Ретроспектива строительства метрополитена в Ленинграде. 1 часть.

Feb 12, 2017 12:00


Друзья, сегодня у нас первый отчёт-ретроспектива о строительстве первой очереди Ленинградского метрополитена.

Весь фотоматериал переставленный в отчёте взят из огромной базы фотоснимков - https://pastvu.com/






Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена в Ленинграде был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А. Н. Косыгина. За основу дальнейшей разработки был принят проект ЛНИИКХ 1937 года, основанный на новом генплане Ленинграда от 1935 года. Проектом предусматривалось три диаметральных линии, радиальная, кольцевая линия, и южная линия. В качестве первой очереди была выделена трасса Кировско-Выборгского направления. Разработка, начавшаяся в 1940 году, была поручена московскому институту «Метропроект». К работе были привлечены и ленинградские специалисты. Решение о сооружении ленинградского метро было утверждено 21 января 1941 г. приказом Народного комиссара Лазаря Кагановича за №27 «О создании Строительства №5 НКПС». Первым начальником строительства метро стал Иван Георгиевич Зубков.

Работы по сооружению метро прервала Великая Отечественная война. Через пять дней после начала войны решением Военного Совета Северо-Западного фронта «Строительство № 5 HKПС» переключилось на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Пройденные стволы и выработки пришлось затопить. Во время войны метростроевцы строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде.

После окончания войны, 3 декабря 1946 года приказом № 795/ЦЗ, организуется первый Ленинградский филиал «Метропроект» - «Ленметропроект», а также «Строительство № 5 HKПС» преобразуется в «Ленметрострой». Сотрудникам Ленметропроекта для продолжения строительства пришлось пересмотреть первоначальный проект.
3 сентября 1947 года было возобновлено строительство Ленинградского метрополитена. Уже в сентябре 1948 года технический совет управления утвердил проектное задание на создание механизированного проходческого щита.
В 1949 г. опытный образец проходческого щита был готов и установлен в забое.
7 марта 1954 года, бригада Л. Конькова уложила последнее кольцо тюбингов в левом перегонном тоннеле между станциями «Владимирская» и «Пушкинская». Механизированный щит вошёл в демонтажную камеру. Этой сбойкой была полностью завершена проходка перегонных тоннелей на всей трассе первой очереди Ленинградского метрополитена. Началось строительство и отделка наземных вестибюлей, электромонтажные работы.
8 октября 1955 г в 6 часов 14 минут, по первому участку первой очереди прошел пробный поезд.
15 ноября 1955 г. в Ленинградском метрополитене началась постоянная эксплуатация станций первой очереди. Начало свою работу и первое депо - «Автово». За трудовую доблесть коллектив Ленметростроя был удостоен высшей награды - ордена Ленина.

Район станции метро "Автово":
1. Автово, улица Стачек. 1929 год.



2. Автово до начала застройки 1931 - 1935



3. Район будущего вестибюля станции етро "Автово", застройка проспекта Стачек. 1939


Сейчас:



4. Пересечение современной улицы Зайцева и пр.Стачек. Возведение баррикады в середине сентября 1941.
Дома по четной стороне Стачек в этом месте практически не изменились.





5. Строительство баррикад на проспекте Стачек 1941.


Сейчас это место выглядет так:



6. 1941-1942. Слева, на месте одного из двухэтажных зданий, будет возведён вестибюль станции "Автово".



7. Баррикады на проспекте Стачек 1941 -1943 годы.



8. Триумфальная арка в Автово - сооружена в 1945 году по проекту архитектора В. А. Каменского.
Летом 1945 года в Ленинград возвращаются войска после Победы. За несколько дней до подхода частей с фронта было решено построить арку. Спроектирована арка была за день, построена за неделю. Материалом послужили доски и гипс. Надпись на арке «Слава победителям», барельефы из гипса с профилями Ленина и Сталина.
8 июля 1945 года (воскресенье) состоялась встреча воинов-гвардейцев (45-я стрелковая дивизия). У Триумфальной арки командир гвардейской дивизии генерал-майор И. И. Трусов отрапортовал секретарю Ленинградского горкома партии А. А. Кузнецову: «Гвардейская, ордена Ленина Краснознамённая Красносельская дивизия находится на марше!..» (из книги «Нарвская застава» Г. Зуева). Старейшие рабочие Нарвской заставы приветствовали командира хлебом-солью.



9.


Сейчас это место выглядит так..



10. Отделочные работы в вестибюле станции метро Автово 1955



11. Наземный вестибюль станции "Автово" в 1955 году.


