прежде чем полностью поймут, как это делается продуктивно.
А в других классах, напротив, дети долго наблюдают за тем, как их учитель демонстрирует мастерство в решении той или иной задачи, но возможности выполнить ее самостоятельно так и не получают. Напряженной и важной работы на уроке много, но всю ее выполняет взрослый. Решение данной дилеммы, конечно же, не в том, чтобы выбрать один из полюсов непосредственное обучение или полностью самостоятельное мышление, - а в стабильной прогрессии от этапа к этапу.
Надо признать, разработать эту процедуру довольно сложно. Ключевыми факторами успешного структурирования урока с использованием прогрессии «Я―Мы―Ты» являются не только порядок и последовательность, в которой когнитивный процесс постепенно отдается «на откуп» самим ученикам, но и скорость этой передачи. Это последнее требование означает, что учитель должен часто проверять, в какой мере дети поняли и усвоили новый материал. Эту тему мы обсудим подробнее далее в этой главе.
Методики «Я»
Методика 12: Зацепка. При необходимости используйте краткое, но интересное вступление, чтобы сразу увлечь учеников новым материалом.
Методика 13: Назвать этапы. Если возможно, вложите в руки учеников инструменты для решения задач, то есть перечислите конкретные этапы, которые надо пройти, чтобы решить новую задачу, с которой вы их знакомите. Зачастую это предполагает разделение сложной задачи на отдельные этапы.
Методика 14: Доска = бумага. Наглядно продемонстрируйте ученикам, как фиксировать информацию, которую им нужно запомнить в результате урока. Следите, чтобы они точно скопировали в тетради все, что им для этого понадобится.
Методика 15: Перемещаться. Курсируйте по всему классу. Следите, чтобы все ученики были постоянно заняты; держите руку на пульсе происходящего в аудитории.
Некоторые соображения по поводу методик группы «Я»
- Включайте в урок как моделирование (показать, как выполняется задача), так и устные объяснения (рассказать, как выполняется задача).
- Понемногу вводите в процесс учеников, хотя пока вы практически все должны делать сами. (Даже на этапе «Я» можно задавать детям вопросы и вовлекать их в диалог.)
- Вырабатывайте в себе дар предвидения: учитель из Бостона Кейт Мюррей рассказывает: «Я поняла, что становлюсь настоящим учителем, когда начала предвидеть, что мои дети сделают не так, какую распространенную ошибку они вот-вот совершат. В один прекрасный момент я осознала, что могу это планировать и сказать ребятам, что именно их сейчас собьет и запутает, прежде чем они ошибутся. Я предупреждала их об этой опасности и призывала к бдительности. Теперь я могла удержать их от ошибки или по меньшей мере помогала признать ее, когда мое «пророчество» начинало сбываться. С тех пор мой процесс планирования урока обязательно включает разговор с самой собой о том, что может пойти не так. И я заранее планирую научить класс тому, что, как мне кажется, может стать серьезной помехой в усвоении материала. Я включила этот элемент в планирование своих уроков». И этим все сказано.
Методики «Мы»
Методика 16: Разбить информацию на части. Один из лучших способов еще раз представить новый материал заключается в том, чтобы отреагировать на его недостаточное понимание, поделив сложную для восприятия информацию на составные части.
Методика 17: Коэффициент. Главная цель этапа «Мы» - побудить детей самостоятельно выполнять все больший объем познавательной работы. Особенно полезны тут такие приемы, как имитация невежества, например: «Я что-то не понял вас, ребята», «Подожди-ка, что-то никак не могу вспомнить, что надо делать дальше?» - и разделение одного вопроса на несколько более мелких.
Методика 18: Проверка на понимание. Используется для определения, готов ли класс взять на себя большую ответственность или для полного понимания нового материала надо повторить его еще раз.
Методики «Ты»
Методика 19: Практика, практика, практика.
Методика 20: Выходной билет.
Методика 21: Высказать мнение.
