Нередко так бывает, что, как в известной всем поговорке, «сапожник остаётся без сапог». Так случилось и со мной: историк по профессии, я изучаю события далекого XIX столетия, но никогда не уделял должного внимания истории своей семьи. Между тем, в роду каждого из нас есть люди, о которых нам хочется узнать лучше, мы обещаем себе, что вот-вот начнём поиск, засядем за документы, но это «вот-вот» очень часто так и не начинается никогда. Для меня такой человек - мой дядя Налимов Александр Васильевич, который навсегда остался в памяти родных 25-летним красивым и добрым молодым человеком, я и сам сейчас старше его уже на 9 лет. Он погиб в декабре 1984 г. в Афганистане. Из сохранившихся дома немногих документов, писем и фотографий мы знаем только самые общие сведения о его военной службе после окончания в 1980 г. Ленинградского высшего общевойскового училища им. С.М. Кирова (г. Ленинград) в Группе Советских войск в Германии, с декабря 1983 г. в Закавказье и с февраля 1984 г. в Афганистане. Я уже давно давал себе слово, что отправлю запрос в ЦАМО РФ в Подольске, и корю себя, что так и не сделал этого. И вот на днях к нам домой позвонили из сыктывкарской школы № 12, которую дядя окончил в свое время и попросили дать им информацию о его военной службе в 1980-1984 гг. Запрос в архив отправлять было уже поздно, ответ пришел бы в лучшем случае через два месяца, требовалось собрать всю возможную информацию из того, что сохранилось дома. Естественно, первой мыслью было собрать все конверты с письмами А.В. Налимова из армии и попытаться восстановить этапы его недолгой военной службы по номерам воинских частей и полевых почт. Номеров этих оказалось не так уж и много - п/п 89730-с, в/ч 94029, п/п 96044, п/п 22727 «Э», п/п 94777, с последнего адреса пришло совсем немного писем от него и затем была уже прислана «похоронка». Пятизначная номерная система была введена в ВС СССР в далеком 1943 г. и позволяла в целях сохранения военной тайны шифровать от непосвященных настоящие названия и номера воинских частей. Понятно, что особой тайны для людей сведущих здесь быть не могло, но большим подспорьем в деле сохранения гостайны стала установившаяся со временем практика бессистемного назначения МО СССР номеров полевых почт. Еще одна тонкость, о которой надо помнить: если на конверте перед пятизначным номером ставились буквы «в/ч», то это обозначало, что воинская часть находилась в пределах Союза, а если на конверте было написано «п/п», то воинская часть находилась за границами СССР. Эти цифры вместе с письмами А.В. Налимова и стали опорой для небольшого исследования. Естественно, что полученные данные требуют проверки и уточнения в архиве МО РФ.
Итак, после окончания училища лейтенант А.В. Налимов был направлен в Группу Советских войск в Германии. Его первым местом службы стал небольшой городок Людвигслуст, где квартировал 240-й мотострелковый Краснознаменный полк 21-й мотострелковой Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 2-й гвардейской танковой армии. Затем, в конце 1980 или в самом начале 1981 гг. лейтенант Налимов получил назначение в недавно сформированный в составе 2-й гв. ТА 1185-й отдельный десантно-штурмовой батальон в г. Фюрстенберг (п/п 89730-с), где он, хорошо освоив новую для себя специальность десантника, прослужил до зимы 1983 г. и получил очередное воинское звание старшего лейтенанта.
К тому времени подходил к завершению обычный для неженатого офицера трехлетний срок службы в ГСВГ, и А.В. Налимов планировал перевестись в Ленинградский военный округ. Однако, в декабре 1983 г. он прибыл к новому месту службы в г. Лагодехи Грузинской ССР в в/ч 94029. За этими цифрами была зашифрована 12 отдельная бригада специального назначения ГРУ МО СССР, в составе которой по директиве Генштаба от 29.02. 1980 г. был сформирован 173-й отдельный отряд специального назначения для действий на территории ДРА. В отличие от других подразделений спецназа он не был сразу введен в бой и продолжал подготовку, однако, в ходе боевых действий стала очевидна необходимость усиления группировки специальных сил в Афганистане. Боевая подготовка отряда была интенсифицирована и приближена к условиям будущего ТВД, в декабре 1983 г. в его состав по замене были направлены офицеры десантно-штурмовых частей из Западной и Центральной групп войск. В конце 1983 - начале 1984 гг. в штабах появился план «ЗАВЕСА», в соответствии с которым спецподразделения должны были взять под свой контроль приграничную с Пакистаном территорию Афганистана по линии Джелалабад-Газни-Кандагар с целью воспрепятствовать доставке мятежникам оружия из Пакистана. 173-й ооСН должен был дислоцироваться в г. Кандагар и отвечать за зону ответственности «Юг». Получив маскировочное название «3-й мотострелковый батальон» и индекс п/п 96044, 173-й ооСН был введен на территорию Афганистана 10 февраля 1984 г. В письмах А.В. Налимова домой за декабрь 1983 - апрель 1984 гг. говорится о переводе в «учебный центр», смене п/п на 22727 «Э» (под индексом 22727 была зашифрована 847 станция фельдъегерско-почтовой связи при 70-й гв. Омсбр, дислоцированной в г. Кандагар, значение литеры «Э» уточнить не удалось) и периодических «учениях» и «командировках». Из материалов «Книги Памяти» сейчас известно, что за непродолжительное время пребывания в ДРА А.В. Налимов принял участие в 5 боевых операциях в феврале-апреле и ноябре-декабре 1984 г.
В июне-октябре А.В. Налимов находился в домашнем отпуске в Сыктывкаре и проходил лечение в больнице (были подозрения на инфаркт). После болезни старший лейтенант А.В. Налимов был переведен из спецназа в пехоту, приняв в ноябре 1984 г. под командование взвод разведки 3 мотострелкового батальона 66-й отдельной мотострелковой Выборгской Краснознаменной орденов Ленина и Александра Невского бригады, а уже 21 декабря в бою в провинции Кунар он был тяжело ранен и умер от потери крови. Награжден орденом Красной Звезды посмертно.