Вестибюль станции "Автово" сейчас:



Район станции метро "Кировский завод".
1. Строительство клуба им. Газа, 1937 год.


Сейчас:



2. Дворец культуры им. И. И. Газа в 1938 году.





3. Трамвай №35 на проспекте Стачек. 1956-1959.


Сейчас трамвайные пути перенесены на параллельную улицу - Маршала Говорова.



4. Центральный зал станции "Кировский завод" в 1955 году.



Район станции метро "Нарвская".
1. Нарвские триумфальные ворота в 1857.
Триумфальные ворота построены в 1827-1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектор Василий Петрович Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней)[1], П. К. Клодт (первая серьёзная работа). Высота - более 30 м, ширина - 28 м, ширина пролёта - более 8 м, высота пролёта - 15 м.



2. 1890-1900.



3. 1905-1908.


Сейчас:



4. 1912 -1913. Строительство дома 24 по Нарвскому пр.


Сейчас:



5. Нарвские ворота в 1913-1914 годах.



6. Нарвский мост через речку Таракановку, которая протекала с южной стороны от ворот.



7. Склады Евангелического общества религиозного и нравственного обучения протестантовa.


На том месте, где сейчас находится здание торгового центра на площади Стачек, располагалась когда-то территория, принадлежавшая Евангелическому обществу для религиозного и нравственного назидания протестантов. Оно было основано пастором и историком реформатской церкви в России - Германом Фридрихом Дальтоном (1833-1913), учредителем «Городской миссии» Евангелического союза религиозно-нравственного попечения о протестантах . Общество, утвержденное в 1879 году, ставило целью «сближение с протестантской церковью членов ее, впавших в порок или нищету». После отъезда пастора Дальтона из России пастырскую и благотворительную деятельность на приходе продолжили его помощники. Работа состояла в руководстве десятью воскресными школами на немецком, латышском, эстонском, финском языках, посещении тюрем, госпиталей, домов, проведении уроков Библии на разных языках в отдаленных районах города, распространении текстов "Еженедельной проповеди", работе с бездомными, одинокими, бедными, нищими. Обществом содержались около двадцати благотворительных заведений, среди которых были ночлежный дом для подмастерьев, три приюта для гувернанток, убежище для проституток, «Дом моряков», тринадцать воскресных школ. При этом свою задачу руководители организации видели как в оказании нуждающимся материальной поддержки, так и в заботе об их нравственности. Целая армия волонтеров - членов общества, подготовленных специально приглашавшимися из Германии опытными наставниками, - выполняла роль духовных пастырей, проповедуя среди находившихся в госпиталях, богадельнях, тюрьмах, среди солдат и матросов, обитателей городского «дна» в стремлении вернуть в лоно церкви всех, кто отдалился от неё, «впав в порок и нищету».

8. Вид на Нарвские ворота и р.Таракановку в 1914 году.



9. Строительство дома культуры Московско-Нарвского района  в 1925-1927 годах.



10. Аэрофотосъёмка площади в 1931 году. Торговый центр и дом культуры Московско-Нарвского района на площади уже построены, а на месте станции метро располагается сквер.



11. Панно на площади Стачек в 1932-1934 годах.



12. Надстройка дома на площади Стачек в 1934 году.


Сейчас:



13. 1935-1940 года.



14. Пл. Стачек в 1936 -1640 годах.



15. 1941-1942 Баррикады на Пл. Стачек.



16. Баррикада на Нарвском проспекте.


Сейчас:



17. 1941 Баррикада на проспекте Газа.



18. 1941г. Санитарный пост на площади Стачек.



19. 1943г. Советские САУ СУ-122 идут по Ленинграду на фронт, возвращаясь из ремонта.



20. 1953г. Площадь Стачек. Справа от Нарвских ворот виден забор на месте строительства вестибюля станции метро "Нарвская".



21. 1954г. Строительство вестибюля станции "Нарвская".



22. 1955г. Завершение отделочных работ на станции "Нарвская".



23. 1955г. Центральный зал станция метро "Нарвская" накануне открытия.



24. 1955г. Завершение строительтсва вестибюля Нарвской. К тому моменту, пл. Стачек являлась курпным транспортнм узломи с пересечением нескольких трамвайных маршрутов.


Сейчас трамвайные пути частично демонтированы.



Район станции метро "Балтийская".
1. 1867г. На тот момент - Петергофский вокзал.


Современное здание вокзала построено в 1855-1858 годах архитектором А. И. Кракау. Прототипом вокзала послужил Восточный вокзал в Париже. По бокам здания располагались двухэтажные флигели, левый предназначался для императорской семьи. Перроны имеют стеклянное перекрытие, в витраже фасада установлены действующие поныне часы «Павел Буре».

