Обидно, когда не ценят. Что делать?

Apr 15, 2016 04:00



Скажите, с вами бывало такое, что вас недооценили? Например, на работе. Вы очень старались, выполнили проект. Долго и скрупулезно сидели над ним. Выполнили все чисто, красиво. Не пропустили ни одной детали, не сделали ни одной ошибки. И... вас не оценили по достоинству. И от этого было неприятно, обидно.

Или в семье. Убрали квартиру, приготовили ужин, накрыли на стол и… они быстро похватали все со стола и убежали. Не похвалили, даже спасибо не сказали. И уж, конечно, не предложили помочь вымыть посуду. Не оценили.

Обидно. И что же делать? Серьёзный вопрос. Вначале надо поподробнее разобраться в источниках этих обид. Кто не ценит и почему? Кто обижается, а кто нет?



Кто умеет обижаться?

Оказывается, далеко не все люди умеют обижаться. Ведь все люди разные: имеют свои свойства характера, воспринимают все, что их окружает, по-своему. Системно-векторная психология Юрия Бурлана делит все эти свойства характера на восемь групп, восемь векторов: анальный, уретральный, кожный, оральный, звуковой, зрительный, мышечный и обонятельный. Вектор - это набор психических свойств и желаний человека. Он определяет врожденные таланты человека, его предрасположенность к тому или иному виду деятельности, задает систему ценностей человека и его поведение, формирует его жизненный сценарий.

«Век живи - век учись». Это один из главных принципов жизни людей, которые по своей природе способны обижаться. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана их называют обладателями анального вектора. Этим людям учение дается очень легко. Они любят учиться. Выучив урок, пусть и не так быстро, как хотелось бы, а только вникнув во все детали и разобравшись в материале, они запоминают его навсегда.

Во взрослом возрасте они с огромным удовольствием передают знания своим ученикам. Часто становятся учителями и преподавателями. Если не удалось самому выучиться, то передавать нечего. Нет настоящих знаний. А природное желание учить есть, поэтому они всех поучают. Независимо от того, хочет ли это кто-то слышать.

Самый лучший

Эти люди хотят быть всегда лучшими: лучший ученик в классе, лучший коллега в коллективе, лучший папа. Семья - это наивысшая ценность людей с анальным вектором. А у семьи обязательно должен быть дом. Домашний очаг, уют, порядок в доме для них одна из главных задач жизни. Они настоящие хозяева в доме.



Они убеждены: все должно лежать на месте, в определенном порядке! Баночки со специями должны быть подписаны. На полочке стоять в алфавитном порядке. Случается, что и здесь отношение к порядку принимает неадекватные формы. Например, если кто-то из членов семьи не поставит баночку на место, наш хозяин дома этого понять не может, обижается и делает замечания. И считает, что это справедливо, за дело. «Ведь этот вопрос по поводу местонахождения баночек со специями уже неоднократно обсуждался на семейном совете!»

А еще у лучшего папы золотые руки. Он умеет и обед приготовить, и полочку повесить. А если что-то сломалось, он все соберет, все починит. А вот если сын или дочка тут же ломают только что починенную игрушку, папа может обидеться или даже начать ругаться. А ведь сынок или дочка не хотели его огорчить. Они только хотели узнать, надолго ли хватит папиной работы. Но папа об этом не думает, ему " target="_blank">обидно, что так пренебрежительно отнеслись к его труду.

Обида

«Извините, что Вы хотели узнать? А, про обиды, да-да. Давайте уточним: какие обиды Вы имеете в виду? Кто вас обижает и почему? Что прячется за словом “обида”?»

В толковом словаре можно найти следующее определение обиды: «Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство». Обижаться-то люди с анальным вектором очень хорошо умеют. Происходит это потому, что им кажется, что с ними поступили несправедливо.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что у таких людей особое чувство справедливости. Все должно быть поровну: ты мне, я тебе. Ты мне сделал хорошее, и я тебе отплачу добром. И наоборот. Если не оценили по достоинству, когда я так старался, так вложился, то я обижаюсь. Ведь это несправедливо! Я дал, а мне нет. Не додали, не оценили, не похвалили. Для них очень важно знать, что обидчик понимает, что он обидел.



Помню хорошее, помню плохое

Кроме того, люди с анальным вектором ничего не забывают. Ведь у них отличная врожденная память. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что она дана им для того, чтобы они передавали следующим поколениям накопленные человечеством знания. В точности, во всех деталях. Ведь если они что-то забудут или упустят, то детям придется заново изобретать велосипед. Потому что неверно собранный экземпляр не поедет.

Поэтому они ничего не забывают. Они помнят все хорошее, нужное, полезное. Бывает и так, что помнят плохое. Все обиды, ссоры, размолвки, несправедливости. И здесь замечательная память играет с ними дурную шутку. Они бы и рады простить и забыть, но не получается. Бывают и такие тяжелые случаи, когда они раз за разом прокручивают в памяти обиду, думают о мести вместо того, чтобы нормально жить, реализовать себя в кругу своей семьи, на работе, в обществе.

Зацикленность на прошлом, обидах, негативных эмоциях не самый лучший сценарий жизни. Да они и сами все понимают. Но сложно забыть, что недооценили. Сложно понять и простить. Как это сделать? Усилием воли? Самоконтролем?

Есть ли выход?

Из любой ситуации можно найти выход. Нужно только определиться, каким должен быть этот выход!

Я могу обидеться и постоянно всех упрекать в том, что я обижен. Может, мои обидчики и не думали меня обижать, они просто не умеют и не понимают по-другому. А вот я обижен и теперь ни с кем не хочу разговаривать, сижу целыми днями на диване и обижаюсь. Наверное, это не самый лучший выход. И даже и не выход вовсе.



А можно попробовать по душам поговорить с обидчиком и пытаться понять, почему он совершил свой поступок и обидел меня. Вот только изменить другого человека мне все равно не удастся. Так подсказывает опыт. Может быть, надо самому предпринимать шаги, чтобы выйти из состояния обиды?

Понять и забыть

Когда мы понимаем, что такое обида и как она образуется, почему мы реагируем на события именно так, а не иначе, мы способны по-другому смотреть на свое отношение, на свои чувства. Они перестают нами управлять. Они больше не травмируют. Кроме того, когда мы понимаем истинные мотивы окружающих нас людей, то их слова и поступки больше не могут нам навредить.

Понимая свои врожденные свойства, мы можем осознанно направить их в конструктивное русло. Мы можем использовать нашу память для передачи знаний или работы. Мы можем любовно хранить в ней самые лучшие моменты нашей жизни и забыть старые обиды. И тогда у нас появится много времени и сил на другую жизнь. Ведь любое качество можно использовать не в минус, а в плюс.

Ведь вместо того, чтобы мучиться и страдать от того, что нас недооценили, можно, например, помочь соседям, заменив сломанный водопроводный кран. Или пойти на рыбалку. А может быть, просто покататься на велосипеде. А память и интерес к прошлому и старине можно использовать, став историком или археологом. И заняться какими-нибудь раскопками древних поселений, а не копаться в старинных обидах. Надо хотеть найти для себя «свое дело», которое бы доставляло много радости. И через некоторое время окажется, что все обиды забыты.

image Click to view


Более подробно о том, как возникает обида, об уникальной памяти, а также об особенностях всех векторов можно узнать на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Здесь рады каждому и каждый может найти для себя ответы на многие вопросы и нужную поддержку.

Автор Ольга Шенрок

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:

Почему тебе не везет. Синдром неудачника
Как домашнее насилие отражается на детях
Доктор, сделайте мне больно




анальный вектор, обида

Previous post Next post
Up