Мне достаточно редко попадаются фильмы, поставленные на основе пьес, и ещё реже - такие, в которых сохранена "театральность" этих пьес.
Кадр из фильма "Сюзанна Андлер" предоставлен компанией "Russian World Vision"
Фильм Бенуа Жако "Сюзанна Андлер" по одноимённой пьесе Маргерит Дюрас, который я посмотрел на днях, можно отнести как раз ко второму типу. Тут сохранены все характерные для театральной постановки моменты: ограниченность по числу персонажей, по времени действия и по набору локаций.
Помимо заглавной героини в исполнении Шарлотты Генсбур в фильме присутствуют ещё три с половиной персонажа, с которыми Сюзанна разговаривает. На этих диалогах и выстроен весь фильм.
Первый собеседник Сюзанны - риэлтор Ривьер, персонаж по сути эпизодический, но именно в диалоге с ним она говорит то, вокруг чего так или иначе будет "крутиться" весь сюжет: её муж много лет изменяет ей направо и налево и особо не скрывает это.
Всего в фильме пять диалогов, один за другим: с риэлтором, с её любовником Мишелем (Нильс Шнайдер), с подругой Моникой, с которой муж Сюзанны когда-то ей изменял, с самим мужем Жаном по телефону (те самые "полперсонажа", он присутствует только голосом, да и то недолго) и снова с любовником.
Кадр из фильма "Сюзанна Андлер" предоставлен компанией "Russian World Vision"
В ходе всех этих разговоров вырисовывается достаточно печальная картина. С мужем-миллиардером у Сюзанны уже фактически давно нет семьи, как нет и любви между ними, они очень мало времени проводят вместе, он изменяет ей уже как минимум 9 лет (а всего они женаты, как я понял, 17 лет), последние лет 5-7 у них "ничего не было". При этом и Жан, по её словам, не может её оставить ("пока он не убедится, что я не одна"), и она по своим причинам (в т.ч. из-за денег) не хочет от него уходить, даже зная, что он постоянно изменяет. Она же изменила мужу впервые примерно 8 месяцев назад, встретив журналиста из "жёлтого" издания Мишеля, который стал для неё своего рода отдушиной. И даже не до конца понятно, что именно Сюзанна чувствует к Мишелю, любовь ли это на самом деле. Он, в свою очередь, вроде бы любит её, но как-то странно, грубо и не говоря об этом. А ближе к концу разговора становится понятно, что и со стороны Мишеля никакой любви в общем-то и не было. Такой вот "нелюбовный треугольник" получается: каждый в нём причиняет боль другому и одновременно испытывает боль.
Кадр из фильма "Сюзанна Андлер" предоставлен компанией "Russian World Vision"
Фильм непростой, кому-то он может показаться нудным: одни разговоры, без смены картинки, без всплесков эмоций и неожиданных сюжетных поворотов. Но я считаю, что он получился благодаря двум людям.
По словам Бенуа Жако, этот фильм - посвящение и выражение признательности Маргерит Дюрас, известному французскому драматургу и режиссёру. Маргерит стала в своё время его наставницей, давшей ему путь в большое кино. Может быть, именно поэтому Жако так бережно отнёсся к пьесе при написании сценария и постановке фильма, максимально сохранив "театральность", которая тут, мне кажется, только на пользу.
И, конечно, большое значение тут имеет присутствие Шарлотты Генсбур. Она постоянно в кадре, на её героине - а значит, и на ней - держится весь сюжет. И Генсбур своей игрой по сути "вывозит" фильм. Сдержанная в проявлении эмоций Сюзанна в её исполнении заставляет внимательно смотреть и слушать, пытаясь понять, что же с ней происходит, до самого конца.
Постер фильма "Сюзанна Андлер" предоставлен компанией "Russian World Vision"
Название: Сюзанна Андлер // Suzanna Andler
Режиссёр: Бенуа Жако
Сценарий: Бенуа Жако, Маргерит Дюрас
Страна: Франция
Жанр: драма
Год: 2021
Хронометраж: 91 мин.
Возрастное ограничение: 16+
Дата выхода в российский прокат: 16 сентября 2021 года
Подводя итог, скажу так: фильм однозначно хороший, рекомендую посмотреть, но тем, кто предпочитает интенсивное развитие сюжета, экшн и шквал эмоций, может не зайти.
Click to view
Благодарю российского прокатчика - компанию "Russian World Vision" - за предоставленную возможность увидеть фильм до выхода в широкий прокат.