В 1853 году барон Штиглиц совместно с бароном Фелейзином занялся постройкой частной железной дороги из Петербурга в Петергоф. Вокзал был построен для этой железной дороги и до 1872 года назывался Петергофским. Движение поездов с вокзала открыто 21 июля 1857 года. В 1860-1870 годах частная Петергофская железная дорога была соединена новой линией с Красным Селом, а через него по Балтийской железной дороге - с Гатчиной, Нарвой, Ревелем (ныне Таллин) и Балтийским Портом (ныне Палдиски). 19 декабря 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля, с этого времени вокзал стал называться Балтийским.

2. Балтийский вокзал в 1908-1910 годах. На фото видны трамвайные пути.



3. 1908 год, кольцо трамвая №3.



4. 1913 год.



5. 1919 год, открытие памятника Огюсту Бланки.



6. 1928-1929 года.





7. 1947 год.



8. 1949 -1954 года. Общий вид площади у Балтийского вокзала после реконструкции. Слева, за памятником И.В. Сталину, виден забор строительной площдаки вестибюля станции "Балтийская".



9. 1958г. Вестибюль станции метро "Балтийская".





Район станции метро "Технологический институт".
1. Здание Технологического института до перестройки в 1860-1880 годах.



2.  1890-1898 года. Конки на Загородном проспекте.



3. 1903 год.



4. 1932 год.



5. 1950 год. Строительство наклонного хода станции метро "Технологический институт".



6. 1954 -1955 Строительство станции метро "Технологический институт".



7. 1955 -1959 года.



8. 1957 год.



9. 1959год. Центральный зал станции метро "Технологический институт".



10. 1962.



11. 1962 -1967гг.



12. 1963год. Электросветовая схема метро на станции Технологический институт.



Район станции метро "Пушкинская".
1. Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семёновского полка в 1860 году.


После перевода Семёновского полка в Санкт-Петербург для полка была первоначально поставлена церковь-палатка, а затем несколько деревянных церквей. Последняя из них была разобрана, когда выяснилось, что она мешает строительству Царскосельской железной дороги. По распоряжению императора Николая I вместо разобранного храма было начато строительство новой каменной церкви, автором проекта которой был Константин Андреевич Тон. Работы проводились под контролем министра двора князя Петра Волконского, который числился в полку генералом. Финансирование строительства велось за счёт казны.

Здание было заложено 22 августа 1837 года, к 1839 году основные работы были закончены. 21 ноября 1842 года в присутствии Николая I состоялось освящение церкви. Первоначально здание имело помимо главного алтаря ещё два придела - южный во имя благоверного князя Александра Невского и северный во имя праведных Захарии и Елизаветы. В 1906 году во время реконструкции здания в подвальном этаже был сооружён придел священномученика Иакова.

В 1907 году в здании были проведены обширные реставрационные работы. 18 ноября 1912 года на хорах церкви был освящён придел святителя Иоасафа Белгородского и великомученицы Екатерины. В 1913 году церковь получила статус собора.

8 марта 1932 года по решению Леноблисполкома собор был закрыт. В 1933 году, несмотря на то, что здание имело статус памятника архитектуры, оно было разрушено.

2. Обуховская женская больница 1880-18901



3. 1900 год, старое каменное здание Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге. Построенное в 1849-1852 годах по проекту архитектора К. А. Тона.



3. 1901 год. Разборка здания старого Царскосельского вокзала.



4. 1901-1902 годы. Разборка здания старого Царскосельского вокзала



5. 1901 -1902 годы. С-Петербургская станция императорских поездов, устройство навеса над платформой.



6. 1901 год. Строительные работы у Императорского павильона Царскосельского вокзала.



7. Современное здание Витебского вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание - одна из первых общественных построек в стиле модерн.

Ярко выражена непривычная для начала XX века планировка здания, когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. В этой постройке чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри → наружу». Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана, исходя из рациональных соображений.

При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор - инженер В. С. Герсон).



8. 1904-19010 годы.



9. 1904 год. Световой зал вокзла.



10. 1904 год. Царскосельский (Витебский) вокзал. Вид на тупики и лобовую платформу.



11. 1907 год. Разборка офицерского флигеля Семеновского полка на Загородном проспекте.



12. 1908 Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семёновского полка.



13. 1912 -1913 годы. Загородный проспект.


Современный вид:



14. 1913-1914 годы. Царскосельский вокзал и ныне засыпанный - Введенский канал.



