Про дзен-танцора

Sep 23, 2012 18:57

Этот пост является авторской версией материала "Дзен-танцор", написанного мной специально для проекта Musecube.

Дзен-танцор



На прошлой неделе Астрахань по приглашению проекта ArtHOME посетил всемирно известный танцор и хореограф Боб Айзен.





Боб Айзен - танцор, хореограф, импровизатор, один из основоположников современного танца (альтернативный танец, постмодерн). Занимается танцем с 23 лет (в ноябре этого года ему исполнится 66). Сооснователь (1979) и один из руководителей (до 2000) Links Hall Studio - центра исследования современного танца в Чикаго. Айзен - автор более чем 40 танцевальных постановок от перформансов длительностью в несколько минут до больших групповых работ, лауреат многих профессиональных премий и грантов.
В 2004-2005 годах Боб Айзен совершил путешествие по миру, о котором рассказал в своей книге. Книга издана на нескольких языках, в т.ч. и на русском.
Впервые Боб приехал в Россию в 1995 году, а с 2000 года он живёт по полгода в США и России, география его российских выступлений, перформансов и мастер-классов обширна и охватывает уже практически всю страну. Он постоянный участник и член жюри многих танцевальных фестивалей и конкурсов как в России, так и за рубежом.

В Астрахани Боб Айзен провёл четыре дня - с 13 по 16 сентября. 14 сентября состоялась встреча с ним (о которой и пойдёт речь ниже), а в остальные три дня мэтр дал мастер-классы "Импровизация в танце", посвященные различным танцевальным и околотанцевальным формам и техникам - от йоги до contemporary dance.

Идя на встречу с Бобом, я очень расплывчато представлял, что меня ожидает, но твёрдо знал одно: новые впечатления обеспечены. И я не ошибся…
Саму встречу (по крайней мере, в моём восприятии) можно достаточно чётко разделить на две части, каждая из которых оставила своё впечатление - представленный Бобом перформанс «For Lulu» и собственно общение с гостем.

Перформанс представлял из себя 14-минутную серию сольных работ в сопровождении композиции из песен альбома «Lulu», выпущенного в 2011 году Лу Ридом (Lou Reed) и группой «Metallica». Именно «в сопровождении», а не «под композицию», т.к. достаточно часто движения Боба не согласовывались с мелодией, но каким-то удивительным образом сочетались с ней на эмоциональном уровне. Конечно, я не могу назвать этот перформанс танцем в полном смысле этого слова, по-моему, это было скорее что-то вроде серии пластических этюдов-импровизаций, но тем не менее он породил внутри меня достаточно мощное эмоциональное эхо. По завершении перформанса у меня оставался только один вопрос: КАК? Как может человек в 66 лет так двигаться и так ярко выражать эмоции? Этот (и не только этот) вопрос возник и у других присутствующих, и многие спрашивали у мастера о том, что их интересует.

























Вторая часть встречи прошла в формате «вопрос-ответ» с изредка разворачивавшимися дискуссиями на отдельные темы. В ходе беседы Айзен, который во время танца производил впечатление достаточно замкнутого и «сурового» человека, неожиданно раскрылся как интересный, тактичный и внимательный собеседник, обладающий тонким чувством юмора, благодаря чему разговор то и дело перемежался буквально взрывами смеха. Стоит отметить, что Боб (который, как я уже говорил, последние 12 лет живёт фактически «на два дома», проводя много времени в России) неплохо говорит по-русски. Хотя некоторые участники задавали ему вопросы на английском и ряд заданных по-русски вопросов потребовал уточнений на английском, он отвечал на русском, чтобы было понятно всем. Приведу (по возможности дословно) наиболее запомнившиеся мне его ответы и высказывания:



«Танец для меня - это не средство выразить себя через движение, это способ понять себя. Я не танцую в общепринятом понимании, я делаю те движения, которые хороши для моего тела здесь и сейчас.»



«В моём перформансе нет какого-то сюжета или месседжа, каждый видит в нём что-то своё. Он никак не связан с сопровождающей его музыкой. Эти композиции выбраны потому, что они мне очень близки, они мне нравятся.»



«Не существует определённой последовательности движений в танце, его сценария. Бывает, что раз от раза я меняю местами отдельные движения или целые сеты движений. Это может зависеть от чего угодно - от моего настроения, от аудитории, от музыки…»



«Танец без музыки одинок и несовершенен. Невозможно поставить хороший танец, не имея соответствующей его духу музыки.»



Ответ на тот самый вопрос «КАК?»:
«Каждое утро я минимум 2-2,5 часа занимаюсь йогой, а днём репетирую не меньше 3 часов.»



«Да, у меня бывают моменты депрессии, когда хочется бросить всё и заняться чем-то другим, но среди того, чем я мог бы заниматься, нет ничего, что приносило бы мне такое же удовольствие и такую же свободу, как танец.»



«Главное правило в танце - нет никаких правил и канонов, нет понятий «правильно» и «неправильно». Есть только ты и твоё тело. Слушай своё тело и делай так, как ему хорошо.»







Вот такое двойственное вышло впечатление от увиденного-услышанного. И это, наверное, хорошо, ведь на то оно и искусство, что должно не только доставлять удовольствие, но и хоть иногда наводить на размышления.

лытдыбр, фотопост, Астрахань

Previous post Next post
Up