WTF геймификация?

Sep 16, 2013 14:06



Года три-четыре назад стали много говорить о «новом явлении», которое называется игрофикацией, или геймификацией, (от английского gamification, а не от того слова, о котором вы подумали).

Идея геймификации (как же я ненавижу эти кальки с английского) очень проста: в компании придумывается «игра», которая завязана на повседневную работу. Предполагается, что сотрудники уже не просто работают, а играют - повседневные обязанности становятся игровыми заданиями, достижения оцениваются как победы в игре, повышения - переход на новый уровень.
Все это, разумеется, обрастает соответствующими атрибутами: появляется система начисления очков за выполнение задания, успех людей и команд отображается визуально, вводится система наград - бейджиков, званий и т.д.

Вот небольшая история про дизайн-студию, которая ввела подобную практику у себя:

Условия
В нашей компании история с геймификацией началась в июне прошлого года. На тот момент ситуация была следующей:
штат около 30 человек;
5-6 команд, которые работают над разными проектами;
все сотрудники работают в одном офисе;
опыта геймификации чего-либо ни у кого из нас не было.

Проблема
Для чего же мы затеяли эту канитель с бейджами? Это бы эксперимент. Было интересно попробовать что-то новое в жизни студии. Попробовать и понять - нужно ли нам это.

Действие
В июне 2012 мы решили действовать по-стартаперски:
геймификация в менедженте - звучит забавно;
говорят, что она действует на мотивацию программистов и вообще, действует;
- НАМ ЭТО НАДО? - делаем!
- Как?
- Быстро и с минимальными вложениями сил и времени - сначала запустим в самом простом виде, потом оценим и изменим, если надо.
Нужно учесть, что основатели нашей компании идею поддержали. При этом не особо долго на эту тему рассуждали: “Делайте!”

Источники знаний
Как раз в это время шел курс Gamification by Kevin Werbach. Он был ценнейшим источником вдохновения. Мысль о том, что про “эти бейджики” создан академический курс, придавала уверенности.
Есть еще полезная книга, которая тоже дала массу полезных знаний нам на первом этапе - ”Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес.” Она не совсем про геймификацию, скорее про игры как таковые.

Вариант №1. Бейджи для команд
Цель первого варианта - командообразование.
Были придуманы условия, при которых команда проекта может получить награду. Например, кто-то из ребят работал сверхурочно. Все понимают, что это вредно. Но с другой стороны, это говорит о том, что человек ответственно относится к срокам выполнения задач.
Каждый день утром происходила раздача наград-бейджиков за предыдущий день. Бейджи - это круглые наклейки. Прикреплялись рядом с логотипом проекта на стене.
Реакция
Сначала народ негодовал: “Что это за х.. ?!!! Наклейки?? Вы бы лучше купили всем макбуки, отвезли всех на Мадагскар работать и т.д. и т.п.”
Количество бейджей росло, люди стали привыкать, недовольство уменьшалось.
Через месяц примерно стало обнаруживаться расстройство, если раздача задерживалась. Программисты ждали, когда им дадут заветную наклеечку!
Проверено:
люди любят, если их подвиги замечают, особенно если этих подвигов много.
бейджи для команд в таком виде не работают, т.к. все равно они имеют отношение к конкретным людям.

Вариант №1.5
Через 2 месяца наклеек на стене стало слишком много. Поэтому мы решили попробовать индивидуальные бейджи совместно с командными. Плюс мы добавили уровни: набираешь определенное количество бейджей - переходишь на новый уровень, и часть наклеек можно убрать. Раздача происходила точно также - каждое утро.
Проверено:
бейджи очень сложно уравновесить в системе. Любая оценка человека “depends” - один сделал 5 мелких задач на несложном проекте, другой сделал 5 сложных на другом, а каждый получил по наклейке. И так со всеми наградами.

ежедневные раздачи, подготовка наклеек отнимают много времени. Это был самый простой вариант для начала, но к 3-4 месяцу всем поднадоело.
Поэтому настало время для варианта №2.

Вариант №2.
Кечинка - наклейка, эквивалент благодарности, принятый в компании. Каждому сотруднику альбом для коллекционирования и 1 раз в месяц 8 именных кечинок. Наклеивать кечинки можно в любой альбом студии кроме своего.
Все собранные в альбоме кечинки можно потратить. Например, на пиццу за счет студии (10 кечинок) или отгул (32 кечинки). Подобная система активно используется в сервисе “Пряники”.
При введении этого варианта геймификации, люди были готовы к нововведениям и восприняли их спокойно. По сравнению с предыдущими системами, в этой - меньше мороки с раздачей и подготовкой: кечинки делаются 1 раз в месяц, альбомы выдаются по мере заполнения.
Первые недели после введения кечинок, студию лихорадило - все активно менялись, пробовали систему на прочность (“давай: ты мне, я тебе, и будет нам пицца”). К концу первого месяца страсти поутихли. Сейчас народ меняется кечинками только в случае благодарности. Мы в свою очередь подогреваем интерес к системе, предлагая все новые ништячки: худи и тапочки с фирменной символикой, macmini.

Метрики
С метриками все просто. Их нет. Могу привести только одну цифру: за последние полгода никто не ушел из студии по собственному желанию.
http://ru-gamification.com/gamification-business-case/

Не хочется никого обижать, но я не случайно назвал геймификацию «новым явлением» в кавычках. Потому что достаточно вспомнить советских руководителей, борьбу бригад за лучшие показатели, доску с фотографиями ударников труда, вымпелы и значки «Победителю соцсоревнования» и переходящее красное знамя. ))

А вы верите в полезность идеи геймификации? С удовольствием бы участвовали? Ввели бы у себя в компании?

мотивация, геймификация, люди, управление проектами, people management, менеджмент

Previous post Next post
Up