15. 1925 -1930годы.  Детскосельский (Витебский) вокзал.



16. 1934 год, сквер на месте собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семёновского полка.



17. 1934 год. Введенский канал.



18. 1938 -1940 годы.  Введенский мост через одноимённый канал.



19. Блокадный 1942 год, грядки в сквере на месте собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Дом по центру фотографии стоит на месте вестибюля станции метро "Пушкинская".



20. 1947-1948 года. Загородный проспект, дом 50.



21. 1955 -1956 годы. Вестибюль станции метро "Пушкинская".



22. 1955 год. Загородный проспект.



23. 1956 год. Станция метро Пушкинская.



24. 1959 год. Поезд метро на станции метро "Пушкинская".



Район станции метро "Владимирская".
1. 1880-1890 годы. Владимирская церьковь.



2. Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.
Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.
В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.
В 1830-1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.
В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850-1853 годах он же соорудил две часовни и ограду.
В 1883-1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.
После реставрации 1887-1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.
В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».
В августе 1989 года она была возвращена верующим и освящена 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.
В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.



3. Владимирская площадь в 1908-1914 годы.



4. 1923-1930 Дом на Владимирской площади, на месте которого будет возведён вестибюль метро.



5. 1938 год.



6. 1941 год.  Вид с колокольни Владимирского собора.



7. 1941 год. Разбитый при артобстреле трамвай на Владимирской площади.



8. 1942 год. Покупка дров на площади Нахимсона.



9. 11.03.1942 Пожар жилого дома на пл. Нахимсона.



10. 1955 год. Наземный вестибюль станции "Владимирская".



11. 1955 год. Центральный зал станции "Владимирская".



12. 1960 -1965 годы. Наземный вестибюль станции метро "Владимирская".


А так Владимирская площадь выглядит сейчас:



Район станции метро "Площадь Восстания".
1. 1853 год. Перевоз регалий из Москвы в Петербург.



2. 1863-1864 годы. Николаевский вокзал. И Лиговский канал.


Здание возведено в 1844-1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является близнецом построенного им же Ленинградского вокзала в Москве.

В 1891-92 засыпана нижняя часть Лиговского канала до Обводного канала., к 1926 - участок от Обводного до Московского просп., в 1965-69 - до пересечения с Краснопутиловской улицей, сооружен отвод канала в речку Красненькую с небольшим продолжением до Кузнецовской ул. для питания прудов парка Авиаторов.

3. 1865-1870 годы. Знаменская церковь.


Деревянная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим была построена на пересечении Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1768 годах. В народе она получила название Знаменской по приделу, освящённому в 1765 году в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794-1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 году появилась чугунная ограда и две часовни (и то, и другое было перестроено П. А. Чепыжниковым при ремонте 1863-1865 годов). По имени церкви («Знаменская») получили своё названия Знаменская площадь и Знаменская улица (ныне площадь и улица Восстания). Знаменским назывался и мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

Церковь была разобрана в начале 1941 года. В 1955 году на месте церкви был открыт наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания».

В 2007 году на стене вестибюля станции была установлена мемориальная доска в память о Знаменской церкви.

4. 1885-1891.



5. 1892-1900 годы. Лиговская улица от Знаменской площади.



6. 1896 год. Знаменская площадь и конки следующие по Невскому проспекту.



7. 1897-1900.



8. 1899-1901 годы. Выбор места под фундамент памятника Александру III.



9. 1900 год. Арка на Невском проспекте по случаю приезда персидского шаха Муззафар-ад-дин-Шаха.



10. 1903 год. Декоративное панно Пётр I на Ладожском озере у Николаевского вокзала.



11. 1906 Забивка свай для установки памятника Александру III.



12. 1913 Знаменская площадь. Вид на Николаевский вокзал и памятник Александру III.



13. 1918 год. Знаменская церковь. Иконостас.



14. 1923 год. Капитальный ремонт на Знаменской площади.



15. 1929 год.


16. 1937 год.



17. 1948 год. Сквер на месте Знаменской церкви.



18. 1948 год.



19. 1952-1953 годы. Строительство наземного вестибюля станции метро "Площадь Восстания".



20. 1952 год. Площадь Восстания.



21. 1955 -1956.


Современный вид Площади Восстания:



22. 1956 год. Внутри наземного вестибюля станции "Площадь Восстания".



Благодарю за внимание, надеюсь вам понравился такой формат, если да, то обязательно отпишитесь и поддержите лайками и репостами, от этого будет зависеть продолжение проекта.

история строительства метрополитена, Метрострой Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up