Некоторые соображения по поводу методик группы «Ты»
- Повторенье - мать ученья. Ученики должны много упражняться и практиковаться. Некоторые из них полностью осваивают навык и все делают правильно уже после третьего раза, а некоторым, чтобы научиться, нужно повторить действие десяток раз. С первого-второго раза учатся очень немногие.
- Продолжайте до тех пор, пока все ученики не смогут выполнять задачу абсолютно самостоятельно. К концу самостоятельных практических занятий каждый ребенок в классе должен уметь самостоятельно решать изучаемую задачу на уровне установленного стандарта.
- Используйте разные вариации и форматы. Ученики должны научиться решать задачу в разных форматах, в различных вероятных вариациях и с разными переменными.
- Не упускайте возможности дифференциации. Поскольку одни дети усваивают новый материал быстрее других, заранее подготовьте для них бонусные, более сложные задания, чтобы они не топтались на месте.
И далее автор в деталях, с примерами диалогов учеников и учителя, разбирает каждую (!) из перечисленных методик, показывает ее слабые и сильные стороны, очерчивает границы применения и предостерегает от распространенных ошибок. Только рамки рецензии удерживают меня от желания рассказать вам и о них. Ничего, сами потом почитаете. )
Так же организована вся книга: формулируется круг задач, которые решает тот или иной преподавательский подход, дается краткое его описание, приводится набор методик, входящих в этот подход, а затем очень подробно и с примерами разбирается каждая методика.
По сути, Дуг сделал одновременно простую и сложную вещь - под одной обложкой он собрал наилучшие методики преподавания наиболее успешных учителей Америки. Признаюсь, отравленный в последнее время чтением книжек про "измени свою жизнь! добейся успеха!", я даже не сразу поверил, что автор решился на такое. Вместо того, чтобы, подобно многим другим, на сотне страниц рассказать нам про выдающихся учителей - бейсбольных тренеров, - он изложил алгоритмы преподавательской деятельности, да еще так, что их можно применять через пять минут после прочтения. Четыреста страниц некрупным шрифтом, между прочим.
Ну хорошо, для учителей книга полезна. Но полезна ли она для кого-то еще? Ответ утвердительный. И речь даже не о самой очевидной читательской аудитории - бизнес-тренерах всех мастей. Прежде всего, в круг потенциальных читателей входят профессиональные управленцы, ибо им приходится каждый день контактировать, - и не просто контактировать, а убеждать, спорить, воздействовать и учить! - с проектными командами, подчиненными, коллегами и прочими стейкхолдерами. Несмотря на то, что в книге описана организация обучения школьников, почти все описанные подходы прекрасно ложатся и на работу менеджера в проектах. Сотрудники - они же как дети, сами знаете. )
Да что там, взгляните на содержание книги:
- Влияние больших ожиданий на успеваемость
- Планирование - гарантия высокой успеваемости
- Структурирование урока и сам урок
- Как увлечь учеников уроком
- Создание сильной культуры в классе
- Формирование и поддержка высоких ожиданий в отношении поведения
- Воспитание характера и укрепление доверия
- Как повысить темп урока
- Как побудить учеников мыслить критически
Напоминает, скорее, стратегию развития команды в коммерческой организации, правда?
При этом опыт автора - это не работа с учениками престижных частных школ. Это, преимущественно, темнокожие дети из беднейших семей и неблагополучных районов. Видно, что автор съел пуд соли и посмотрел, как ее едят другие - его сложно назвать сторонником подхода "Сдувай пылинки с ученика". Напротив, он указывает на обязательность дисциплины на уроке и рассказывает, как ее поддерживать - не палочными методами, но жестко и последовательно. Забавно: критикуя рассадку учеников полукругом как неэффективную (дань моде, не более того), он говорит, что, по результатам исследований, самая правильная рассадка - три ряда по две парты в ряду. Ничего не напоминает? ))
Резюмирую: я искренне восхищен работой, проделанной автором, и настоятельно рекомендую вам прочесть эту книгу, даже если вы не учитель. Оно того стоит.